Роль и место школьных музеев в системе воспитания.

Музей в ГБОУ СОШ села Камышла ещё очень молод. Он был создан в 2008 году. В нашем историко-краеведческом музее много того, что можно назвать артефактами - знаками ушедших эпох.

Музей – плод труда учителей и учащихся нашей школы, которые самозабвенно любят свой край, не жалеют сил и времени на изучение его истории и сбор экспонатов. Зачинателями краеведческой работы были дети, которые нашли несколько экспонатов. Они их нашли во время подготовки проектов «Участники локальных войн и военных конфликтов живут среди нас», «Ветераны ВОВ – это наша гордость». Мы с ними сначала создали музейный уголок, потом музейную комнату в школе, что дало мощный толчок историко-краеведческому направлению в работе школы как одному из приоритетных. Наша школа работает по концепции  гражданско-патриотического воспитания.

Фонд музея насчитывает более 150 экспонатов, из них более половины являются подлинными. Фонд школьного музея состоит из основного фонда и фонда научно-вспомогательных материалов.

В состав основного фонда входят все подлинные памятники материальной и духовной культуры (орудия труда, предметы производства и быта, письменные и печатные источники, старопечатные издания, а также атрибуты детской пионерской организации (знамена, флаги, барабан, горн, школьная форма). В состав научно-вспомогательного фонда входят копии с оригиналов, схемы, макеты, карты, ученические рефераты, альбомы, стенды.

В течение 4 лет наш музей пополнялся объемными экспонатами, такими как деревенские сани, плуг, соха, печь, жернова, ткацкий станок.

Большую роль в открытии и дальнейшей работе музея принадлежит председателю Совета ветеранов села Камышла Бадретдинову М. М., который стал нашим воодушевителем. У музея всегда было много друзей, без которых не удалось бы собрать такую интересную коллекцию. На слайды фото экспонатов.

Поиск новых, адекватных времени методов музейной работы, привел нас к выбору технологии социального проектирования, которая позволяет учащимся самим воссоздавать историю нашей малой Родины.

Создание самого школьного музея ГБОУ СОШ села Камышла в 2008 году – это групповой проект. С этим проектом мы заняли в 2009 году II место в окружном конкурсе проектов.

На наш взгляд, преимуществом технологии социального проектирования является то, что она позволяет вовлечь учащихся в процесс постижения истории повседневной жизни поколений, в выработку собственных ориентиров, а также применить свой субъектный опыт через интервьюирование своих близких, работу с архивными материалами, применение ИКТ-компетенций в создании презентаций, Web-проектов «Село Камышла – моя малая Родина», «Быт жителей села Камышла», «Животный мир Камышлинского района», «Растительный мир Камышлинского района».

Мы участвовали в конкурсах социальных проектов «Я – гражданин России», конкурсе творческих работ  учащихся «Интеллект. Творчество. Фантазия», «Головкинские чтения», Пятые областные юношеские чтения «Память о прошлом» и др., занимая призовые места на окружных и областных турах с проектами «Моя родословная», «История села Камышла», «Память сердца», «Белые пятна Холодной войны».

В настоящее время в нашем школьном музее подготовлены и попеременно действуют следующие экспозиции: «Солдаты Победы», «Участники локальных войн и военных конфликтов живут среди нас», «Нумизматика и бонистика», «Этнографическая», «История школы», «Растительный и животный мир села Камышла», «История села Камышла».

Мы пытаемся сегодня нашим детям раскрыть нравственные основы национальной (татарской, чувашской, мордовской и русской) культуры, духовного богатства человека. Впервые учащиеся знакомятся с удивительным миром народного творчества и искусства в школьном краеведческом музее через уникальные вышивки, посуду, картины. В разделах экспозиции музея сосредоточены материалы о прошлом и настоящем нашего села. Музей помогает развернуть активную поисково-исследовательскую работу. Учащиеся школы посещают старожилов в поисках информации и экспонатов. Жители села охотно помогают в этом.

Целью работы музея является формирование духовности и культуры подрастающего поколения, создание системы нравственного образования и воспитания, приобщение подрастающего поколения к историческим ценностям, воспитание гражданских и патриотических чувств.

Ежегодно разрабатывается план деятельности музея на новый учебный год,  который включает в себя различные мероприятия:

- встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, вдовами; экскурсии, трудовые десанты по благоустройству памятника погибшим односельчанам и мест захоронений воинов-земляков;
- беседы, лекции, оформление стендов, альбомов, пополнение разделов музея новыми экспонатами, материалами; акции «Поздравляем!», «Не милость, а движение души», «Дети солдатам!»литературно-музыкальные гостиные, фольклорные праздники, участие в литературно-поисковых экспедициях, - встречи и переписка с военнослужащими, встречи с воинами-интернационалистами, участниками локальных войн, викторины, конкурсы.

Руководит работой школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят педагоги, учащиеся, общественники, родители, ветераны Великой Отечественной войны.

Для эстетичного оформления нам были необходимы стеллажи и витрины для установки экспонатов. В 2011 году Совет музея обратился к главе муниципального района Камышлинский  Багаутдинову Р.К. с просьбой решить эту проблему. Он выделил деньги на приобретение стеллажей и витрин в размере 28 тысяч рублей.

В январе 2012 года школьный музей получил Свидетельство музея от ГБОУ ДОД ОЦДЮТК г. Самары.

(Фото на слайде)

Педагоги и классные руководители часто используют материалы музея, как на уроке, так и внеурочное время.

На базе музея проводятся уроки краеведения, открытые мероприятия, занятия кружка «Музееведение», который ведет учитель истории и краеведения. Этот кружок посещают с удовольствием учащиеся 7-11 классов (22 ученика).

В 2012-2013 учебном году в школе учащиеся 7 класса изучают предмет–краеведение. Необходимость изучения своей малой Родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания. Широко используется местный ресурс - школьный краеведческий музей. Многие уроки проходят в музее. Например: уроки по темам «Основание и развитие села Камышла», « Животный и растительный мир Камышлинского района», «Быт жителей села Камышла».

Кроме того, проходят экскурсии для местных жителей и гостей села. В нашем музее сложились свои традиции: ежегодно 18 мая проводить День открытых дверей для всех желающих. (Фото на слайде)

На базе нашей школы 19 декабря 2012 года прошел областной семинар на тему: «Патриотическое воспитание» с участием руководителя областного центра музейного краеведения и туризма Огаревой Г.А. и ветеранов войны. Они посетили наш музей и остались довольны,  наградили руководителя школьного музея и членов Совета музея грамотами за героико-патриотическую работу уч-ся. Также нашему музею подарили ценные книги.(Фото на слайде)

Ежегодно наш музей участвует в районном конкурсе смотра школьных музеев и занимает призовые места. В 2010 году музей занял II место , 2011 году -I место, в 2012 году- I место (Фото на слайде)

Руководитель школьного музея участвует в различных конференциях по обмену опытом музейной работы. На региональной научно- практической конференции «Теория и практика краеведения в системе работы образовательных учреждений Самарской области» выступила с докладом «Школьное музееведение». (Фото на слайде)

Музейно-краеведческая работа - своего рода социальное сито, в процессе которой учащиеся познают важность коллективной деятельности,  учатся  аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя.