История села Камышла


     Как часто… потомство обращается к прошедшему, как часто ищет оно решений будущего в минувшем, и как часто хотелось бы ему видеть для того предков во всевозможной полной картине, со всеми дробями их страстей, их отношений, даже ошибок и внешней одежды.
      В нашем многонациональном районе дружной семьей живут русские, мордва, чуваши, татары. Татарское население района расположилось компактной группой по обеим берегам реки Сок и ее притоков. Жителям района небезынтересно будет узнать, что эта группа сел является самым крупным расселением татарского населения в Куйбышевской области. Об этом говорится в книге "Земля родная", посвященной географии Куйбышевской области и изданной в Куйбышеве в 1966 году. Это уже само по себе вызывает интерес к изучению, исследованию этих сел.
      По всей видимости, татары были первым земледельческим населением, поселившимся на берегах Сока Клявлинского района. Известно, что ко времени присоединения Поволжья к России лесостепное Заволжье было краем, где не существовало оседлого земледельческого населения. Территория эта осваивалась тогда кочевниками: ногайцами, башкирами, калмыками. Применительно в нашей территории можно говорить о заселении ее башкирами.
      Башкиры занимались экстенсивным скотоводством, и земли свои использовали как пастбища. Согласно преданиям, татарские села в верховье Сока начали появляться еще в XVI веке. И это уже были татары - земледельцы из " под Казанской стороны".
      В формировании населения наших татарских сел приняли участие представители двух групп татар: Поволжья и Приуралья. Это казанские татары и татары - мишари. Кроме них в формировании населения участвовали башкиры. В результате взаимовлияния, взаимных контактов казанских татар, татар мишарей и башкир в языке, культурно - бытовой области, а также в результате некоторой отдаленности Сока от основного района расселения татар Поволжья и Приуралья в верховье Сока образовалась специфичная этническая общность татар Поволжья и Приуралья - " Сокские татары".
      Крупный исследователь татарского языка Г.Х. Ахатов в своей работе " Татарская диалектология. Средней диалект "( Уфа.1979 год.) выделяет жителей сел Татарский Байтуган, Камышла ,Новое Усманово, Старое Усманово, Бузбаш, Давлкткулово по говору в особы "Камышлинский говор" - один из 12 говоров казанских татар.
      К сожалению, нужно отметить, что история татарских сел нашего района изучена очень слабо. Есть только отдельные заметки в районной газете по истории сел Старое Ермаково, Новое Усманово, Новая Балыкла, написанное местными краеведами к краеведческой викторине "Знаете ли вы свой край?". Эта викторина была организована редакцией и Клявлинским районным отделением общества охраны памятников истории и культуры в 1974-1975 г. г. Викторина, несомненно, способствовала оживлению краеведческой работы в районе.
      Но, несмотря на это, огромный материал по истории отдельных сел района все-таки остается неиспользованным, неизвестным как специалистам по истории, географии, языку, этнографии так и широкому кругу читателей, интересующихся прошлым нашего края. Парадоксально, но факт, что мы лучше знаем историю зарубежных стран, чем историю своего села, района. Любому человеку было бы интересно узнать, какие древние люди жили здесь, какие кочевники проходили по этой территории, как осваивалась земля земледельцами - нашими пра, пра… дедами? Проходили ли здесь грозные для царского самодержавия отряды Разина и Пугачева, участвовали ли наши земляки в борьбе этих отрядов против дворян и помещиков. Какие великие люди : писатели, поэты, путешествовали, посещали нашу местность. Какие были тогда леса, какая рыба ловилась в реках и прудах, каким был животный мир?
      Прошлое родного края, края, где он родился и вырос - не может не интересовать человека. Где же искать ответы на все эти вопросы? Можем ли мы вообще узнать, как жили люди до нас?
      Можем. О древних поселенцах на Клявлинской земле могут рассказать археологические раскопки. В последнее время обозначился определенный интерес к району в археологическом плане. Летом 1981 года недалеко от села Строе Ермаково и поселка Чулпан производились археологические раскопки одним из отрядов Средне волжской археологической экспедиции под руководством С. А. Агапова. В межвузовском сборнике научных трудов "Культура бронзового века Восточной Европы", изданном в Куйбышеве в 1983 году, Агапов упоминает могильник Чулпан - памятник периода срубной культуры. Племена срубной культуры - это индоевропейские племена, занимавшие территорию степи и лесостепи от Северного Причерноморья до Уральских гор с середины второго тысячелетия до н. э.
      В могильнике Чулпан были найдены костяная пряжка, кварцитовый наконечник дротика и костяные кольца, характерные для племен срубной культуры. По вопросам о происхождение татарских сел Сока, об освоение земель, о формировании населения в XVII - XIX вв. богатейший материал дают архивы : фонды Центрального Государственного Архива Древних Актов в Москве, фонды Государственного Архива Куйбышевской области в Куйбышеве, фонды Государственного Архива Оренбургской области в Оренбурге, фонды архива краеведческого музея г. Бугуруслана (татарские села относились к Бугурусланскому уезду Самарской губернии с середины XIX века по 1917 год).
      В 1768 села Новое Усманово, Татарский Байтуган, Камышла, Старое Ермаково посетили одна за другой две экспедиции Российской Академии наук под руководством академика И. И. Лепехина и П. С. Палласа описывать народности, встречающиеся на пути, полезные ископаемые, местные достопримечательности края. Важным для нас является описание быта татарских крестьян, местного управления, упоминание о наличии нефти, серы, известняка в районе сел Татарский Байтугани Камышла. Также нужно отметить ценные исследования проведенные в нашем районе в 1979 году этнографической экспедицией кафедры этнографии Московского Государственного университета под руководством Т. И. Ведерниковой. Эта экспедиция решала задачу исследования татарских сел Саратовской, Куйбышевской, Оренбургской областей, а также взаимного влияния татар и русских, татар и чувашей, татар и мордвы, татар и башкир. В нашем районе участники экспедиции побывали почти во всех татарских селах и расспросили десятки старожилов о прошлом своего села, были записаны легенды, предания со слов старожилов.
      Немаловажным источником для исследований являются и различного рода рукописные родословные книги, легенды, предания которые имеются почти в каждом селе, но они так и лежат "мертвым грузом", так как о содержании этих книг кроме хозяев никто почти не знает. При строго научной обработке такого рода источников мы смогли бы иметь неоценимый конкретный материал по истории отдельных сел, особенно дореволюционного периода.
      Откуда же пришло сюда татарское население, кто такие татары? Каково их историческое происхождение, так формировался язык, на какие группы делятся татары, какова их численность и где находятся основные районы расселения татар.
      Историческое развитие сокских татар неразрывно связано с развитием всего татарского народа. Живописные берега Волги, Камы, Кинеля, Сока, луговые поймы с озерами, богатыми рыбой и птицей, плодородные земли не могли ни привлекать с древних времен многочисленных поселенцев. С IV века н. э. многочисленные кочевные племена (в большинстве своем тюркоязычные), стали проникать с юго-востока и юга в лесостепную часть от Урала до верховьев Оки, постоянно вытесняя и частично смешиваясь с жившими здесь финно-угорскими племенами.
      С IV века на среднюю Волгу переселяются тюркоязычные племена - болгары. Они расселялись в основном на левобережье Волги и Камы. Здесь в конце IV - начале X века складывается раннефеодальное государство, получившее название Волжской Булгарии. Южная граница этого государства проходила по Самарской Луке (Мурмский городок) и дальше на восток по реке Черемшан. И согласно схемеы-карты, помещенной в книге казанского историка, доктора исторических наук, профессора А. Х. Халикова "Происхождение татар Поволжья и Приуралья" , территория нашего района отнесена к зоне "политического влияния" Волжской Булгарии.
      Волжская Булгария возникла на разноименной основе. Определяющим этническим компонентом в ней были тюркоязычные племена. С появлением булгар и образованием государства в крае интенсивно развиваются сельское хозяйство (земледелие и скотоводство) и ремесло, утверждаются феодальные общественные отношения, формируются основные черты культуры волжских булгар.
      Устоявшиеся в VIII-XII веках этнические связи нарушаются в 1236 году монгольским нашествием. Этому предшествовало тринадцатилетнее единоборство Волжской Булгарии с монголами (1223 - 1236 гг.), что свидетельствовало о прочности этого государства. Лишь после организации общемонгольского похода с войском до 300.000 человек монголам удалось захватить столицу Булгарии - город Булгар. Часть булгар переселяется на север (в районы Предкамья) и на запад (в Предволжье). После монгольского завоевания волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды - государства монголов - завоевателей на Волге.
      В XIV веке основным языком в Золотой Орде становится кипчакский (половецкий) язык. На нем разговаривали, велась деловая жизнь. Этот язык становится литературным языком Золотой Орды, языком "тюрки". Это привело в XIV веке к унификации, своеобразной нивелировке всех тюркских языков, образно выражаясь, к их кипчакизации Булгария была в вассальной зависимости от Золотой Орды (хотя были свои цари и князья), но внутри нее началось разобщение, разъединение некогда единой булгарской народности. В середине XV века на территории бывшей Волжской Булгарии образовывается новое феодальное государство - Казанское ханство.
      В Казанском ханстве шел активный процесс формирования казанского народа - одной части потомков булгарской народности. Другая часть составившая основу будущих мишарей, вошла в сферу экономического и политического влияния Русского государства (жители Сурского бассейна - современная Пензенская область). Третья часть булгар ушла на северо-запад (современная территория Чувашской АССР). Эта часть булгар, составившая основу будущих чувашей, больше всего сохранила свой первоначальный булгарский язык и меньше всего подверглась влиянию со стороны Золотой Орды. Вследствие этого в настоящее время в исторической литературе существует мнение, что чуваши ближе к булгарам, чем татары.
      Коренные жители Казанского ханства в русских летописях назывались новыми булгарами позже казанскими татарами.
      С середины XVI века этническая (народная) история обеих групп поволжских татар (казанских татар и татар мишарей) определялась многообразием связями с этническими процессами, протекавшими в рамках Русского многонационального государства, в состав которого в 1552 году вошли и казанские татары. Этноним (самоназвание народа) - татары у казанских татар появился сравнительно поздно.
      В XI - XII вв. было образовано полукочевое государство под руководством Тэмуджина провозглашенного в 1206 году на съезде монгольских феодалов - ханов великим ханом - Чингиз -ханом. Чингиз - хан расправился с неподчинившимися племенами, в том числе и с татарскими племенами. Покоренные татарские племена были включены на правах подчиненных в состав монгольских войск, где они должны были идти первыми и нападать первыми. По сообщению известного путешественника Плано Карпин, "Чингиз повсюду впереди посылал татар, а отсюда распространялось их имя, так как везде кричали "Идут татары!".
      По велению Чингиз хана все покоренные монголами племена, не зависимо от того, на каком языке они говорили, должны были впредь именоваться "татарами", но скоро и сами монголы, оторванные от своей родины, начинают именовать себя татарами. Так слово "татарин" становится синонимом "монгол" и наоборот.
      В среднем Поволжъе в VII веке, в течение около трех столетий хозяйничали хазары, с X до первой половины XIII века - болгары. В 1236 году народы Поволжья были порабощены войсками хана Батыя.
      Предания гласят, что берега реки Сока в окружностях нынешней Камышлы начали заселяться в XVI веке. В 1533 году там было основано село Татарский Байтуган, которое именовалось еще и Верхний Ермак. В 1737 году несколько жителей отделились и образовали село Нижний Ермак.
      Первая половина XIX века была временем дальнейшего развития капиталистического уклада в экономике края, разложения феодально-капиталистической системы, дальнейшего обострения классовой борьбы. Государственные крестьяне составляли большинство среди крестьян других категорий (помещичьих, удельных) - 390141 человек, что составляло 62,9 процента.
      Быстро росло население края. На свободные земли Заволжья царское правительство переселяло крестьян, новые земли привлекали помещиков. Только с 1816 по 1848 год переселенцы с Украины, с Курской, Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Рязанской и других губерний основали в Бугурсланском уезде около 200 поселков и деревень.
      В 3-4 раза увеличилось с 1804 по 1859 год население Камышлы, Старого Ермаково, Татарского Байтугана и других татарских сел Сока. Согласно материалам фонда 1335, опись I, ед. хр. 1874. В 1804 население сел сокских татар было таким: Камышла - 280 жителей, 55 дворов; Татарский Байтуган - 229 жителей, 52 двора; Старое Ермаково - 236 жителей, 42 двора; Балыкла - 374 жителя, 69 дворов. Состав населения сел середины XIX века мы видим из Списка населенных мест по сведениям 1859 года (Самарская губерния), Петербург, 1884 год. Согласно этому "Списку…" в Камышле в 1859 году было 1535 жителей, 214 дворов, одна мечеть; Татарском Байтугане - 937 жителей, 140 дворов, мечеть; Старом Ермакове - 1019 жителей, 151 двор, мечеть; Балыкле - 974 жителя, 143 двора, мечеть; Новом Усманове - 1040 жителей, 158 дворов, 2 мечети; Новом Ермакове - 454 жителя, 60 дворов, мечеть; Старом Усманове - 339 жителей, 49 дворов, мечеть. К середине XIX века самым крупным селом становится Камышла, вторым по численности - Новое Усманово. Самое маленькое село Старое Усманово тоже имело мечеть, но в "Списке…" нет упоминания о школах и больницах. Видимо, считалось, что молитвы за милосердие аллаха в мечетях, построенных буквально в каждом селе, заменят и образование, и здравоохранение. Нет пока и предприятий промышленного производства, переработки и т. д. И действительно из общественных зданий в татарской деревне оригинальный вид имели только мечети, на устройство которых сельские богатеи обращали особое внимание.
      Деревенский богач или кулак, построивший в деревне мечеть, пользовался особенно большой поддержкой местного духовенства и мог интенсивно эксплуатировать своих сельчан. Забегая вперед, скажем, что в 1910 году в семи татарских селах Сока было 13 мечетей: в Камышле и Старом Ермакове - по 3; В Балыкле и Новом Усманове - по 2; В Татарском Байтугане, Новом Ермакове и Старом Усманове - по одной мечети. В 1910 году в Камышле уже было 3336 жителей, и 620 дворов, (то есть за полстолетия население удвоилось). В Татарском Байтугане 1081 житель и 189 дворов; В Старом Ермакове - 2553 жителя, 473 двра; В Балыкле - 1946 жителей, 397 дворов; В Новом Усманове - 2124 жителя, 363 двора; В Старом Усманове - 909 жителей, 142 двора.
      Как видно, самыми крупными селами являлись Камышла, Старое Ермаково и Новое Усманово. Именно в этих селах мы наблюдаем стремительный рост населения но протяженности всего XIX века и начала XX века. В результате они намного обогнали по численности первое татарское поселение на Соку - Татарский Байтуган.
      Камышла, как наиболее многочисленное и более выгодно расположенное географический поселение, впоследствии становится районным центром до 1963 года, то есть до слияния Камышлинского района сначала с Похвестневским, потом в 1965 году с Клявлинским и образования Клявлинского района. Потом эти районы обратно разделились.
      Такой рост населения в XIX веке объяснить можно появлением здесь переселенцев из других мест, а также за счет естественного роста населения. В книге Ю. М. Тарасова "Русская колонизация Южного Урала" отмечается переселение крестьян в Бузулукский , Бугульминский уезды. Он пишет о переселении в первой четверти XIX века в Камышлу "ясачных татар", об "определении на жительство татар Казанской губернии в селах Старое Усманово, Новое Усманово". В конце XIX века завершается формирование населения татарских сел.
      Потому, как темпы роста населения не снижались, а имелась стабильная тенденция к росту, можно сказать о переселении татар на берега Сока и во второй половине XIX века и в начале XX века. Сухой и теплый климат, черноземные почвы, сравнительно невысокая плотность населения, создающая высокую обеспеченность землей, манили сюда переселенцев. Нет данных о переселении татарского населения с берегов Сока в другие места. По всей видимости берега Сока устраивали переселенцев.
     


Использованная литература:


Книга "Земля родная" г. Куйбышев 1966 год.
Районная газета 1987 год.


Конец формы