СЕЛО КАМЫШЛА – наша «малая Родина».
 
История нашего края – тема необъятная. История – это не только факты и даты, история – это чьи-то судьбы и характеры, это бесчисленные необыкновенные происшествия, невероятные подчас события и факты, это человеческие слезы, боль, счастье… Это – ЖИЗНЬ!
 
Древние китайцы говорили: «Когда пьешь воду, вспомни о тех, кто вырыл колодец». Это очень мудрая мысль, потому что люди, отрезанные от своего прошлого, не способны в настоящем и будущем созидать. Мы должны знать объективную историю своего села, края.
 
Проведя социологический опрос, выявилась проблема – жители села Камышла не знают историю своего родного края, НО ХОТЕЛИ БЫ ЗНАТЬ. Мы пришли к выводу, что необходимо знать прошлое и настоящее своего села, «малой Родины», ее духовные и культурные традиции и мы поможем в этом.
 
 Главная идея и актуальность. Для чего мы выбрали эту проблему? В первую очередь для того, чтобы глубже изучить историю села. В наше время мало кто интересуется прошлым своей малой родины, и это является настоящей проблемой. Но потребность знать историю своего края все равно возникнет у каждого. И поэтому, возможно, наша работа заинтересует подрастающее поколение. Нам бы хотелось разбудить у девчонок и мальчишек уважение и любовь к родному селу. Ведь будущее этого села зависит именно от них. Интерес к историческим и художественным ценностям растёт день ото дня, потому что они обладают свойством эмоционального воздействия на мысли и чувства людей, участвуют в воспитании человека. Особое место здесь занимает интерес к своей малой родине, к повседневному окружению, к истории того места, где ты живешь.
 
 Цель нашей исследовательской деятельности - собрать материалы о возникновении и развитии села Камышла.
 
 Конечный результат работы будет чтение доклада на школьной конференции и стенд в школьном музее об истории села Камышла.
 
Для достижения цели должны решить следующие задачи:
 1) найти и изучить литературу о первых жителях, населявших наши земли;
2) из бесед с пожилыми жителями села записать всё известные им факты об истории родного села;
 3)поработать с материалами, хранящимися в Камышлинском архиве при администрации;
4) описать историю села Камышла из найденных источников;
5) создать в школьном музее стенд «История села Камышла».
 
Основной метод исследования - опрос старожилов и работа в архиве.
 
Предмет исследования - история родного села Камышла. 
Объект исследования - село Камышла.
 
Возникшие проблемы, трудности, пути их решения. Очень непросто оказалось разобраться в прошлом села. Все найденные нами сведения о Камышле были отрывочны и очень запутаны. Никто, видимо, не занимался систематизацией сведений о селе с далекого прошлого и до наших дней. Порой повторяющиеся факты о селе в разных источниках противоречат друг другу. Пришлось анализировать и сопоставлять сведения о селе. Здесь нам большую помощь оказали старожили села Абдрафиков Ахметнагим Абдрафикович и Бадретдинов Мидухат Минутдинович, собиравшие статьи о прошлом села. До этого нам никогда не приходилось разбирать такое количество исторических фактов. Но и эта проблема нами решена.
 
Посетив районную библиотеку села Камышла, мы нашли и изучили литературу о первых жителях, населявших наши земли.
 
 В межвузовском сборнике научных трудов "Культура бронзового века Восточной Европы", изданном в Куйбышеве в 1983 году, Агапов упоминает могильник Чулпан - памятник периода срубной культуры. Племена срубной культуры - это индоевропейские племена, занимавшие территорию степи и лесостепи от Северного Причерноморья до Уральских гор с середины второго тысячелетия до н. э.
В могильнике Чулпан были найдены костяная пряжка, кварцитовый наконечник дротика и костяные кольца, характерные для племен срубной культуры. По вопросам о происхождение татарских сел Сока, об освоение земель, о формировании населения в XVII - XIX вв. богатейший материал дают архивы : фонды Центрального Государственного Архива Древних Актов в Москве, фонды Государственного Архива Куйбышевской области в Куйбышеве, фонды Государственного Архива Оренбургской области в Оренбурге, фонды архива краеведческого музея г. Бугуруслана (татарские села относились к Бугурусланскому уезду Самарской губернии с середины XIX века по 1917год).

Откуда же пришло сюда татарское население, кто такие татары? Каково их историческое происхождение, так формировался язык, на какие группы делятся татары, какова их численность и где находятся основные районы расселения татар.
Историческое развитие сокских татар неразрывно связано с развитием всего татарского народа. Живописные берега Волги, Камы, Кинеля, Сока, луговые поймы с озерами, богатыми рыбой и птицей, плодородные земли не могли ни привлекать с древних времен многочисленных поселенцев. С IV века н. э. многочисленные кочевные племена (в большинстве своем тюркоязычные), стали проникать с юго-востока и юга в лесостепную часть от Урала до верховьев Оки, постоянно вытесняя и частично смешиваясь с жившими здесь финно-угорскими племенами.
С IV века на среднюю Волгу переселяются тюркоязычные племена - болгары. Они расселялись в основном на левобережье Волги и Камы. Здесь в конце IV - начале X века складывается раннефеодальное государство, получившее название Волжской Булгарии. Южная граница этого государства проходила по Самарской Луке (Мурмский городок) и дальше на восток по реке Черемшан.
И согласно схемеы-карты, помещенной в книге казанского историка, доктора исторических наук, профессора А. Х. Халикова "Происхождение татар Поволжья и Приуралья" , территория нашего района отнесена к зоне "политического влияния" Волжской Булгарии.
Предания гласят, что берега реки Сока в окружностях нынешней Камышлы начали заселяться в XVI веке. . В 1533 году там было основано село Татарский Байтуган, которое именовалось еще и Верхний Ермак. В 1737 году несколько жителей отделились и образовали село Нижний Ермак.
Первая половина XIX века была временем дальнейшего развития капиталистического уклада в экономике края, разложения феодально-капиталистической системы, дальнейшего обострения классовой борьбы. Государственные крестьяне составляли большинство среди крестьян других категорий (помещичьих, удельных) - 390141 человек, что составляло 62,9 процента.
Быстро росло население края. На свободные земли Заволжья царское правительство переселяло крестьян, новые земли привлекали помещиков. Только с 1816 по 1848 год переселенцы с Украины, с Курской, Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Рязанской и других губерний основали в Бугурсланском уезде около 200 поселков и деревень.
В 3-4 раза увеличилось с 1804 по 1859 год население Камышлы. В 1804 население сел сокских татар было таким: Камышла - 280 жителей, 55 дворов Состав населения сел середины XIX века мы видим из Списка населенных мест по сведениям 1859 года (Самарская губерния), Петербург, 1884 год. Согласно этому "Списку…" в Камышле в 1859 году было 1535 жителей, 214 дворов, одна мечеть К середине XIX века самым крупным селом становится Камышла. В 1910 году в Камышле уже было 3336 жителей, и 620 дворов, (то есть за полстолетия население удвоилось). Такой рост населения в XIX веке объяснить можно появлением здесь переселенцев из других мест, а также за счет естественного роста населения. В книге Ю. М. Тарасова "Русская колонизация Южного Урала" отмечается переселение крестьян в Бузулукский , Бугульминский уезды. Он пишет о переселении в первой четверти XIX века в Камышлу "ясачных татар" Камышла, как наиболее многочисленное и более выгодно расположенное географический поселение, впоследствии становится районным центром до 1963 года, то есть до слияния Камышлинского района сначала с Похвестневским, потом в 1965 году с Клявлинским и образования Клявлинского района. Потом эти районы обратно разделились.
 
 
Чтобы узнать историю села Камышла мы встретились со многими пожилыми односельчанами. Выяснили что у Абдрафикова Ахметнагима Абдрафиковича храниться копия перевода с татарского летописи истории села Камышла. Он разрешил отксерокопировать и поместить копию летописи в школьный музей. Изучив летопись, мы выяснили, что она дополнялась и передавалась по наследству из поколения в поколение.
 
Так как много грамматических ошибок мы обработали летопись, не искажая смысла (в перспективе мы намерены выпустить брошюру об истории села Камышла.) От автора перевода исторического очерка.
 
 Прилагаемый исторический очерк описывает историю сел Камышлинского района: когда они населялись – основывались, какие были события до революции, как жили, канун Октябрьской революции, период установления советской власти и борьба за упрочение Советского строя, период гражданской войны, период коллективизации сельского хозяйства и т.д. Но не всё ещё освещено, что происходило. Поэтому необходимо продолжать собирать новые материалы по всем сёлам и деревням, углублять, расширять изучение истории района, дополнять новыми материалами. Описать бы географические данные природы, фауны района, ископаемые, экономику, достижения, культуры, и т.д.
 
Декабрь 1960 год Саниахмет Хузиахмет: Село Камышла
 
ПРИМЕЧАНИЕ: Подлинные записи, написанные на татарском языке, арабским алфавитом жителем села Камышла Сафиным Латфуллой, хранились в музее Камышлинской средней школы. Но вся папка с документами была похищена из музея, согласно объяснениям учителя географии Горячева П.А. Подпись: Саниахметов.
 
 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА об истории села КАМЫШЛА и Камышлинского района
 
 В данную справку включены сведения до начала 20 века, взятые из дневников, оставленных гражданином села Камышла Идиятовым Галиуллой, данные его дедов, прадедов пяти поколений – Идият, Бакир, Гумер и др. и дневников Сафиных Яруллы и Латфуллы, также записи, оставленные их дедами, прадедами, а также по сведениям собранных работниками Казанского филиала Академии наук СССР Г.К. Якуповой и по материалам гражданина села Старое Ермаково Ахмадуллина Гатиятуллы. Период - начало 20 века – 1960-е гг. , автор справки Саниахметов Хузиахмет излагает из личных наблюдений. Населённые пункты Камышлинского района начали населяться и образовываться в 16 веке. Так, например: село Татарский Байтуган, ранее именовалось Верхний Ермак, основалось в 1533г. Село Камышла основалось в 1580году. Село Балыкла основалось в 1650 году или 1660 г. Село. Старое Ермаково основалось в 1737 году. В село Старое Ермаково поселились граждане из села Тат. Байтуган или Верхний Ермак, а село Старое Ермаково называлось Нижний Ермак. Эти названия сёл сохранились до 1850 годов в печати старосты. Село Новое Ермаково основали граждане переселившиеся из села Старое Ермаково, примерно в 1790 – 1800 гг.
 
Название села Ермак было дано по имени первого поселенца Ярмухамеда Туй бакты более подробности не описываются. В 1533году, якобы Казанский хан Мухаммед – амин прислал Ярмухамеда старшиной в Татарский Байтуган, тогда же село было названо его именем Верхний Ермак. Впервые в селе Старое Ермаково появилось 12 дворов. В селе Камышла впервые появились шесть дворов русских, прибывших из села Старые Сосны. Позднее появились 10- 12 дворов башкир. Через 60лет стали прибывать и поселяться татары из Татарии – города Бавлы. Первыми поселенцами были Айсакай, Мусакай/видимо Айса, Муса, Иса и т.д./ Ещё автор этих строк помнит, как называли северный конец села Камышла - шестидворный конец/ алтын учы – или алты ой учы/. Населённый пункт назвали Камышла потому, что на этом месте были непроходимые болота и росли камыши. Здесь тогда гнездились дикие гуси, журавли и лебеди. Они выводили своих птенцов. Названия речка Камышлинка, Сок дали первые жители. Земли – поля вокруг Камышлы в радиусе 50 вёрст назывались Надировские дачи, куда входили на востоке село Рычково и село Бакаево, на юге село Балыкла, с севера село Семёнкино и на западе село Новое Ермаково. Почему назывались Надировские дачи? Есть легенда, якобы возле Камышлы была война . Во время боя был тяжело ранен некий большой начальник-генерал и оставлен в камышах/видимо в панике/ . Надир из села Камышла со своим товарищем Чанкабиром, спасли этого генерала. Якобы они сделали из камышей носилки и вынесли с поля боя в тыл раненого генерала. Потом через определённое время этот генерал приехал в село Камышла, разыскал Надира и ему предложил дар за его спасение - «сколько хочешь бери денег, золото и т.д.». Надир от золота отказался, он попросил земли . Ему дали землю в радиусе 50 верст и грамоту, в которой говорилось о предоставлении льгот жителям, проживающим в селе Камышла. Жителей освободили от всех повинностей: от уплаты налогов, воинской повинности и др. Кто пользовался льготами называли башкирами, а тех кто приезжал жить позже, называли ясачными. Они не пользовались льготами. Эта грамота после смерти Надира перешла деду Шарифу, позже - старухе Шарифе. В последствии эта грамота сгорела в пожаре. После этого все льготы и привилегии были отменены. В селе Камышла жили русские, башкиры, татары – типтэре и ясачные, каждый имел свое начальство, отдельно старост, сотских и т.д. Башкиры, проживающие по реке Сок давали одного солдата с пяти дворов, служить царю сроком на 25 лет. Из рассказов старых людей известно, что богатые люди в солдаты не ходили, хотя и им выпадал жребий, но вместо себя нанимали бедных людей и посылали насильно путем обмана. В 1774 году, якобы войска Пугачева заняли село Камышла. Когда войска подходили к селу народ бежал в лес. Войска дошли до второго оврага, что на севере от села Камышла в сторону села Давлеткулово («аулы –кул»- в переводе «овраг-кол-нашествие войск, войсковой, войсковой кол»), не обнаружив никого ушли обратно. Жители находились в лесу, немного дальше - в третьем овраге ( «суенчеле –кол» (сэнчэлэкол) так в народе говорят, в переводе на русский язык овраг – дар за радостные вести) .
 
 Есть легенда, что когда–то на юго-востоке села Камышла находились войска, наступающие с юга. Они расположились в местности- урочище «тун-каен» в переводе на русский язык «мерзлая береза» и «зиратлы чагыл»- в переводе на русский язык- «могильная гора», на горе были могилы, обложенные каменной изгородью , видимо там были похоронены погибшие в бою. Их противники находились на правом берегу речки Сок - на севере урочища «журавлиное гнездо», что между золотой горой и «клыч тау» в переводе на русский язык «сабля гора». На этой горе нашли саблю, оставленную после боев. Надо полагать, что это тоже относится ко времени нашествия Пугачева. Очевидно с юга «тун каен» и «зиратлы чагыл» находились войска Пугачева, а на севере войска царицы Екатерины Второй - отступавшие на север. Границы между селами, якобы установили только в 1850-1860гг. Прилагается два документа, написанные жителем села Камышла - работником колхоза «Яна турмыш» Сафиным Латфуллой, на татарском языке арабским шрифтом-алфавитом (так писали раньше татары). Эти документы прилагаются. Об истории села Камышла. Перевод с татарского Копия (Выписано из старых дневников и записей) Первые шесть семей русских прибыв, поселились в местности урочище "Княчке – тубяге” по речке Сок. Их лошади уходили пастись на луга "Ачы”(Горькие) за речку Сок, на солончаки лизать соль. Они были вынуждены переселиться в местность "Камышлы - кул” (территория села Камышла). Они же дали названия речкам Сок и Камышлинка. К этим шести дворам русских ещё поселились прибывшие из Башкирии десять семей, и так стало 16 дворов - это было в 1581году. Тогда в этой местности было болото, росли камыши, которые дали название селу. К ранее поселившимся русским и башкирам стали присоединяться казанские татары. Таким образом население стало увеличиваться. Когда людей стало много, они растоптали болота и родники. Остались только два родника - "Кара туп”(в переводе - чёрное дно) и "Варлан”( назван по имени одного русского человека Вардам). Родник "Кара теп” находится в центре села Камышла.
 
В 1584 году открыли молельный дом – мечеть. Имамом мечети был Габдулгазиев. Через несколько лет был пожар и мечеть сгорела. В 1863 году была построена другая мечеть, действующая до сих пор. Из города Стерлитамак привезли муллу – имама мечети Надир – хазрята, он служил имамом. После были имамамы Шариф, Бадретдин, Миргабиджан, Мухаммятгали, затем Джамиль. Село Камышла быстро росло. От него отделились три посёлка : в 1911году был большой пожар, сгорело 315 дворов - отделился посёлок Бузбаш. В 1922 году отделяется от Камышлы деревня Давлеткулово, а затем и поселок Юлдуз. Эти данные фиксировали жители села - Исай, Хусаин, Хасан, Ахсан, Исхак, Ахметаян, Ахметсафа. Записи велись и передавались из поколения в поколения. В те времена земли было много. Кто сколько хотел, столько и пахал - поэтому отдельные местности – урочища именовались по имени тех, кто владел этими землями, как например: село Давлеткулово - по имени Давлеткул. Люди в 16 веке жили как казахи, киргизы - в полянах и оврагах. Позднее землю делили по душам – душевые наделы. Был трехпольный севооборот: озимые ржи, яровые и пар. Душевой надел был 0,40га, таких участков давали в пяти местах. Подушный налог составлял 9 рублей (надо было хлеба продать – 90 пудов). Продавать хлеб возили в г. Казань по 10 копеек за пуд. Для того чтобы заплатить налог, надо было 12 раз съездить в Казань. Это было для многих непосильно. Приезжал становый пристав и бил розгами неплательщиков. Люди убегали в лес и жили там неделями, пока не уедет пристав и его каратели. Отряд карателей угонял у крестьян скот. У некоторых отбирали земли и передавали более зажиточным. В 19 веке грамотных людей в селе Камышла не было. Записи вёл писарь Фартдин.
 
