Описание проекта воспитательной работы с учащимися «Формирование чувства патриотизма и гражданской солидарности на основе социального партнерства»
 
Проект воспитательной работы направлен на решение проблемы воспитания гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё будущее.
 
 Опыт гражданского воспитания через социальное партнёрство используется в течение пяти лет.
 С целью выявления нравственной позиции учащихся класса в начале 2008-2009 учебного года в классе было проведено входящее анкетирование по А.Г.Маклаковой и С.В.Чермяниной, которое показало следующие результаты:
 
 1. Число детей, которые взаимно отрицают друг друга (т.е. не могут совместно выполнять какую – либо деятельность) составляет - 35% (высокое).
 Классу свойственна низкая сплочённость коллектива. Доказательство тому наличие микрогрупп в классе.
 
2. Снижено число учащихся со сформированной нравственной позицией: Уровень Позиция 8кл 1 Нравственная позиция 50% 2 Безнравственная позиция -
 
3 Несформированность отношений 50% Уровень 8кл Низкий уровень коммуникативных способностей 18% Ниже среднего уровень коммуникативных способностей 10% Средний уровень коммуникативных способностей 10% Выше среднего уровень коммуникативных способностей 26% Высокий уровень коммуникативных способностей 36%
 
 Из таблиц видно несоответствие полученных результатов с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности. В рамках внедрения стандартов второго поколения определен национальный идеал воспитания, который задает ориентиры организации воспитательной деятельности в школе: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
 
Возникла ПРОБЛЕМА: необходимость повышения гражданственно- правовой компетенции учащихся с помощью механизмов социального партнерства.
 
Я считаю, одним из средств формирования базовых национальных ценностей, может стать социальное партнёрство. И решила применить на практике эту технологию.
 
Цель: сформировать нравственную позицию и развивать коммуникативные способности учащихся на основе социального партнерства.
 
Задачи: -освоить методический инструментарий социального партнерства; -применить социальное партнерство в воспитательной работе с уч-ся.
 
Гипотеза исследования состоит в том, что ресурсы социального партнерства будут использованы более эффективно, если планировать и осуществлять взросло-детское проектирование и сотрудничество с гражданственно-правовыми компетенциями. Если я буду применять социальное партнерство в воспитательной работе с уч-ся, то повысится сформированность нравственной позиции и коммуникативных способностей уч-ся, что будет способствовать становлению высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
 
 Актуальность и перспективность предлагаемой системы воспитательной работы обеспечивается ее направленностью на реализацию задач федерального государственного образовательного стандарта, предусматривающего решение широкого круга воспитательных задач, формирование общечеловеческих ценностей, которые можно реализовать через метод социального партнерства.
 
Для начала работы я освоила методический инструментарий (совокупность методов и приемов, характерных для технологий «Коллективных творческих дел», «Социального проектирования», «Социального партнерства») и сделала выводы, что вовлечение учащихся в социальное партнерство максимально развивает их интеллектуальный потенциал и дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам. В основе моего опыта организации воспитательной работы положены идеи Н.Е.Щурковой («Программа воспитания школьников»), О.А.Селивановой (социальная педагогика), В.А.Караковского (педагогика сотрудничества).
 
 Организация системы воспитания учащихся школы на основе социального партнерства предполагает тесное сотрудничество с различными организациями: Воспитательная работа с учащимися строится на основе перспективного плана совместной работы с указанными организациями – социальными партнерами, который включает в себя широкий круг воспитательных дел. Воспитательную работу в классе можно построить с помощью вовлечения учащихся в социальную проектную деятельность.
 
В зависимости от направленности проекта в нем могут принимать участие, как все ученики класса, так и небольшие группы учащихся. Одновременно могут работать несколько проектных групп в зависимости от интересов и склонностей подростков. Задача классного руководителя так спланировать деятельность, чтобы все учащиеся класса были вовлечены в работу над тем или иным проектом.
На протяжении двух лет воспитательная работа в классе была организована на основе работы нескольких проектных групп, которые можно условно разбить на следующие направления: • - патриотическое и гражданское направление (проекты «Ветеран живет рядом», «Доброе сердце»); • - творческое направление (благотворительные акции ветеранам ВОВ, детям-сиротам, инвалидам); • - здоровьесбережение, спортивное направление (проекты «Движение – это жизнь», «Скажем курению «НЕТ!», участие в спартакиадах); • - экологическое направление (проекты «Сквер на месте свалки», «Сделаем нашу планету красивой»). При этом была изменена форма проведения классных часов, мероприятий (подготовка, защита проектов), доминирующей стала роль ученического самоуправления, которое по своей сути является гибким, т.е. роль лидера могут выполнять сразу несколько подростков в зависимости от количества проектов, над которым ведется работа.
 
