27.03.2022, 17:48 | |
на уроках истории (из опыта работы) – конкурсное испытание «Методический семинар»
Слайд 2. Во второй половине 20 века произошел переход к информационному обществу. Именно в этом мире живут наши дети, именно в этом обществе живем и мы. Огромный поток информации необходимо обрабатывать, выбирать и правильно воспринимать, особенно в последнее время, когда пытаются "исправить" и исказить историю нашей страны. Слайд 3. Одним из ответов системы образования на этот вызов времени являются идеи компетентностного подхода в обучении, реализованные в Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования. В структуре ключевых компетентностей ведущее место уделено развитию критического мышления обучающихся. Слайд 4. Анализируя результаты образовательной практики преподавания истории в старших классах, я отметила, что только 34 % обучающихся владеют навыками критического мышления, т.е. способны ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения, а 66 % старшеклассников испытывают в этом трудности. Слайд 5. Проблема: недостаточный уровень сформированности у обучающихся старших классов навыков критического мышления. Слайд 6. Следовательно, целевыми и ценностными ориентирами в моей работе является всестороннее развитие личности обучающегося, формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, формирование личностной позиции, патриотизма и гражданской идентичности. Слайд 7. Этот человек еще маленький, но он быстро растет. Мы хотим видеть его патриотом нашей страны, хотим, чтобы он проявлял активную жизненную позицию, чтобы он занимался и интересовался судьбой нашего Отечества, был толерантным и гуманным. Слайд 8. Основой всего выше перечисленного является именно критическое мышление, т. к. именно оно позволяет человеку сформировать свои взгляды и не зависеть от мнения со стороны. Поэтому настоящий гражданин своей Родины начинается с критического отношения к действительности. Исследователи критического мышления, ученые М. Скривен, М.В. Кларин, И.О. Загашев, считают, что критическое мышление — это навык, который можно поставить наравне с умениями читать, писать и считать. Главное требование к современному уроку истории — воспитать гражданина и патриота России, активного, принципиального, способного защищать интересы страны. Гражданина, способного критически относиться к прошлому и настоящему, способного делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников, способного ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.
Слайд 10. Приемы технологии развития критического мышления самые действенные. Слайд 11. Например, бортовой журнал. В 11 классе при изучении темы «Завершающий этап Великой Отечественной войны» дети, работая в группах, выступают в роли военных корреспондентов, которые находятся на определенных фронтах, Украинском, Белорусском. Они систематизируют информацию, формулируют проблему, выражают собственное мнение. Слайд 12. Вторая технология, это технология проблемного обучения, которая включает в себя много приемов. Урок истории невозможен без живой дискуссии. Часто применяемым приемом является ключевой вопрос урока. Слайд 13. В начале урока ставится проблемный вопрос. Обязательно должно быть противоречие. Не секрет, что значительная часть современных школьников живет в пространстве «экранной культуры», где наиболее привычным способом получения информации является ее просмотр на экране телевизора или компьютера. Использование видеодокументов на уроках истории способствует не только развитию образного восприятия прошлого, но и формированию навыков критического мышления. Самые сложные абстракции базируются всегда на чувственном материале. Нашим детям сложно представить, каким страшным был бой на Бородинском поле, а кадры видеодокумента не только оживят, но и надолго останутся в памяти. Слайд 14. Технология смыслового чтения включает в себя интересные приемы. История – это текстовая информация, которую надо обрабатывать. Мы тоже живем в мире текстов и документов. Я хочу рассказать о приеме вопросы к тексту. Слайд 15. Например, в 10 классе, при исследовании исторического источника "Русская Правда» рассматривается статья о том, что свободный человек, убив свободного человека должен заплатить виру-штраф 40 гривен. Слабый ученик вызубрит и перескажет. Смысла в этой информации не будет и она забудется. Смысл появится, когда мы зададим себе вопрос, а сколько это сорок гривен. Гривна – это 200 грамм серебра. Сорок гривен – 8 кг серебра или 20 лошадей. А каждый ли житель древней Руси мог заплатить эту виру за убийство? Это поисковая деятельность учеников выявляет неизвестную доселе информацию. Слайд 16. Технология решения изобретательских задач работает в большей степени для развития творческого мышления. Слайд 17. Но прием Синектика, позволяет подключать творческое воображение и решать задачи критического характера. Устанавливает межпредметные связи и логическое соответствие через поиск аналогий. Слайд 18. Дискуссионные технологии в виде дебатов и учебных дискуссий – это тоже элемент моей деятельности, когда ребята делятся на группы, спорят между собой, доказывают свою точку зрения, учатся слышать друг друга и при этом аргументировать. Это все работает на развитие критического мышления. Слайд 19. И, наконец, технология проектной и исследовательской деятельности, направленна на решение проблемы, сформулированной самими учащимися, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Практическим результатом нашей деятельности стало создание в 2008 году школьного краеведческого музея, в 2015 году - музея Боевой славы. В 2016 году был создан сайт музея. Слайд 20. В 2019 году результатом длительной исследовательской деятельности стало издание печатной «Книги Памяти». Один экземпляр этой книги хранится в Самарской областной универсальной научной библиотеке. Слайд 21. Подводя итог, рассмотрим результативность педагогической деятельности. Как понять, что у ребенка развито критическое мышление. Это достаточно сложно. Наши обучающиеся заняты в системе самоуправления в школе. У нас есть институт президентства и правительства в школе, в который ежегодно проходят выборы – это пример активной жизненной позиции развитого критического мышления. Популярность ГИА по истории у обучающихся высок по сравнению с другими предметами. Количество набранных баллов позволяет поступить в вузы. Исследовательская деятельность обучающихся в нашей школе осуществляется через кружки «Краеведение» и «Музееведение». Отсюда выходит большое количество победителей и призеров различных конкурсов и конференций. Но самое главное это то, что очень сложно измерить, но очень хорошо видно на уроке – это высокая мотивация к изучению истории. Когда мы хотим приходить друг к другу, ребята хотят приходить ко мне. А я хочу приходить к ним. Когда мы хотим друг друга слышать, спорить, доказывать и встречаться заново. Поэтому, я считаю, аспект развития критического мышления в моей работе самым важным.
| |
| |
Просмотров: 74 | Загрузок: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |