РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА. 5 КЛАСС
 
 Пояснительная записка
 
 Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих предмет в первом концентре исторического образования. Рабочая программа курса соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования (от 5 марта 2004 г. № 1089) и составлена на основе Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования РФ, а также авторской программы А.А. Вигасина. Данная рабочая программа обеспечена: учебником А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира» – М.: Просвещение, 2009 (учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010/11 учебный год и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.)
 
В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира.
 
Целью курса истории древнего мира является формирование у школьников знаний о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости. Задачи курса: Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя. Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре. Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства). Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, Формировать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.
 
Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:
 Умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстраций.
Умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия.
 Умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения.
Умения оппонировать и отстаивать свои взгляды, используя исторические факты и аргументы.
Умения получать историческую информацию из различных исторических источников.
 Умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность событий и явлений. Умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Среди форм и методов организации учебного процесса целесообразно использовать следующие:
Решение и составление познавательных задач. Рассказ по рисунку. Историческое сочинение.
Характеристика исторического деятеля по памятке. Составление и разгадывания кроссвордов.
 Ролевые и интеллектуальные игры. Викторины и конкурсы.
Конкурс рисунков.
Подготовка сообщений.
 Работа с документами и др.
 В процессе организации учебного времени предполагается как индивидуальная, так и работа в парах и в группе.

Примерная программа по истории, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования предлагает раздел «Что изучает история» (не менее 10 ч. для V-VI классов).

В 5 классе на уроках в разделе 1 «Откуда мы знаем, как жили наши предки» изучаются следующие дидактические единицы стандарта:

Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

Список литературы для учителя. Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Введение в историю.

Книга для учителя. – М.: Дрофа, 1996 Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин. Ключи к тайнам Клио. – М.: Просвещение, 1994 К.В. Волкова.
Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира. К учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира» 5 класс. – М.: Экзамен, 2006
 История Древнего мира и Средних веков. 5-6 классы: Дидактические материалы / В.В. Сухов и др. – М.: Дрофа, 2000
С.И. Алексеев. Задачи по счету лет истории Древнего мира. 5 класс. – М.: Русское слово, 2006
 Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2007
Список литературы для учащихся. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира» – М.: Просвещение, 2010
 С.И. Алексеев.
Задачи по счету лет истории Древнего мира. 5 класс. – М.: Русское слово, 2006
Е.А. Тудоровская. Троянская война и её герои. Приключения Одиссея. Гомер. Илиада. Одиссея. Знаменитые греки.
Жизнеописания выдающихся деятелей Древней Греции, составленные по Плутарху.

Настенные исторические карты.

 Древний Египет Междуречье и Восточное Средиземноморье Египет и Междуречье Индия и Китай в древности Греция в IV в. до н.э.
Образование и распад державы Александра Македонского.
Эллинские государства Древняя Италия до сер. III в. до н.э. Древняя Италия в VII- н. III в.в. до н.э.
 Римская империя в IV-V в.в. Падение Западной Римской империи Электронные ресурсы Диск «История Древнего мира», «Просвещение» Диск «Мифы и легенды Древнего мира» Интернет-ресурсы Основное содержание Что изучает история (не менее 10 ч) Ход времени и способы его измерения[1].
Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»).
 Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта. Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство. Всеобщая история. История Древнего мира (не менее 45 ч) Понятие «Первобытность» и «Древний мир».

 Хронологические рамки древней истории. Первобытное общество Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Древний Восток Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Древняя Греция и эллинистический мир Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
 
 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА – 68 часов ( 2 часа в неделю).

№  урока     Название разделов, тем, уроков     Кол-во часов     Знания и умения      Оборудование урока и  УМП      Домашнее задание

Что изучает история. Источники знаний о прошлом.
1Знать: Происхождение и смысл понятия «история». Типы и виды исторических источников.
Уметь: описывать картину, получать историческую информацию из различных источников С. 6 + записи в тетрадях

Счет лет в истории. «Лента времени».1Столетие, век, тысячелетие, от Рождества Христова, до Рождества Христова, наша эра. Хронология.
Уметь: называть век, оперировать понятиями «н.э.», «до н.э.», вести счет лет , решать познавательные задачи «Лента времени», познавательные задачи.С. 28-30, вопросы с. 30, составить задачку.
 
