Козлова Татьяна Ивановна

учитель истории и обществознания

ШКОЛЬНОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

ГБОУ СОШ с. Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области

 

Создание музея – дело всего образовательного учреждения, коллективный труд учителей и учащихся. Каждый класс должен принять в организации посильное участие. Это серьезное и ответственное дело, которое требует тщательной подготовки ученического и педагогического коллективов и должно носить прежде всего исследовательский характер. Музей организуется на общественных началах, на основе систематической работы, постоянного актива учащихся и при наличии фонда подлинных материалов, соответствующих профилю музея, а также необходимых помещений и оборудования; обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций.Степень участия учеников в работе и организации музея бывает различной. Основную часть работы выполняет актив. Он формируется постепенно, постоянно пополняется новыми учащимися. Необходимо подчеркнуть что музейный актив не должен быть замкнутыми и присваивать себе монопольное положение. В ходе работы неизбежно привлекаются к тем или иным работам и учащиеся, не входящие в состав актива.

В школьном музее происходит обучение и воспитание, пропаганда знаний о природе и обществе, истории и культуре страны и ее отдельных регионов ведется на основе подлинных памятников материальной и духовной культуры народов. Именно подлинность музейной информации придает полученным здесь знаниям особую убедительность и достоверность. Это обстоятельство особенно важно, когда речь идет о молодежи. Ведь школьник, подросток, юноша, вступающий в жизнь, более чем кто-нибудь другой нуждается в получении не только аргументированных, но и эмоционально выразительных сведений.

Музей является полноценным, при соблюдении трёх условий:

а) собрания подлинных предметов

б) грамотного и полного оформления необходимой документации

в) проведения экскурсионной деятельности

Поэтому в данном направлении необходимо придерживаться следующих целей: пополнение фондов школьного музея подлинными предметами, имеющими отношение к истории села; строгое соблюдение учителями и учащимися правил оформления поступления, учёта и хранения подлинных предметов исторического наследия; создание новых и пополнение уже имеющихся экспозиций; подготовка и проведение экскурсий. Таким образом, создание музеев – это не просто собирательство, а целенаправленная, продуманная и хронологически правильная работа, которая несёт в себе воспитательный потенциал.

 

В настоящее время в нашем школьном музее подготовлены и попеременно действуют следующие экспозиции: «Солдаты Победы», «Участники локальных войн и военных конфликтов живут среди нас», «Нумизматика и бонистика», «Этнографическая», «История школы», «Растительный и животный мир села Камышла», «История села Камышла».

Проходят экскурсии для учащихся школы, местных жителей и гостей села.

На базе музея проводятся уроки краеведения, занятия кружка «Музееведение», открытые мероприятия.

          Мы пытаемся сегодня нашим детям раскрыть нравственные основы национальной (татарской, чувашской, мордовской и русской) культуры, духовного богатства  человека. Впервые  учащиеся знакомятся с удивительным миром народного творчества и  искусства в школьном краеведческом  музее. В разделах экспозиции музея сосредоточены материалы о прошлом и настоящем нашего села. Музей помогает развернуть активную поисково-исследовательскую работу. Целью  работы  музея является формирование духовности и культуры подрастающего поколения, создание системы нравственного образования и воспитания, приобщение подрастающего поколения к историческим ценностям, воспитание гражданских и патриотических чувств.

Ежегодно разрабатывается программа деятельности музея на новый учебный год, она включает в себя различные мероприятия:

- встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, вдовами; экскурсии, трудовые десанты по благоустройству памятника погибшим односельчанам  и мест захоронений воинов-земляков;
- беседы, лекции, оформление стендов, альбомов, пополнение разделов музея новыми экспонатами, материалами; акции «Поздравляем!», «Не милость, а движение души», «Дети солдатам!»литературно-музыкальные гостиные, фольклорные праздники, участие в литературно-поисковых экспедициях, - встречи и переписка с военнослужащими, встречи с воинами-интернационалистами, участниками локальных войн, викторины, конкурсы.

Руководит работой школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят педагоги, учащиеся, общественники, родители, ветераны Великой Отечественной войны.

Фонд школьного музея состоит из основного фонда и фонда научно-вспомогательных материалов.

Фонд музея насчитывает более 150 экспонатов, из них более половины являются подлинными.

В состав основного фонда входят все подлинные памятники материальной и духовной культуры (орудия труда, предметы производства и быта, письменные и печатные источники, старопечатные издания, а также атрибуты детской пионерской организации (знамена, флаги,  барабан,  горн, школьная форма). В состав научно-вспомогательного фонда входят копии с оригиналов, схемы, макеты, карты, ученические рефераты, альбомы, стенды.

Музей – плод труда учителей и учащихся нашей школы, которые самозабвенно любят свой край, не жалеют сил и времени на изучение его истории и сбор экспонатов. Зачинателями краеведческой работы были дети, которые нашли несколько экспонатов. Мы с ними сначала создали музейный уголок, потом музейную комнату в школе и дали мощный толчок историко-краеведческому направлению в работе школы как одному из самых приоритетных. Затем в течение 4 лет наш музей пополнялся и школа выделила ещё одну комнату. Большую роль в открытии и дальнейшей работе музея принадлежит председателю Совета ветеранов села Камышла Бадретдинову М. М., который стал нашим локомотивом. У музея всегда было много друзей, без которых не удалось бы собрать такую интересную коллекцию. И, конечно же, в основе создания нашего школьного музея лежит проектная деятельность. Мы участвовали в конкурсах социальных проектов «Я – гражданин России» и занимали призовые места окружных турах. В январе 2012 года наш музей получил свидетельство и зарегистрирован в федеральном  центре детско-юношеского туризма и краеведения.

Школьный краеведческий музей играет огромную роль в образовательном процессе нашей школы. Здесь проводятся экскурсии для детей, они узнают много нового об истории их родного села, о героях-земляках, их подвигах, о природе своего края. У детей воспитывается любовь и уважение к своей малой родине и к своему народу, его обычаям, обрядам и традициям. Здесь же проводятся  беседы, уроки мужества, лекции, викторины, встречи с ветеранами и участниками ВОВ.  Педагоги и классные руководители часто используют материалы музея как на уроке так и внеурочное время.

Увлеченность общим делом цементирует коллектив, сплачивает ровесников, укрепляет их дружбу, воспитывает заинтересованность в судьбах людей, стремление помочь им в беде. Делает подростков чуткими и отзывчивыми к окружающим, что так дорого в наше жестокое время. Кроме того, работа с книгами, древними рукописями, с архивными материалами и различными документами повышает у молодежи интеллект, расширяет кругозор, приучает к целеустремленности и усидчивости, помогает в выборе профессии, делает людьми серьезными, честными и порядочными.

Библиографический список

 

Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988.

Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001.

Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004.

Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003.