5.1 В условиях стремительных перемен творческая, продуктивная, легко адаптивная личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития, и, как следствие, одной из задач современной системы образования провозглашается установка на развитие креативной личности, способной осознанно строить свою методику действий в различных жизненных ситуациях. Использование исследований Г.И. Батуриной, В.И. Загвязинского, В.Н. Максимовой, В.Т. Фоменко, Н.К. Чапаева и др., позволяют рассматривать интеграцию современных педагогических технологий, как условие развития креативности школьников. В этой связи в процессе обучения истории целесообразно создавать для учащихся ситуацию выбора, что требует их ознакомления с различными, подчас альтернативными, точками зрения на исторические процессы, факты, события, формирование умения отстаивать свою позицию по разнообразным проблемам истории, что в свою очередь, стимулирует познавательную деятельность учащихся. Требования, предъявляемые к образованию, изменились: помимо базовых знаний и постоянного овладения новыми, современный учитель должен уметь продуктивно использовать современные образовательные технологии, грамотно вести поиск, обработку и использование необходимой информации средствами информационных технологий. Актуальным становится новый подход к процессам сбора, передачи учебной информации, переработки и доведения до пользователя с помощью средств коммуникации, к разработке и использованию средств диагностики и методики оценки индивидуальных образовательных результатов. На протяжении ряда лет в классах, где я работала, наблюдалось снижение познавательной активности, мотивации к изучению истории, что не способствовало развитию внутренних резервов личности учащихся. Тогда в практике моей работы преобладали традиционные методы преподавания. Традиционные методы преподавания способствовали к перегрузке учащихся, не способствовали развитию познавательной активности, не формировали потребность в самообразовании, снизилось стремление учеников к самостоятельным формам работы, к дополнительным источникам знаний. Главной причиной отставания является не наличие пробелов в знаниях предшествующего материала, а неподготовленность к изучению истории и применении полученных знаний. У отстающих школьников отсутствуют или находятся на низком уровне навыки чтения, устной и письменной речи, умения выделять в тексте логические части и главную мысль, пересказывать, составлять самостоятельно рассказ на основе прочитанного, участвовать в беседе, точно отвечая на поставленный вопрос. Данную проблему я решила освоением и применением на уроках современных образовательных технологий. Успешность обучения зависит от потребности овладения основами наук. Чтобы у школьников было желание изучать предмет нужно сделать урок современным и увлекательным. Урок современный, если современно его содержание, эффективны формы организации деятельности учащихся, если учитель использует элементы различных образовательных технологий, позволяющих стимулировать образовательный процесс, то есть всё, что делает ученика успешным вне зависимости от того, сильный или слабый класс. Цель: Развитие познавательной активности школьников, мотивации к изучению предмета, как необходимых условий формирования потребности в самообразовании и саморазвитии через использование современных образовательных технологий. Задачи:
Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. При этом применение современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности повышает не только социальный, но и профессиональный статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками. Технологии, которые я использую в своей деятельности, направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствуют обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования. Данные технологии органично сочетаются в рамках урока и во внеурочной деятельности и способствуют достижению поставленных целей и задач. 5.2 В своей педагогической деятельности я использую следующие педагогические технологии:
Групповые технологии Целью использования групповых технологий является: • Обеспечение активности учебного процесса. • Достижение высокого уровня усвоения содержания. • Эта форма работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Такая работа требует временного разделения коллективы на группы для совместного решения определенных задач. Обучающимся предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и представить найденный совместно результат. Групповая форма работы на уроке применяется мной для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, а также при выполнении групповых проектов. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации. Такой способ организации работы оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают: • взаимное обогащение учащихся в группе; • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов; • распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта); • коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
Информационные технологии Цель использования технологий: • Формирование умений работы с информацией, развитие коммуникативных способностей. • Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. • Обеспечение активности учебного процесса. • Достижение высокого уровня усвоения содержания В результате использования данной технологии: • Повышается эффективность урока за счет использования мультимедиа средств, Интернет-технологии. • Формируются общие и специальные информационные и коммуникативные компетенций. 5.3 Поисково-исследовательская технология Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся предполагает выполнение следующих этапов: • мотивация учебной деятельности; • постановка проблемы исследования; формулировка конечной и промежуточных целей выполнения исследовательского задания; • анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу: • планирование деятельности по выполнению эксперимента (проведение измерений, испытаний, проб и т.д.) с целью получения фактического материала; • самостоятельное проведение эксперимента; • систематизация и анализ полученного фактического материала; • выдвижение гипотезы; • подтверждение или опровержение гипотезы; • выводы; • оформление хода выполнения задания и полученных результатов; • обсуждение результатов. Очевидно, что различные виды поисково-исследовательской деятельности имеют свои особенности, поэтому для каждого из них характерно свое сочетание названных этапов. Для формирования исследовательских умений я использую задания следующих типов: развивающие умение ставить цели работы; задания, развивающие умение анализировать условия заданной ситуации; задания, развивающие умение выдвигать и обосновывать гипотезы; задания, развивающие умение планировать решение проблемы; задания, развивающие умение критически анализировать результат, задания с деформированной информацией; задания на прогнозирование; задания на оптимизацию; задания на обнаружение ошибок, на проверку результата, на оценку результата и процесса и др.
5.3 Проектные технологии Проектные технологии я использую для достижения следующих целей: • Формирование исследовательских, информационных, коммуникативных компетенций. • Создание условий для организаторской деятельности и сотрудничества. Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, исследовательские и т.д. Результатом использования данной технологии является 1.Формирование проектной деятельности, проектного мышления. 2. Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний. 3. Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы 4. Самостоятельное приобретение недостающих знаний для решения новых задач. 5. Развитие важнейших компетенций для современной жизни. Проблемное обучение Данную технологию я использую для достижения следующих целей: • Обеспечение активного характера педагогического процесса. • Создание условий для развития учащихся посредством учебного предмета. • Формирование у обучающихся умения видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы. В результате использования технологии проблемного обучения • формируется познавательная мотивация, интерес к предмету; • интенсивно идёт развитие речи учащихся; • нет пассивных студентов, все выражают свои мысли; не боятся этого делать; • появляется удивление – начинает работать мышление.
Личностно-ориентированное обучение Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог - обучающийся». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности обучаемого. Изменяются позиции обучающегося — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат На уроке я использую методы, развивающие мышление учащихся (проблемно-поисковый, исследовательский, эвристический; методы диалога, беседы, работы в группах), то есть важно создать такие условия, при которых обучающийся вместо, нейтрального объекта приобрел бы индивидуальные качества субъекта. Для этого необходимо творчески подойти к отбору содержания учебного материала, который бы заинтересовал обучающегося, был бы связан с его личным опытом и побуждал к активному мышлению.
Технология дифференцированного обучения ориентирована на каждого обучающегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным. Дифференцированное обучение требует изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определённому предмету, что даёт возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта. Данную технологию я использую при выполнении самостоятельных, тестовых работ, когда задаю домашнее задание. Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Использую здоровьесберегающие технологии. Это не только физминутки, но и обеспечение позитивного опыта деятельности, т.к. позитивный опыт это тот, при котором удовлетворение, полученное от участия в групповой работе, компенсирует чувство напряжения и негативные эмоции, которые могут возникнуть в ее процессе. Дозирую учебную нагрузку через методы и приемы разноуровневого обучения.
Например: Работа на уроках с историческими документами идет с использованием проблемного обучения и технологии критического мышления. Они систематизируют информацию, формулируют проблему, выражают собственное мнение. Технология смыслового чтения включает в себя интересные приемы. История – это текстовая информация, которую надо обрабатывать. Это поисковая деятельность учеников выявляет неизвестную доселе информацию. Технология решения изобретательских задач работает в большей степени для развития творческого мышления. Дискуссионные технологии в виде дебатов и учебных дискуссий – это тоже элемент моей деятельности, когда ребята делятся на группы, спорят между собой, доказывают свою точку зрения, учатся слышать друг друга и при этом аргументировать. Дебаты позволяют моим учащимся приобрести опыт познавательной и практической деятельности, критически осмысливать информацию, формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения. А творческая работа в группах (мини-проекты) на основе алгоритма учащиеся заполняют «Рабочие листы») позволяет активизировать познавательную деятельность.
Технология проектной и исследовательской деятельности, направлена на решение проблемы, сформулированной самими учащимися, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Практическим результатом нашей деятельности стало создание школьного краеведческого музея и музея Боевой славы. Создан сайт музея. Результатом длительной исследовательской деятельности стало издание печатной «Книги Памяти». Это результаты реализации воспитательного компонента в процессе обучения истории. В 2023 году получили свидетельство двух школьных музеев на федеральном уровне. Эти, созданные мной и учащимися в результате учебной и внеурочной деятельности, школьные музеи (краеведческий музей и музей Боевой славы) включены в федеральный перечень школьных музеев.
5.4 Современный образовательный процесс в школе уже сложно представить без использования электронных технологий, в том числе и дистанционных. В практике работы я использую несколько основных цифровых образовательных ресурсов и образовательных платформ. РЭШ — Российская электронная школа, ресурс с готовыми уроками, тренировочными заданиями и контрольными работами. Большая часть уроков подходит для обучения по основной образовательной программе школы. Для уроков чаще беру видеофрагменты, которые позволяют представить основной материал урока, видеофрагменты небольшие по времени, 4-7 минут, большую часть урока можно использовать другие формы и приёмы работы, организовывать самостоятельную учебную деятельность обучающихся. Использую сервисы Google, которые позволяют сделать интересной работу с исторической картой, применяя такие интернет-ресурсы, как RealtimeBoards (он-лайн доска) и приложение к диску Google-Рисунок. Объединяет эти ресурсы то, что можно загрузить нужную карту, пригласить по ссылке на этот ресурс ученика и совместно поработать. Используя инструментарий, можно делать на карте записи, вставлять картинки, оставлять комментарии о работах других учеников. Сервис Google Карты и Google- Maps чертить на карте линии, прокладывать маршруты, измерять расстояния. С его помощью можно увидеть заданные объекты со спутника, просматривать любую территорию на поверхности Земли, побывать в различных уголках Земного шара. Таким образом, простая точка на карте обрастает информацией и зрительным видеорядом. Можно загрузить на эти ресурсы контурную карту, и тогда ученик одновременно с учителем могут с ней поработать, выполняя разнообразные задания. Сервис Google Форма позволяет разработать тестовые задания с автоматической проверкой, прикрепить файлы с разными видами заданий по определенной теме, составить и решить кроссворд. Многочисленные приложения к диску позволяют сделать процесс обучения наглядным, захватывающим и интересным. Удобны в работе такие приложения, как “Lucidchart Diagrams – Online” ( удобный способ рисования диаграмм, набросков, диаграмм-связей), “Zoho Writer” (простой текстовый процессор онлайн), “Таблица” и многие другие.
| |||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 47 | |
Всего комментариев: 0 | |