Генеалогия. Происхождение имен и фамилий.1Знать: Генеалогия. Древо жизни. Уметь: использовать различные исторические источники(тема№2,3 – 3кл.) Таблица «Родословная династий Рюриковичей и Романовых».Составить свою родословную в виде древа жизни, узнать о происхождении своего имени и фамилии.

Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.1Знать: Топонимика Уметь: получать историческую информацию из исторической карты(тема№4,5 – 3кл.)Узнать историю названия своей улицы.

Древнейшие люди. 1Знать: «Первобытные люди», собирательство, орудие труда.
 Уметь: показывать на исторической карте территории расселения народов; описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебникаКарта полушарий, картина «Древнейшие люди»&1, вопросы с.11

Родовые общины охотников и собирателей.1Знать: «Человек разумный», родовая община, рубило, копьё, гарпун, мамонт Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминовКарта полушарий Картины: мамонт, охота на козлов, древние охотники (копьё и стрелы).&2, вопросы с. 14, творческое задание на выбор

Возникновение искусства и религиозных верований.1Знать: Религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы, оборотни. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебникаПрезентация&3, вопросы с.17, творческое задание

Возникновение земледелия и скотоводства.1Знать: Земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старейшина, совет старейшин, идол, боги. Уметь: показывать на исторической карте территории расселения народов; описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебникаКартина «Древние земледельцы и скотоводы». &4, вопросы с. 23, творческое задание
 
Появление неравенства и знати.1Знать: Ремесло, плуг, соседская община, неравенство, вождь, знать, раб. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; &5, вопросы с. 27 (к разделу).

Обобщающее повторение по разделу «Жизнь первобытных людей».1Словарная работа, викторинаПрезентацияСоставить кроссворд
Государство на берегах Нила. 1Знать: Папирус, дельта, пороги, ил, разлив, оазис, рельеф, фараон. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов ;показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событийКарта: «Древний Египет» или «Египет и Междуречье».&6, вопросы с. 35

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.1Знать: Вельможа, писец, налог, шадуф, амулет Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов Карта: «Древний Египет».&7,

Жизнь египетского вельможи.1Знать: Гробница, благовония. Уметь: описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника; использовать приобретенные знания при написании творческих работКарта: «Древний Египет».&8,вопрос 3 с. 43 или составить рассказ от имени вельможи о том, как прошел его день.

Военные походы фараонов.1Знать: Бронза, пехотинцы, колесницы, дротики, наемное войско. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событийКарта: «Древний Египет» и картина «Египетское войско»&9, повторить &3, можно подготовить сообщения о египетских богах.

Религия древних египтян.1Знать: Храм, Жрецы, мумия, саркофаг. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебникаАппликации «Египетские боги»&10, вопросы с.53, повторить &3 п.1, конкурс рисунков «Египетские боги»

Искусство Древнего Египта.1Знать: Пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет. Уметь: описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника &11, вопросы на с.57

Письменность и знания древних египтян.1Знать: Иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия. Уметь: описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника; использовать приобретенные знания при написании творческих работ &12, вопросы с.62, составить рассказ об одном дне из жизни мальчика – ученика египетской школы, повторить && 6-12

Обобщающее повторение по теме «Древний Египет».1Словарная работа + викторина Составить кроссворд по теме «Др.Египет»
Древнее Двуречье.1Знать: Города-государства, клинопись. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событийКарта: «Междуречье и Восточное Средиземноморье».&13, вопросы с.66

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.1Знать: Закон, ростовщик. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; использовать текст исторического источника при ответе на вопросыКарта: «Междуречье и Восточное Средиземноморье».&14, задание 2 с. 70 письменно

Финикийские мореплаватели.1Знать: Колония, алфавит. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событийКарта: «Междуречье и Восточное Средиземноморье».&15, творческие задания: записать слова финикийскими буквами.
 
Библейские сказания.1Знать: Кочевники, единобожие, заповеди, скрижали, завет. Уметь: описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебникаКарта: «Междуречье и Восточное Средиземном».Опережающее задание &17

Древнееврейское царство.1Знать: Филистимляне. Уметь: показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событийКарта: «Междуречье и Восточное Средиземном».Повторить &9,».

Ассирийская держава.1Знать: Таран, держава, Ниневия. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событийКарта: «Междуречье и Восточное Средиземноморье». &18, составить рассказ от имени одного из персонажей картины с. 85.

Персидская держава «царя царей».1Знать: Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событийКарта: «Междуречье и Восточное Средиземноморье».&19, вопросы с.90, задание

Природа и люди Древней Индии.1Знать: Джунгли, хлопчатник, сахарный тростник. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий Карта: «Индия и Китай в древности».&20, можно приготовить сообщение о культуре Древней Индии.

Индийские касты.1Знать: Касты, брахманы, отшельник, шахматы. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминовКарта: «Индия и Китай в древности».&21, вопросы с.100
 
Чему учил китайский мудрец Конфуций.1Знать: Дракон, бамбук, иероглифы. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминовКарта: «Индия и Китай в древности».&22, вопросы с. 104 групповая работа – подготовить рассказ или «Встреча гостей в китайской семье»

Первый властелин единого Китая. 1Знать: Гунны, бойница, компас, шелк, бумага. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событийКарта: «Индия и Китай в древности».&23, вопросы с.110 (к разделу)

Обобщающее повторение по разделу «Древний Восток».1Словарная работа + викторинаКарта: «Индия и Китай в древности».состав. словесный «портрет» одного из гос-в Востока, используя 5 ключевых слов, характерных для этой страны или нарисовать эмблему страны

Греки и критяне.1Знать: Лабиринт, фреска. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событийКарта: «Греция в IV в. до н.э.»&24, вопросы с.116

Микены и Троя.1Знать: микенская культура, Троя Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминовКарта: «Греция в IV в. до н.э.»&25, вопросы с.120

Поэма Гомера «Илиада».1Знать: Сирена, циклоп. Уметь: описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника; использовать приобретенные знания при написании творческих работКарта: «Греция в IV в. до н.э.»&26, вопросы

Поэма Гомера «Одиссея».1Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника; использовать приобретенные знания при написании творческих работ Карта: «Греция в IV в. до н.э.»&27, вопросы приготовить сообщения о греческих богах

Религия древних греков.1Знать: Сатир, нимфа. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебникаАппликации «Древнегреческие боги»&28, конкурс рисунков «Древнегреческие боги» или составить кроссворд.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.1Знать: Полис, демос, ареопаг, архонты. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминовКарта: «Греция в IV в. до н.э.» Картина «Знатные и простые греки».&29. Вопр. с.137, самостоятельно прочитать «Законы Драконта» с.135

Зарождение демократии в Афинах.1Знать: Демократия, Народное собрание, граждане, драхма. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;Карта: «Греция в IV в. до н.э.»&30, вопрос 1и 2 с.140, составить характеристику Солона по памятке.

Древняя Спарта.1Знать: Илоты, лаконическая речь Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;Карта: «Греция в IV в. до н.э.»&31, вопросы 1,3 с.144, прочитать доп. материал с.141

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.1Знать: Пираты, скифы, мрамор, хитон, гиматий. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событийКарта: «Греция в IV в. до н.э.»&32, опережающее задание: приготовиться к интеллектуальной игре «О.И. в древности» &33

Олимпийские игры в древности.1Знать: Интеллектуальная игра. Атлет, пятиборье, ипподром и др Уметь: . рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;КарточкиПовторить &19 Сравнительная таблица

Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. 1Знать: Стратег, фаланга, триера. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карт места значительных исторических событийКарта: «Греция в V в. до н.э.»&34-35, зад.2 с.158 –письменно вопрос 1,2 с.163 сообщение о Фемистокле

В гаванях афинского порта Пирей.1Знать: Афинский морской союз, верфь, переселенцы, пошлина, вольноотпущенник. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминовКарта: «Греция в V в. до н.э.»&36, вопросы
В городе богини Афины. 1Знать: Совет пятисот, чернофигурная и краснофигурная керамика, пифос, амфора, портик, фронтон, кариатиды. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминовКарта: «Греция в V в. до н.э.»&37, вопрос 3 с.172, повт. &12 п.3 и &31 п.3

В афинских школах и гимнасиях.1Знать: Педагог, стиль, палестра, гимнасия, красноречие. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; использовать приобретенные знания при написании творческих работ &38, вопросы

В театре Диониса. 1Знать: Театр, сатир, орхестра, скене, трагедия, комедия. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; &39, зад 3, 6 с.181, повт. &30 п.3

Афинская демократия при Перикле.1Знать: Оратор, бобы. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории &40, зад 1,2 с.186 составить характеристику Периклу по памятке.
 
Города Эллады подчиняются Македонии.1Знать: Междоусобные войны, осадная башня, филиппика. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карт места значительных исторических событийКарта «Образование и распад державы А. Македонского. Эллинские гос-ва»&41, зад 3 с.190, сообщение об А. Македонском

Поход Александра Македонского на Восток 1Знать: Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карт места значительных исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям историиКарта «Образование и распад державы Александра Македонского. Эллинские государства»&42, зад.1,2,4 с.195, ист. сочинение «Воспоминание участника походов А.Македонского»

В Александрии Египетской.1Знать: Маяк, музы, геометрия. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминовКарта «Образование и распад державы Александра Македонского. Эллинские государства»&43, повторить &&24-43

Обобщающее повторение по разделу «Древняя Греция».1Словарная работа + викторина Все карты по теме.Составить кроссворд
Древнейший Рим.
1Знать: Латины, этруски, весталка, ликтор, патриций, плебей, сенат.
Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событийКарта «Древняя Италия до сер. III в. до н.э.»&44. вопросы

Завоевание Римом Италии.1Знать: Республика, монархия, консул, народный трибун, право вето, галлы. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карт места значительных исторических событийКарта «Древняя Италия до сер. III в. до н.э.»&45, повторить &40 п.1,2

Устройство Римской республики. 1Знать: Легион. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;Карта «Древняя Италия до сер. III в. до н.э.»&46, вопросы с.216, повторить &15п.3 сообщение о Ганнибале.

Вторая война Рима с Карфагеном. 1Знать: Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карт места значительных исторических событий &47, зад.2 с.220, подготовить рассказ о битве при Каннах (по вариантам)

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.1Знать: Триумф, император, провинция. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов &48, повторить &36 п.3

Рабство в Древнем Риме.1Знать: Имение, амфитеатр, гладиатор. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов ; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий &49, зад.1,2 с.230, составить рассказ по рис. на с. 227 или 228

Земельный закон братьев Гракхов. 1Знать: Гражданская война. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории &50,зад. 3, составить характеристику Тиберия Гракха по памятке.

Восстание Спартака.1Знать: Восстание. Уметь: показывать на исторической карте места значительных исторических событий &51,зад.1,3 с.238
Единовластие Цезаря. 1Знать: Ветеран, диктатор, диктатура. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории &52,вопросы, составить характеристику Цезаря по памятке.
 
Установление империи. 1Знать: Преторианцы, завещание, империя. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов &53, вопросы с. 247

Знаменитые императоры (В Риме при императоре Нероне. Правление Траяна). 1Знать: Даки. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов ; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям историиКарта «Римская империя в первые века н.э.».&55, зад.2 с.256, &57, п.2

Первые христиане и их учение.1Знать: Христианство, апостолы, евангелие, Страшный суд. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминовКарта «Римская империя в первые века н.э.».&56, зад.1,4 с 261

Расцвет римской империи во II в.1Знать: Колоны, «рабы с хижинами». Уметь: показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий«Римская империя в первые века н.э.».&57, пункт 1.

«Вечный город» и его жители.1Знать: Триумфальная арка, купол, термы. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов«Римская империя в первые века н.э.».&57, п.3; &58, .

Римская империя при Константине. Соседи Римской империи 1Знать: Варвары, епископ, церковь, папа. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминовКарта «Римская империя в IV-V в.в.»&54, 59, вопросы с.274.

Взятие Рима варварами. 1Знать: Готы, вандалы, античная культура. Уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых дат, терминов; показывать на исторической карте места исторических событийКарта «Римская империя в IV-V в.в.»&60, повторить всю тему «Древний Рим» + вопросы к теме с.281

Обобщающее повторение по разделу «Древний Рим».1Словарная работа + викторинаВсе карты по теме
Итоговое повторение по курсу.
1Презентация «Семь чудес света»

[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.