В начале 20 века жители села рыли погреба и обнаруживали старые могилы в местности «Кылыч – тау» (Соблева гора). Могилы были обнесены каменным забором. Такие же могилы были обнаружены и на горе, напротив мастерских кустарной артели. Но со временем всё разрушили и земли распахали. Жизнь трудящихся крестьян до революции. На территории Камышлинского района промышленность не была развита. В районе проживали исключительно крестьяне. Жизнь крестьян была трудная. Бедняки да середняки задыхались от безземелья. Более 15% было батраков (это из общего числа дворов крестьян), безлошадных до 35% и свыше 40% без инвентаря. Земли района принадлежали помещикам: на западе села Старое и Новое Ермаково - Дубенскому боярину – помещику Шувалову. С запада с. Камышла и севера с. Старое Ермаково - Поляевскому боярину-помещику Арсеньеву, который в являлся Бугурусланским уездным земским начальником. Крестьяне его называли «Дурак – бояром». Рядом были земли и леса помещика Рычкова. С востока района были земли Дунай боярина. В с. Неклюдово жил помещик Малостов, а в деревне Дурасово - помещица Дурасова. Крестьяне семьями работали по найму у этих названных помещиков. В селах и деревнях земля была общинного пользования, землю делили несправедливо по душевым наделам на 12 и 25 лет. Земля была в ведении кулаков, купцов, духовенства, которые торговали этой землей, продавали сдавали в аренду на сезон безземельным крестьянам. Например: в селе Камышла – земли (территория колхоза «Яна-турмыш») принадлежал муллам ( «Мулла-болоны»), другие участки принадлежали отдельным лицам (поля Шарип-муллы, Юсуп-муллы, поля гуртовщика Осипа и т.д). Свыше 40% крестьян на все лето уходили семьями работать к помещикам( Рычкову, Шувадову, Арсеньеву, Салову, Державину, Пилогину и др.). В летнее время вся дорога от села Камышла до г. Бугуруслана была переполнена едущими и идущими с семьями крестьянами, которые ехали наниматься на работу к помещикам и кулакам на весь уборочный период до осени.
 
 
В селе Старое Ермаково Кутлузаманский край села пустовал всё лето. Это край села был населен бедняками. Сельские кулаки захватившие общинные земли обогащались и эксплуатировали батраков и бедняков. Дело доходило до насилия над трудящимися. Если кулаку понадобится место для постройки дома в центре села, бедняка выселяли силой на край села. Так например в с. Камышла богачу Тахаутдинову Камалдину понадобилось место для строительства дома на большой центральной улице, бедняка Шамсутдина выселили на край села, а он построился там и жил вплоть до раскулачивания 1930 года. Так было и в других сёлах. В 1905-1906 гг. и в 1912 г. были крестьянские движения-выступления, требующие передел земли. Выступления крестьян были и в селе Камышла, и в селе Старое Ермаково, причём в селе Старое Ермаково в 1912 году добились предела земли.
 
В селе Камышла 1913 года была созвана большая крестьянская сходка в ожидании приезда уездного земского начальника, который должен был прочитать царский манифест. Крестьяне требовали передела земли, но помещики никак не хотели землю делить. Сельский староста кулак Мансуров Шайхудин (Гилязь – Шайхутдин) поддержал кулаков (все документы учёта и дележа земли села находились у него). Озлобленная толпа крестьян начала бить кулаков, в том числе и старосту Мансурова Шайхутдина. В это время подъехал уездный земский начальник. Прочитав указ царя, уехал. Как бы не шумели крестьяне, а всё-таки землю не получили, так и разошлись. Возмущение крестьян- бедноты всё усиливалось. Весной 1914 года на сходе жителей с. Камышла также подняли шум, требуя передел земли, но им опять отказали. Помещик Гатият на сходе заявил: «Когда на ладони вырастут волосы, тогда и будет вам земля».
 
В 1914 году началась первая мировая война. В июле была объявлена всеобщая мобилизация. Из Камышлы свыше 500 человек уходили на войну. Эти мобилизованные солдаты подняли бунт. Собрались и стали требовать у старосты сбора схода жителей села. Староста Мансуров Шайхутдин отказал. Разъярённая толпа стала избивать старосту и других помещиков, а Гатията потащили волоком по улице и убили. Прибыл урядник с двумя стражниками из села Ст. Сосны, но и их окружили и избили. Два дня они бунтовали. По вызову волостных властей, из города Бугуруслана выехал становый пристав с отрядом полиции для усмирения бунтарей. Бунтари сами выехали в Бугуруслан. У села Султангулово встретился отряд полиции. Делегация от бунтарей доложила уездному приставу о том, что бунта нет и отряд повернул обратно. В этот период в г.Бугуруслан и г. Бугульма, тоже были большие погромы. Крестьяне жили очень бедно. Носили самотканые платья, лапти, а кожаная обувь была только у богачей. В лаптях ходили и зимой и летом, круглый год. Богачи носили пальто, шерстяные костюмы. В магазинах всего было много, но у бедных не было денег купить. Питались тоже очень плохо. Пшеницу сеяли очень мало. Ели хлеб ржаной, лапшу из ржаной муку, полбу, гречиху, просо. Картофель не чистили, даже для супа. Вместо чая заваривали душицу. Землю обрабатывали деревянной сохой, борона тоже была деревянная. Железные плута и бороны, сеялки появились только в 1890 годах, а позднее в конце19 века и в начале 20 века появились кожаные и паровые молотилки, жатки- жнейки, но эти машины могли приобретать только богатые. Крестьянин, имевший пару лошадей и сам запрягал плуг, считался хозяином, живущим самостоятельно.
 
Культура, народное образование и здравоохранение.
 
 Народ Камышлинского района был очень отсталый, некультурный и безграмотный. В селах района не было клуба, библиотеки, читальни. Были приходские начальные школы при мечетях и церквях, которые давали религиозное образование. В районе насчитывалось 16 мечетей и 5 церквей, 6 учебных заведений, 20 учителей, 400 учащихся по району. Учеба в школах начиналась с конца октября и продолжалась до апреля месяца. В данное время (1960-е гг.) в районе более 37 школ. Из них 3средних, 13 семилетних, в которых обучаются более тысячи детей, более 100 учителей с высшим и средним образованием. В Камышлинском районе до начала 20 века не было ни одного медицинского пункта. Народ умирал от таких болезней как трахома, чесотка, лихорадка, туберкулез и др. Некоторые жители района обращались в соседние села других районов, где имелись участковые - земские больницы ( село Борискино Сок-Кармалинского района, село Старые Сосны, ныне Клявлинского района). Богатые обращались в уездную больницу в г. Бугуруслан , а бедное население - к сельским знахарям, муллам, монахам и прочим проходимцам, которые лечили молитвами. В данное время (1960-е гг.) в Камышлинском районе 3 больницы и 20 мед. пунктов. Районную больницу из кирпича построили в 1930-1931годах. Борьба трудящихся за революцию, участие в гражданской войне за установление советской власти.
 
 Установление Советской власти в Камышлинском районе.
 
 Как уже говорилось выше, крестьянство вело борьбу за землю. Недовольство проявлялось особенно активно в 1905-1906 г., в 1912-1913 г. и 1914 г.. Первая мировая война революционно настраивала народ. Летом 1917 года, прибывающие солдаты с фронта в отпуск, приносили в деревню революционные идеи большевиков. После свержения царя власть захватили меньшевики и эсеры. Но идеи большевиков об окончании войны, о мире, о земле были поддержаны в Камышлинскоом районе. Осенью 1917 года некоторые солдаты самовольно стали приезжать домой. Крестьянская беднота начала громить имения помещиков, самовольно захватывать землю и леса. В начале 1918 года разгромили всех помещиков, ликвидировали их имения, а сами помещики уехали. Имущество помещиков растащили. Восьмого ноября 1917 года установилась Советская власть в г. Самара (Губернский центр), а в середине ноября 1917 года - в селе Камышле и других сёлах района. Когда установилась Советская власть в сёлах были организованы демонстрации. Участниками демонстраций также были купцы, сельские кулаки, которые были участниками захваты имущества помещиков. Очевидцы демонстрации рассказывали, что в селе Камышла, в колонне нес красный флаг торговец Гилязев Сабир. Его сменил крестьянин - бедняк, прибывший с фронта солдат Муниров Гата.
 В селе Старое Ермаково красный флаг нес тоже кулак Сиразь или Сира-ходжи. Из толпы его кто-то спросил иронически « не тяжело ли нести флаг», на что он ответил, что флаг несут ангелы. Такие люди были случайными попутчиками, их несла их волна революции. Эти люди революцию понимали по своему. Но когда установилась Советская власть, богатых стали облагать высокими налогами, и они стали ярыми врагами Советской власти. Они участвовали в заговорах, помогали белогвардейцам. Демонстрации в селах организовывали большевики - коммунисты и беспартийные активисты, поддерживающие большевиков, батраки, учителя, выходцы из небогатых крестьян и духовенства. В селе Старое Ермаково демонстрацию возглавлял учитель Садреев Какдус, брат известного большевика- писателя Халик Садри. Во главе демонстратов шли бедняки-прибывшие в фронта Шафиков Гариф, учитель Гильмутдинов Фартдин, Хуснутдинов Фартдин и др. Первым председателем сельсовета с. Старое Ермаково был избран Хуснутдинов Фартдин, который работал в 1918 -1919гг. Секретарем сельсовета был до конца 1918 года Ихсанов Инсав, а потом с конца 1918 года до 1934 года работал Гатиятулла Ахмадуллин. В селе Камышла демонстрации возглавлял прибывший из г. Бугуруслана представитель Укомского уезда Кутлахметов Миргасим, он же объявил на митинге об установлении Советской власти. Сам он по профессии учитель, сын Алькинского муллы. Первое собрание происходило в доме Зарипова Фатхутдина. А просто его называли « фткыт». Был он зажиточный крестьянин. Первым председателем Камышлинского сельского Совета был избран Мамин Шафик, по прозвище « князь Шафик». Секретарем сельсовета был Халиуллин Мусагит, ему помогал учитель Хасанов Абдулла, тоже прибывший из фронта. Учитель имел чин старшего унтер офицера. В 1918- 1920гг. председателем сельсовета был ставленник кулаков подкулачник Камалтдинов - он же Валиахметов Ярый, по прозвищу «янсыз ярый». А секретарем был бывший писарь тоже подкулачник Тахаутдинов Фатхутдин. В те времена кулаки еще были сильны и вели антисоветскую агитацию среди населения вместе с купцами и духовенством, организовывали мятежи, захватывали власть, или же в органы власти ставили своих представителей - подкулачников. Эсеры также вели агитацию и вводили в заблуждение людей. А более грамотные люди боролись за власть Советов. В июне 1918 года когда началась гражданская война. Белогвардейцы и белочехи заняли г. Самару/ныне Куйбышев/, г. Бугуруслан, г. Бугульма и Камышлинский район. Советская власть была свергнута. Красногвардейские войска с боями, отбивая атаки превосходящих сил белочехов и белогвардейцев, отступали на запад. Сильный бой был за село Никиткино. В селе Балыкла кулаки напали на небольшой отряд красногвардейцев из 40 человек, которые остановились на отдых. Но красногвардейцы открыли стрельбу и разогнали толпу нападающих. при этом застрелили 4 человека. Сильные бои шли на станции Дымка. Белочехи наступали из г. Бугульма, вытесняя красногвардейцев, которые под натиском превосходящих сил противника отступали на запад, в сторону г. Симбирск / Ульяновск /. Я (Саниахметов)тогда жил на ст. Клявлино и работал у богачей Колесниковых. Лично наблюдал за происходящим, так как вся армия была сосредоточена на линии ж/дороги бронепоезда. Я распространял пачку листовок, которую дали с бронепоезда красногвардейцы. На листовках было печатано крупным шрифтом « Вся власть Советам». На занятых белогвардейцами и белочехами территориях района, ликвидировали Советскую власть. Начался белый террор. Захваченных в плен коммунистов, красногвардейцев и беспартийных сторонников советской власти расстреливали , избивали и казнили. В селе Бакаево Северного уезда Оренбургской губернии кулаки задержали большевика - красногвардейца Ихсанова Хабибуллу, который при отступлении из Бугуруслана заехал домой к родителям. Избили его до полусмерти , водили по улице, запрягая, как лошадь в телегу, потом бросили в подвал. Крестьянин села Камышла Гимергалиев Мухаметгарей, по прозвище «дыдык», работал на поле с семьей. К ним подъехал один белогвардеец, и что то спросил. Не получив ответа, белогвардеец застрелил Гимергалиева Мухаметгарея и уехал. В октябре 1918 года войска Красной Армии оттеснили белогвардейцев на восток и Камышлинский район заняли большевики. Латышский полк прибыл в с. Старое Ермаково, затем в с. Камышла, преследуя отступающих белых. В районе вторично установилась Советская власть и жители сразу приступили к выполнению директив Советского правительства. Но с быстрого наступлением Колчака в марте 1919 года войска Красной армии опять отступили. Когда сёла района заняли белогвардейцы адмирала Колчака, опять начался грабеж, расстрел коммунистов и сторонников советской власти. Устанавливали прежний царский режим. В составе белой армии Колчака были башкирские войска /Уфимские полки 13 и 14/ под командованием Закия Валиди. В селе Старое Ермаково кулаки Гариф - ходжи с сыном Латыпом, предали большевиков Вагапова Батыргалия и Гатаулина Хабибулла. В марте 1919 года приехали белоказаки в село. Кулаки показали, где находиться Гатауллин ( на гумне Гарифходжия). Белые его раздели и расстреляли. Вагапова Батыргалия арестовали и увели босым по снегу в село Седяково, где находился штаб белых. После его казнили вмести с другими задержанными большевиками. Там же в с.Старое Ермаково шомполами пороли председателя сельсовета Хуснудинова Фартдина, за несовременную доставку продуктов. В селе Камышла белые арестовали двух учителей Сафина Кашфи и Саримова Нурсахи и хотели расстрелять, но плотник Нурия заступился за них, сообщив, что учителя не были большевиками, а просто иногда читали газеты жителям. Эти учителя в 1919 году обучали молодёжь на всеобуче. Народ села отстоял их. Белые заняли село Камышла и население обложили налогами, отобрав у крестьян всё имущество. В селе Новое Усманово также были арестованы Юсупов Гата и Юсупов Арслан за то, что их родственники Загит Юсупов (был командиром роты Красной Армии Чапаевской дивизии) и Юсупов Халик Садри (был военным комиссаром в г.Самаре) были на стороне большевиков. Юсупова Арслана босым погнали в с.Борискино Северного уезда оренбургской губернии, где находился штаб белогвардейцев. Но население села Новое Усманово за него заступилось и сообщило о том, что Юсуповы не сторонники Советской власти и попросили их освободить. Белые согласились, но потребовали от жителей построить мост через реку Сок. Так жители отстояли Юсуповых. В селе Степные Выселки тоже хотели расстрелять учителя Матвеенко Филиппа по доносу кулака Дёма. Его уже выводили к расстрелу, но священник села заступился за него. В мае 1919 года Красная армия начала наступление на Колчака и белые стали отступать на восток .
 
