Патриотическое воспитание учащихся
19.03.2015, 09:28

Всероссийские ежегодные педагогические чтения

имени академика РАО С. О. Шмидта «Краеведческий педсовет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по теме:

«Формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданской солидарности на основе социального партнерства и музейного дела»

 

 

 

Козлова Татьяна Ивановна,

учитель истории и краеведения 5-11 классов

ГБОУ СОШ  с. Камышла

Муниципального района Камышлинский

Самарской области

 

 

 

Самара 2015 год

 

 

Формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданской солидарности на основе социального партнерства и музейного дела

 

План

 

Введение.

 

 

Основная часть I. Формирование  у обучающихся чувства патриотизма и гражданской солидарности на основе социального партнерства и музейного дела

 

 

1.     Школьный музей как фактор патриотического воспитания.

 

 

2.    Музейная работа в школе: технология социального проектирования.

 

 

Заключение.

 

 

Список использованной литературы.

 

 

Введение.

Основная задача патриотического воспитания – это формирование и

развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота своего Отечества, способной выполнять гражданский долг, как в мирное, так и в военное время. Многое связывает человека с местом, где он родился и

вырос, где познал ―Первых лет уроки‖. Родной край и населяющие его сегодня, неповторимый облик родной природы, - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Чем глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, о его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к

родне. Изучение истории родного края способствует пониманию правовой

и оценке истории своей страны и всего мира. Наиболее значимо и целесообразно для патриотического воспитания школьное краеведение, которое включает в себя: работу школьного музея, историко-краеведческие конференции, туризм, встречи с интересными людьми, поисково- исследовательскую работу учащихся и учителей. Школьный историко- краеведческий музей расширяет и углубляет знания учащихся.

Интерес к историческим и художественным ценностям растѐт, потому что

они обладают свойством эмоционального воздействия на мысли и чувства людей, участвуют в воспитании человека. Особое место здесь занимает интерес к своей малой родине, к повседневному окружению, к истории того места, где ты живешь.

И сегодня, и в далеком будущем нам нужно постараться сохранить то доброе и хорошее, что было у нашего народа. Чтобы понять и

почувствовать, как жили,  что переживали и чему радовались наши далекие предки, наши прабабушки и прадедушки, в школах открываются музеи, краеведческие уголки.

Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Музей

является базой и для серьѐзной воспитательной работы. Он хранит память

о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых воспитываются нынешние поколения. Работа в музее поможет школьникам выбрать будущую профессию. Тема труда и защиты своего Отечества найдѐт в музее своѐ отражение.

 

Часть I. Формирование чувства патриотизма и гражданской солидарности на основе социального партнерства

 

 

1.1Школьный музей как фактор патриотического воспитания

 

 

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского

«museum» - «храм». Музей - место, посвященное наукам и искусствам.

 

Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего

детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися

краеведческих материалов - гербариев, минералов, фотографий,

воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке.

В разные периоды истории школьные музеи переживали подъемы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной

музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей

идеологии.

Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы

В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями общеобразовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны.

 

Целью создания и деятельности школьного музея является формирование интереса к отечественной культуре и уважительного

отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитие навыков поисковой, исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей.

 

Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за

сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Задачи школьного музея

 

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания на основе истории своего края, своей Малой Родины. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно- воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного  выпускника,  педагога.   В  каждом из  таких

свидетельств отражается какая - то частица истории. Из таких фрагментов

в конечном итоге складывается история человеческого общества.

 

 

Основополагающим для музейной теории и практики по мнению Моисеенко В.П., Мягтиной  Н.В., Юреневой Т.Ю. и др. является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трех важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи;  оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе;  изучение истории в свете современности. Постоянное увеличение потока информации требует такой организации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определенного запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной

деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности.

Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,

производить   историографический    анализ   темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно- справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей,

их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных

проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить

взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми  изобразительными

объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории,

культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе,

школе.

Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент

образовательных стандартов, то есть изучается история Малой Родины.

Специфична, по мнению Тельчарова А.Д., и образовательно- воспитательная деятельность школьного музея. Если в государственных и в большинстве негосударственных учреждений такого типа музейная

деятельность осуществляется штатом специалистов, то деятельность музея школы организована иначе. Она реализуется через различные формы

экспозиционно-выставочной и массово-просветительной работы и ставит целью передачу знаний посетителям музея и идейно-нравственное воздействия на них посредством личного участия в работе музея. Главное

отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Участвуя в поисково- собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей школы, края  независимо от того, какую тему они изучают.

Феномен школьного музея состоит том, что его образовательно- воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.

Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки

поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство

сопричастности с происходящими событиями.

Принципы работы школьного музея

Моисеенко В.П. выделяет принципы работы школьного музея.

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.

- Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным

процессом.

- Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.

- Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

- Опора музейной деятельности на предметные кружки и факультативы, элективные курсы.

- Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая

важнейшим фактором создания и жизни музея.

 - Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.

- Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.

- Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

- Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

 

 

2. Музейная работа в школе: технология социального проектирования (опыт работы).

 

 

Проект воспитательной работы «Формирование чувства патриотизма и гражданской солидарности на основе социального партнерства и музейного дела  направлен на решение проблемы воспитания  гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своѐ будущее. Опыт гражданского воспитания через социальное партнѐрство используется в течение пяти лет.

С целью выявления нравственной позиции  учащихся школы  в начале

2010-2011 учебного года в классе было   проведено входящее анкетирование по методике А.Г.Маклаковой и С.В.Чермяниной, которое показало следующие результаты:

1. Число детей, которые взаимно отрицают друг друга (т.е. не могут совместно выполнять какую – либо деятельность) составляет - 35%

 

(высокое). Классу свойственна низкая сплочѐнность коллектива. Доказательство тому наличие микрогрупп в классе.

 

 

2. Снижено число  учащихся со сформированной нравственной позицией:

 

 

Уровень

Позиция

8кл

1

Нравственная позиция

50%

2

Безнравственная позиция

-

3

Несформированность отношений

50%

 

 

Уровень

8кл

Низкий уровень

коммуникативных способностей

18%

Ниже среднего уровень

коммуникативных способностей

10%

Средний уровень

коммуникативных способностей

10%

Выше среднего уровень

коммуникативных способностей

26%

Высокий уровень

коммуникативных способностей

36%

 

Результаты диагностики позволяют отметить  несоответствие полученных  результатов с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности в рамках внедрения стандартов второго поколения определен национальный идеал воспитания, который задает ориентиры организации воспитательной деятельности в школе: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

 

 

Таким образом, в ходе исследования была сформулирована проблема недостаточный уровень  духовно-нравственного развития школьников, что обусловило необходимость деятельности по повышению гражданственно- правовой компетенции учащихся с помощью механизмов социального партнерства.

Думается, одним из средств формирования базовых национальных ценностей, является технология социального партнѐрства.

Цель: сформировать нравственную позицию и развить гражданско – патриотическое сознание и поведение учащихся на основе технологии социального партнерства.

Задачи:

 

-освоить методический инструментарий социального партнерства, формирующий коммуникативные способности учащихся;

-внедрить технологию социального партнерства в практику воспитательной работы  с учащимися.

 

 

Гипотеза  исследования состоит в том, что ресурсы социального партнерства   будут использованы более эффективно, если планировать и осуществлять взросло-детское   проектирование и сотрудничество  с различными социальными структурами. Если будет применяться  технология социального партнерства в воспитательной работе с учащиеся, то повысится уровень сформированности нравственной позиции и коммуникативных способностей, что будет способствовать становлению высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Актуальность и перспективность предлагаемой системы воспитательной работы обеспечивается ее направленностью на реализацию задач федерального государственного образовательного стандарта, предусматривающего решение широкого круга воспитательных задач, формирование общечеловеческих ценностей, которые можно реализовать через метод социального партнерства.

На начальном этапе был освоен  методический инструментарий

(совокупность методов и приемов, характерных для технологий

«Коллективных творческих дел», «Социального проектирования»,

«Социального партнерства») и сделан вывод о его эффективности в вовлечение учащихся в социальное партнерство, что  максимально развивает их интеллектуальный потенциал и дает возможность найти

применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам.