 Самое большое достижение моей воспитательной работы с учащимися на основе социального партнерства – это создание ШКОЛЬНОГО историко-краеведческого МУЗЕЯ. Музей в ГБОУ СОШ села Камышла ещё очень молод. Он был создан в 2009 году. Музей – плод труда моих учеников, которые самозабвенно любят свой край, не жалеют сил и времени на изучение его истории и сбор экспонатов. Мы с ними сначала создали музейный уголок, потом музейную комнату в школе и дали мощный толчок историко-краеведческому направлению в работе школы как одному из самых приоритетных.
Затем в течение 4 лет наш музей пополнялся и школа выделила ещё одну комнату. Большую роль в открытии и дальнейшей работе музея принадлежит председателю Совета ветеранов села Камышла Бадретдинову М. М., который стал нашим локомотивом. Создание самого школьного музея Камышлинской СОШ в 2008 году – это групповой социальный проект, который занял второе место в конкурсе социальных проектов «Гражданин».
 
 В настоящее время в нашем школьном музее подготовлены и попеременно действуют следующие экспозиции: «Солдаты Победы», «Участники локальных войн и военных конфликтов живут среди нас», «Нумизматика и бонистика», «Этнографическая», «История школы», «Растительный и животный мир села Камышла», «История села Камышла». Проходят экскурсии для учащихся школы, местных жителей и гостей села. На базе музея проводятся уроки краеведения, занятия кружка «Музееведение», открытые мероприятия.
 
Я составила рабочие программы по краеведению и музееведению, которые прошли внешнюю экспертизу в СГОАН Наяновой.
 
Руководит работой школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят учащиеся, общественники, родители, ветераны Великой Отечественной войны.
 
Совет краеведческого музея ГБОУ СОШ Бадретдинов М.М. председатель районного Совета ветеранов ВОВ – председатель Совета Козлова Т.И учитель истории – руководитель музея Члены Совета музея: Минегалимова Ж.М. – представитель общественности, Гусамова Л.С.- председатель родительского комитета Актив музея: Сафин Ильдар уч-ся 11 кл – заместитель руководителя музея Гусамова Наргиза уч-ся 11 кл – ответсвенная за фондовую работу Хуббатова Лиана уч-ся 11 кл – ответственная за поисковую работу Сабирова Алина уч-ся 11 кл – ответственная за связь с общественностью Кондратьев Антон уч-ся 11 кл – ответственный за организацию экскурсий Гарипов Альберт уч-ся 11 кл – компьютерное обеспечение
 
 И, конечно же, в основе создания нашего школьного музея лежит проектная и научно-исследовательская деятельность. Мы участвовали в конкурсах социальных проектов «Я – гражданин России», «Интеллект. Творчество. Фантазия», «Головкинские чтения» и др., занимая призовые места на окружных и областных турах.
 
 В январе 2012 года школьный музей получил Свидетельство музея от ГБОУ ДОД ОЦДЮТК г. Самары. (Приложение )
 
 Совместно со школьным музеем (я являюсь руководителем школьного музея) проводятся дела патриотической направленности. Разнообразие используемых форм совместной работы позволяют заинтересовать учащихся, расширить их кругозор.
 
Например, группа учащихся - экскурсоводов музея подготовила и провела серию тематических экскурсий: «Занятия и быт жителей села в конце 19 века», «История села», «Герои локальных войн и военных конфликтов живут среди нас». На базе музея: - проводятся тематические классные часы: «Анвар Давыдов – певец родного края», «Животный мир нашего края»; - осуществляется изучение творческих работ жителей района (проект «Каждый человек талантлив»);
- организуется работа учащихся с архивными документами музея; - ведется подбор материалов для научно-исследовательских работ. Разнообразие форм внеклассной работы предоставляет возможность использования различных современных технологий.
 
Так с помощью Интернет учащиеся сначала совершают виртуальную экскурсию в музеи г. Самара или музеи России. Выездные экскурсии совместно с родителями способствуют формированию учащихся как граждан своей страны. На экскурсиях учащиеся имели возможность прикоснуться к историческому прошлому городов Волгоград, Казань, Самара.
 
Содержательно организована совместная работа с районной центральной библиотекой. Учащиеся с под моим руководством организуют и проводят на базе библиотеки встречи с интересными людьми (встреча с местной поэтессой Фанией Каримовой «Поэт родной земли!»).
 
Разрабатывают и реализуют творческие проекты (проект «Память сердца»), организуют тематические книжные выставки (выставка к юбилею А.Т. Твардовского и др.), литературно-музыкальные композиции («Слава тебе, солдат!», посвящённая 65-летию Великой Победы), проводят акции по ремонту книг «Живи, книга!». Успешно была проведена акция «Читаем детям о войне» совместно с районной библиотекой и коррекционной школой - интернат для детей сирот. Заранее учащиеся совместно с библиотекарями организовали подборку книг о войне для ребят из школы - интернат, подготовили плакаты и рисунки военной тематики.
 
Работая совместно с коррекционной школой – интернат для детей сирот, учащиеся постигали сущность таких ценностей, как справедливость, милосердие, честь и достоинство, уважение к труду, целеустремлённость и настойчивость. Акции «Покормите птиц зимой» (Учащиеся вместе с воспитанниками из школы - интернат смастерили кормушки для птиц и развесили их на территории РЦ), «65 деревьев в честь Великой Победы» (На территории интерната посадили саженцы рябины), «Неделя добра» (учащиеся собрали для воспитанников книги, игрушки, вещи) способствовали развитию коммуникативных навыков, привитию любви к труду, милосердию. Большой интерес у учащихся вызывает организация совместных коллективных творческих дел. КТД «Спортивный праздник» разработали и осуществили учащиеся совместно с воспитанниками школы-интернат. Большое значение в воспитательной работе уделяется играм: от развлекательных, которые создают условия для создания раскованной обстановки и способствуют сплочению коллектива, до серьёзных деловых игр, которые заставляют задуматься над важными проблемами. Для общества ветеранов ВОВ и тружеников тыла мои учащиеся проводят акции «Подарки своими руками», «Сделаем мир зелёным», организуют праздники, посвящённые Дню пожилого человека, Дню Защитника Отечества, 8 Марта.
В процессе подготовки социально-образовательного проекта «Аллея Памяти», посвящённого погибшим участникам локальных войн и военных конфликтов, учащиеся сотрудничали с местным лесничеством, с местными властными структурами: главой сельского поселения, председателем собрания представителей. Работа с родителями является значимым направлением в системе моей воспитательной деятельности.
 
Я стараюсь привлекать родителей к организации воспитательной работы в классе, что способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически-ориентированном воспитании детей. А также внимание уделяю их педагогическому и психологическому просвещению, провожу тематические собрания, индивидуальные беседы, заседания родительского комитета, посещение семей. Доминирующей стала роль ученического самоуправления, которое по своей сути является гибким, т.е. роль лидера могут выполнять сразу несколько учащихся в зависимости от количества акций и проектов, над которым ведется работа.
 
В процессе реализации системы воспитания на основе социального партнерства были достигнуты следующие результаты: 1. Количество детей, которые взаимно отрицают друг друга (т.е. не могут совместно выполнять какую – либо деятельность) заметно сократилось. С 35% в 8 классе до 21% в 9 классе и до 16% в 10 классе. Классу свойственна тенденция роста сплочённости коллектива. Доказательство тому сокращение количества микрогрупп в классе. Если в 8 классе их было 5, то в 10 классе – это единая группа. 2. Увеличено количество учащихся со сформированной нравственной позицией: Уровень Позиция 8кл 9кл 10кл 1 Нравственная позиция 50% 59% 61% 2 Безнравственная позиция - - - 3 Несформированность отношений 50% 41% 39% Уровень 8кл 9кл 10кл Низкий уровень Коммуникативных способностей 18% 10% 7% Ниже среднего уровень Коммуникативных способностей 10% 7% 6% Средний уровень Коммуникативных способностей 10% 12% 13% Выше среднего уровень Коммуникативных способностей 26% 32% 34% Высокий уровень Коммуникативных способностей 36% 39% 40% 4. Удовлетворенность родителей работой составляет 100%. 5. Увеличение количества победителей в олимпиадах и научно – практических конференциях по истории и обществознанию ( в 2 раза). 6. Увеличение участников социальных акций (на 20%). 7. Снижение количества безразличных учащихся (на 15%), и увеличение числа учащихся признающих положительные ценности в жизни (на 20%).
 
 Гипотеза доказана.
 
Использование социального партнёрства в качестве формы организации воспитательной работы позволяет сформировать у учащихся представления о базовых национальных ценностях: любовь к России, к Малой родине, к своему народу; уважение к защитникам Родины, долг перед Отечеством, старшими поколениями, умение отвечать за свои поступки. Развить коммуникативные, навыки сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности детей и взрослых.