Шли ожесточённые бои в с. Татарский Батуган, с. Русский Байтуган, с. Балыкла, с. Старое Семёнкино, с. Никиткино, ст.Дымка, с. Старое Усманово. Это был мощный стремительный удар Красной Армии по белым колчаковцам, под руководством командующего Фрунзе и Куйбышева. В Камышлинском районе установили Советскую власть. Летом 1919 года начались призывы в ряды Красной Армии и сотни жителей ушли на фронт из района, которые сражались на разных фронтах (на Восточном - против Колчака, Петроградском, Туркестанском фронтах). Десятки солдат погибли из села Камышла, не возвратились, отдав жизнь за советскую власть. /автор перевода Саниахмнетов Хузиахмет также участвовал в боях 1919г. на Петроградском фронте против Юденича, затем был добровольцем отправлен на Польский фронт , затем воевал в 1920 – 21 гг. на Туркестанском фронте, в Бухаре, в Фергане и Южной Киргизии против басмачества и встретил окончание гражданской войны в 1922г. на Китайской границе/ После установления Советской власти в 1919 году была введена система военного коммунизма, продразверстка. Все было взято на учет, материальные ресурсы, предприятия.
 
 Жители сёл района помогали фронту продовольствием, одеждой, борясь с ярым сопротивлением кулаков и прочих контрреволюционеров. Но несмотря на все трудности Советский строй укрепился и враги были разгромлены. Идея Ленина восторжествовала. Возникновение или создание первых партийных и комсомольских организаций в Камышлинском районе. В Камышлинском районе первые партийные организации и комсомольские ячейки возникли в конце 1919 году. В селе Камышла в конце августа 1919 года была создана первая ячейка РКП/б/. Её организовали учителя Гарифов Газиз, Вафин Талиб, Ягудин Ахметгали, Прохоров Иван которые летом, находясь на учительских курсах в уездном городе Бугуруслан, вступили в партию. Причём она не была обнародована, никто не знал о существовании этой подпольной ячейки. Она не могла развернуть свою деятельность, так как они (члены организации) разъехались, остался один Гарифов Газиз. Вафин и Ягудин уехали учительствовать в село Мансуркино, а Прохоров переехал в село Старые Сосны – волостной центр. В конце декабря 1919 года в село Камышла из Петроградского фронта, после ранения и болезни тифом, вернулся житель села Камышла, бывший батрак Саниахметов Хузиахмет (автор этого перевода) на кратковременный отпуск, до выздоровления. Отдохнув определённое время, набрав силы Саниахметов включился в политическую жизнь села Камышла. Он стал посещать библиотеку в селе Камышла, которую открыли в 1918 году. Заведующим библиотекой был Садыков Гадий - большевик, но он был беспартийным.