В основу опыта организации воспитательной работы с учащимися класса положены идеи Н.Е.Щурковой («Программа воспитания школьников»), О.А.Селивановой (социальная педагогика), В.А.Караковского (педагогика сотрудничества).

Организация системы  воспитания учащихся школы  на основе

социального партнерства предполагает тесное сотрудничество с различными организациями:

 

Учащиеся

 

 

 

Администрация и Общество ветеранов ВОВ

 

Коррекцион- ная школа - интернат

 

 

 

 

 

 

Музеи разного уровня

 

 

 

 

 

 

 

Центр

«Семья»

 

Библиотеки

 

 

Муниципальный архив

 

Воспитательная работа с учащимися строится на основе перспективного плана совместной работы с указанными организациями – социальными партнерами, который  включает в себя широкий круг воспитательных дел.

Самое большое достижение моей воспитательной работы с учащимися

на основе социального партнерства – это создание ШКОЛЬНОГО

историко-краеведческого музея.

Музей в ГБОУ СОШ села Камышла ещѐ очень молод. Он  был создан в 2008 году. Музей – плод труда моих учеников, которые

самозабвенно любят свой край, не жалеют сил и времени на изучение его истории и сбор экспонатов. Дети в сотрудничестве с классным

руководителем и общественными организациями  сначала создали музейный уголок, потом музейную комнату в школе и дали мощный

толчок историко-краеведческому направлению в работе школы как одному из самых приоритетных. Затем в течение 4 лет школьный  музей пополнялся экспонатами. Создание самого школьного музея Камышлинской СОШ в 2008 году – это групповой социальный проект, который занял второе место в конкурсе социальных проектов «Я -

Гражданин России».

 

В настоящее время в нашем школьном музее подготовлены и попеременно действуют следующие экспозиции: «Солдаты Победы»,

«Участники локальных войн и военных конфликтов живут среди нас»,

«Нумизматика и бонистика», «Этнографическая», «История школы»,

«Растительный и животный мир села Камышла», «История села

Камышла».

 

Проходят экскурсии для учащихся школы, местных жителей и гостей села. На базе музея проводятся уроки краеведения, занятия кружка

«Музееведение», открытые мероприятия. Руководит работой школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят учащиеся,

общественники, родители, ветераны Великой Отечественной войны.

 

И, конечно же, в основе создания нашего школьного музея лежит проектная и научно-исследовательская деятельность. Мы участвовали в конкурсах социальных проектов «Я – гражданин России», «Интеллект. Творчество. Фантазия», «Головкинские чтения» и др., занимая призовые места на окружных и областных турах.

В январе 2012 года школьный музей получил Свидетельство музея от

ГБОУ ДОД ОЦДЮТК г. Самары. (Приложение )

Совместно со школьным музеем (я являюсь руководителем школьного музея) проводятся дела патриотической направленности. Разнообразие используемых форм совместной работы позволяют заинтересовать учащихся, расширить их кругозор. Например, группа учащихся - экскурсоводов музея подготовила и провела серию тематических экскурсий: «Занятия и быт жителей села в конце 19 века»,

«История села», «Герои локальных войн и военных конфликтов живут среди нас». На базе музея:

- проводятся тематические классные часы: «Анвар Давыдов – певец родного края», «Животный мир нашего края»;

- осуществляется изучение творческих работ жителей района (проект

«Каждый человек талантлив»);

- организуется работа учащихся с архивными документами музея;

- ведется подбор материалов для научно-исследовательских работ.

 

Работа с родителями является  значимым направлением в системе моей воспитательной деятельности. Я стараюсь привлекать родителей к организации воспитательной работы в классе, что способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически-ориентированном воспитании детей. А также внимание уделяю их педагогическому и психологическому просвещению, провожу тематические собрания, индивидуальные беседы, заседания родительского комитета, посещение семей.

Доминирующей стала  роль ученического самоуправления, которое по своей сути является гибким, поскольку  лидерами  могут быть сразу несколько учащихся в зависимости от количества акций и проектов, над

которым ведется работа.

В процессе реализации системы воспитания на основе социального партнерства были достигнуты следующие результаты:

1.Повысилось число детей, выступающих с социально – активными

инициативами.

2. Увеличилось количество учащихся со сформированной нравственной позицией.

3. Количество детей, которые взаимно отрицают друг друга (т.е. не могут совместно выполнять какую – либо деятельность) заметно сократилось. С

35% в 8 классе до 21% в 9 классе и до 16% в 10 классе. Классу свойственна

тенденция роста сплочѐнности  коллектива. Доказательство тому сокращение количества микрогрупп в классе. Если в 8 классе их было 5, то в 10 классе – это единая группа.

 

 

Уровень

Позиция

8кл

9кл

10кл

1

Нравственная позиция

50%

59%

61%

2

Безнравственная позиция

-

-

-

3

Несформированность отношений

50%

41%

39%

 

 

Уровень

8кл

9кл

10кл

Низкий уровень

Коммуникативных способностей

18%

10%

7%

Ниже среднего уровень

Коммуникативных способностей

10%

7%

6%

Средний уровень

Коммуникативных способностей

10%

12%

13%

Выше среднего уровень

Коммуникативных способностей

26%

32%

34%

Высокий уровень

Коммуникативных способностей

36%

39%

40%

 

4. Удовлетворенность родителей работой  составляет 100%.

5. Увеличение количества победителей в олимпиадах и научно –

практических конференциях по истории и обществознанию ( в 2 раза).

6. Увеличение участников социальных акций (на 20%).

7. Снижение количества безразличных учащихся (на 15%), и увеличение числа учащихся признающих положительные ценности в

жизни (на 20%).

Таким образом, использование социального партнёрства и музейного дела  в качестве формы организации воспитательной работы позволяет сформировать у учащихся представления о базовых национальных ценностях: любовь к России, к Малой родине, к своему народу; уважение к защитникам Родины, долг перед Отечеством, старшими поколениями, умение отвечать за свои поступки. Развить коммуникативные, навыки сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности детей и взрослых.

Метод музейной работы в школе - технология социального проектирования позволяет учащимся самим воссоздавать историю нашей малой Родины.

Процесс формирования гражданских ценностей школьников осуществляется в условиях быстро меняющегося мира, повышения требований к социальным институтам. Существует противоречие между социальным заказом государства и общества, требующим от системы образования подготовки активной, компетентной и ответственной

личности,  готовой нести гражданские обязанности,  и временными и

материальными ограничениями, порожденными современной жизнью. Данное противоречие может быть разрешено через реализацию такой модели гражданского образования, которая основывается  на использовании технологии социального проектирования.

 

В нашем историко-краеведческом музее немного того, что можно назвать артефактами - знаками ушедших эпох. Поиск новых, адекватных времени методов музейной работы, привел нас к выбору технологии социального проектирования, которая позволяет учащимся самим воссоздавать историю нашей малой Родины. На наш взгляд, преимуществом технологии  социального проектирования является то, что она позволяет вовлечь учащихся в процесс постижения истории повседневной жизни поколений, в выработку собственных ориентиров, а также применить свой субъектный опыт через интервьюирование своих

близких, работу с архивными материалами, применение ИКТ-компетенций в создании презентаций, Web-проектов.

 

Современные школьники – дети «экранной культуры». Поэтому они воспринимают и лучше усваивают информацию, представленную в виде визуального ряда, содержащую яркие образы. Сами активно вовлекаются в процесс создания компьютерных презентаций. Использование  информационных технологий в социальном проектировании позволяет уйти от излишней вербализации информации, расширить информационное поле школьников, включить их в процесс трансляции культурных образцов, активизировать познавательную активность. Социальное проектирование направлено не только на подготовку исследовательских материалов по определенной проблеме, но и на создание широкого набора медиа-объектов, способствующих эффективному усвоению информации, позволяющих превратить процесс трансляции культуры в разнообразное и увлекательное действо.

 

Музейные экспозиции оживают, превращаются в культуросозидающую силу, если ученик сам участвовал в их создании. Преодолевается монополия вербальности в познании прошлого. Ученик сам творит предметно-пространственную среду ушедших эпох через использование возможностей программы Power Point, применяя языки программирования. В результате создается музейно-педагогическая система, обеспечивающая "погружение" детей и подростков в мир истории прошлых поколений, сельской культуры конца XIX-начала XX веков, Великой Отечественной войны, раскрывающая основные ценности, объединяющие народ и обеспечивающие процветание страны и родного края.

Экспонаты, созданные методом социального проектирования самими учащимися, позволят в ближайшей перспективе сформировать галереи

«Виртуального музея родного края».

 

Создание компьютерных презентаций самими учащимися позволяет формировать новую информационную среду для организации познавательной деятельности учащихся, транслировать культурные образцы самими учащимися для своих одноклассников, посетителей музея, учит ответственному отношению к учебному труду, совместной поисковой деятельности.

 

Заключение.

 

Следовательно значимость социального проектирования на основе социального партнерства и музейного дела   для формирования гражданских компетентностей  школьников отражается целым рядом важнейших характеристик:

- проектирование дает возможность учащимся получить первый опыт создания, влияния и контроля над общественной политикой,

сформировать локальную юношескую микромодель гражданского

общества;

- оно ориентировано на экспериментальное деятельностное изучение различных аспектов функционирования социума и является средством вовлечения учащихся в общественную практику;

-оно соотносит проблемы местного сообщества с фундаментальными ценностями демократии, закона, принципами деятельности различных

структур власти и, тем самым, помогает школьникам компетентно и

конституционно отстаивать свои интересы и интересы различных социальных слоев, становиться активными и ответственными гражданами;

- оно представляет возможность учащимся на практике проверить свою принадлежность к местной общине, найти свое место в жизни, апробировать первый опыт гражданского участия.

Таким образом, противоречия, присущие современному образованию, разрешаются методами социального проектирования,

поскольку они формируют ценностное отношение учеников к прошлому, настоящему и будущему, дают возможность ощутить магию прошлого,

«путешествуя» в ушедшие эпохи, постигая культурные миры.

 

Список используемой литературы

 

 

1.Кузина  Н.В.  Введение  в  музееведение.  Учебное  пособие.  –  Нижний

Новгород:  Нижегородский  госуниверситет,  2013.  –  151  с.  ISBN  978-5-

91326-290-5

2.Основы музееведения : [учеб. пособие] / М-во культуры РФ, Рос. ин-т культурологии ; отв. ред. Э. А. Шулепова. — 3. изд. [испр. и доп.]. — М. : Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2013. — 432 с.

3. А. Д. Тельчаров. Музееведение. Научный мир, 2011 г.

4.  Основы  музейного  дела.  Теория  и  практика  Автор:  Шляхтина  Л.М. Издательство: Высшая школа Год: 2009 Страниц: 184 ISBN: 5-06-005237-0

5.  Владимир  Малов  Название:  Музеи  Издательство:  Слово  Год:  2010

ISBN: 5-85050-489-3

6. Лебедев А.В. (отв. ред.), Юхневич М.Ю. (сост.) Музей и личность

М.: 2007. — 168 с.

7. Моисеенко В.П. (отв. ред.). В мире школьных музеев. Методические указания. - М.: Школьная книга, 2007. - 160 с.

8.Музей. Словарь актуальных музейных терминов

// Музей. - 2009. - №5. - с. 47-69

9.Мягтина   Н.В.,   Черничкина   В.А.   Основные   направления   и   формы музейной   деятельности   Методические   указания.   -   Владимир:   Изд-во

Владим. гос. ун-та, 2008. - 21 с.

10.Шулепова Э.А. Основы музееведения

М.: Едиториал УРСС, 2005. — 504 с. — ISBN 5-354-00857-3.

11. Введение в Самарское краеведение. Л.В.Храмков, Самара, 2007.

12. Храмков Л.В. Самарский край в судьбах России. Самара: изд-во

«Самарский университет», 2006.

13. Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. Самара, 2003.

14. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике / М-во культуры. РФ. Российского института культурологии. – М., 2008. – 223 с.

15. Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2007.

Категория: Мои файлы | Добавил: Татьяна
Просмотров: 855 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: