Планирование по истории
09.07.2015, 10:49

Пояснительная записка 

Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время.

Россия и мир в 20 – начале 21века.

 

Рабочая  учебная программа  по истории составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, рабочей программы по истории А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. «История России 6 – 11 класс». -  М.: Просвещение, 2010.

История изучается на базовом уровне. Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения по истории.

            Рабочая программа  по  истории ориентирована на использование  базового учебника истории для 10 и 11 классов:  А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт Россия и мир. – М.: Просвещение, 2012; Л.Н. Алексашкина, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина Россия и мир в 20 – начале 21 века. – М.: Просвещение, 2012, рекомендованных Министерством образования и науки Российской.

Цели и задачи изучения предмета:

  1. Воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений на основе осмысления исторически культурных, религиозных, этнонациональных традиций
  2. Освоение знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе
  3. Овладение умениями и навыками поиска, систематизацией и комплексного анализа исторической формации
  4. Формирование исторического мышления, способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопостовлять различные версии и оценки исторических событий и личностей.  

 

По программе  на изучение истории в 10, 11 классах отводится по 68 часов (т.е. 2 часа в неделю). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом ГБОУ СОШ с. Камышла и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Содержание программы учебного предмета

Структура программы

 

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

  1.  

Введение в историю

5

  1.  

Человечество в эпоху Древнего мира и Средневековья

27

  1.  

Мир в Новое время

35

  1.  

Индустриальная модернизация традиционного общества (1900 – 1914 гг.)

18

  1.  

Первая мировая война и её последствия. Общенациональный кризис в России.

11

  1.  

Борьба демократических и тоталитарных тенденций в 20-30 гг. 20 в

8

  1.  

Вторая мировая война и Великая Отечественная война.

8

  1.  

Мир во второй половине 20 в. От индустриального общества к информационному.

23

 

 

Основное содержание

 

 Введение в историю

Что такое история? Пространство всемирной истории. Историческое время. Различные подходы к периодизации всемирно-исторического процесса. Социальное познание и историческая наука.  Историческое событие и исторический факт. Понятие об исторических источниках. Виды источников. Различные подходы к теоретико-методологическому осмыслению исторического процесса. История в век глобализации.

Человечество в эпоху Древнего мира и Средневековья

Антропогенез. Научные представления о формировании человека современного типа. Неолитическая революция и её исторические корни. Экономические основы древневосточных цивилизаций. Современные представления о факторах и формах возникновения государств. Зарождение античной цивилизации. Эллинизм. Цивилизация Древнего Рима в 8 – 1 вв. до н.э. Древние люди на территории нашей страны. Греческая колонизация Причерноморья. Восточные славяне. Норманны – варяги – русь. Мифологическая картина мира. Мифы о культурных героях. Представления об осевом времени. Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилизаций. Художественные ценности  древних цивилизаций.

Сущность и периодизация европейского Средневековья. Синтез позднеантичного и варварского укладов. Государство франков. Сеньориальный строй. Феод. Община. Города в средневековом обществе. Государство и церковь. Европейское общество в 14-15 веках.

Византийская империя. Арабо-мусульманский Восток. Китай, Индия, Япония в Средние века. Особенности российского Средневековья. Древнерусское государство и общество. Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества государства. Особенности процесса объединения русских земель. Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце 15 – начале 17 века. Социально-экономическое развитие России. Россия в средневековом мире. Человек в Древности и Средневековье.

 Мир в Новое время

Раннее Новое время и начало модернизации. Россия: особенности перехода к Новому времени. Россия: особенности социально-экономического развития в 17 – 18 веках. Европейские государства в 16 – 18 веках. Феномен российского самодержавия. Особенности социальных движений в России в 17 – 18 веках. Россия – великая европейская держава. Промышленная революция: сущность и значение. Революции и их место в историческом процессе второй половины 18 – 19 века. Рождение современных идеологий. Век Просвещения. Либерализм. Консерватизм. Социализм и радикализм. Национальные движения и идеологии. Индустриальное общество и особенности перехода к нему России. Начало российской индустриализации. Перемены в демографической ситуации и социальной структуре в пореформенный период. Российские реформы в 19 веке: причины, цели, противоречия. Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития. Империя и народы. Человек в эпоху становления и развития индустриального общества. Человек и пространство. Человек и техника. Человек и город. Человек в движении.

 

Индустриальная модернизация традиционного общества

 

Введение в историю 20 века. Новейшая эпоха. Проблемы периодизации новейшей истории. Россия в 20 веке. Мир в начале века. Государства и народы на карте мира. Индустриализация. Империи и империализм. Проблемы модернизации. Страны Европы и США в 1900-1914 гг. Достижения и проблемы индустриального общества. Демографические процессы. Социальные движения. Политические течения и организации. Экономическая модернизация России: успехи и противоречия. Город и деревня России в процессе модернизации. Право и традиции в российской политической системе начала 20 века. Противоречия формирования гражданского общества в России. Панорама российского оппозиционного движения начала 20 века. Национальный фактор российской модернизации. Первая российская революция и её влияние на процессы модернизации. Столыпинская программа модернизации России. Страны Азии и Латинской Америки на пороге новейшей истории.

Первая мировая война и её последствия. Общенациональный кризис в России

Предпосылки Первой мировой войны. Характер военных действий и основные военные операции. Роль Западного и Восточного фронтов. Война и общество. Россия в войне. Роль Восточного фронта. Экономика России в годы войны. Война и российское общество.  Февральская революция 1917 г. в России и возможные альтернативы развития страны. Октябрь 1917 г. в России. Причины победы большевиков. Дискуссия о характере октябрьских событий. Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Национальный вопрос и образование национальных государств. Российское общество между красными и белыми. Социальный состав и политические ориентации противоборствующих сил. Создание Красной Армии. Конституция РСФСР 1918 г. «Военный коммунизм» и его социальные последствия.  Окончание  мировой войны и образование новых государств в Европе.

Борьба демократических и тоталитарных тенденций в 20-30 гг. 20 в.

 Европа межвоенного времени в поисках перспектив развития. Россия нзповская: поиск оптимальной модели строительства социализма. Концепция нэпа. Противоречия нэповской модели развития. Борьба за власть в большевистском руководстве. СССР на путях формирования модернизации. Национальная политика в СССР в 20 – 30е гг. 20 в. Политика «коренизации».Советизация национальных культур. Борьба с религией и церковью. Страны Азии. Особенности развития культуры. Международные отношения. «Эра пацифизма». Формирование очагов военной опасности.

Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа.

Истоки Второй мировой войны. Кризис Версальской системы. Идеологическая подготовка к войне. Военно-политические планы агрессоров. Крупнейшие военные операции Второй мировой войны. Экономическая система в годы войны. Германская экономическая модель. Эволюция английской экономики. Перестройка советской экономики на военный лад. Ленд-лиз. Принудительный труд. Людские и материальные потери в войне. Власть и общество во время войны. Немецкий оккупационный режим. Холокост. Власть и общество во время войны в СССР. Западные демократии в годы войны. Человек на войне. Герои фронта и тыла. Партизанское движение в СССР. Военнопленные. Массовый героизм. Особенности развития науки и культуры в годы войны.

 

Мир во второй половине 20 в. От индустриального общества к  информационному.

Послевоенный мир. Изменения на карте мира. «Холодная война». Крушение колониальной системы. Особенности экономического, политического, социального развития ведущих мировых держав. Научно-технический прогресс. США в 1945 – 2000 гг.: становление сверхдержавы. Страны Западной Европы: тенденция к формированию единой Европы. Послевоенный СССР: альтернативы развития. Советская экономика в 1953 – 1991 гг. Советская политическая система в 1953 – 1991 гг. Советская федерация. Духовный мир и повседневный быт советского человека. Страны Восточной Европы в 1945 – 1990 гг. Страны Азии и Африки: освобождение и пути модернизации. Страны Латинской Америки: противоречия и пути модернизации. Международные отношения во второй половине 20 в. «Холодная война». Разрядка международной напряжённости. Перемены 80 – 90-х годов 20 века. Эволюция советской внешней политики. Социально-экономические и политические реформы 90-х годов в России. Духовная культура в эпоху научно-технического прогресса.

 

График контрольных и лабораторных работ

 

Наименование разделов и тем

Всего часов

 

Из них

уроков

 

Самостоятельные

 работы

(колич. часов)

Дата

1

Введение в историю

5

5

0

 

2

Человечество в эпоху Древнего мира и Средневековья

27

24

3

 

3

Мир в Новое время

35

31

4

 

4

Индустриальная модернизация традиционного общества

18

17

1

 

5

Первая мировая война и её последствия

11

10

1

 

6

Борьба демократических и тоталитарных тенденций

8

7

1

 

7

 Вторая мировая война (1939 – 1945).

8

7

1

 

8

Мир во второй половине 20  – начале 21 в.

23

21

2

 

 

 

  Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

 

В результате изучения истории ученик должен знать:

- основные этапы и ключевые события  новейшей истории; выдающихся деятелей этого периода;

-основные этапы и ключевые события истории России и мира с древнейших времен до 19 века, выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

-изученные виды исторических источников;

уметь:

-соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

-показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; ---определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

-использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

 

 Перечень учебно-методического обеспечения

 

  1. Учебно-программные
  1.  А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России 6 -11 классы» М.: Просвещение, 2010.
  1. Учебно-теоретические ( учебники, пособия, конспекты лекций)
  1.   А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт Россия и мир. - М.: Просвещение, 2012.
  2. Л.Н. Алексашкина, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина Россия и мир в 20 – начале 21 века. - М.: Просвещение, 2012.
  1. Учебно-практические( сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ, хрестоматии)
    1. О.В.Владимирова  История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. История России с древнейших времен до 16 века – М.: АСТ:  Астрель, 2009.
    2. О.В.Владимирова  История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. История России 17 – 18 веков. – М.: АСТ:  Астрель, 2009.
    3.  О.В.Владимирова  История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Россия в 19 веке. – М.: АСТ:  Астрель, 2009.
  2. Учебно-методические
  •  А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2007
  • А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, Г.А. Миндрина Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2008                          
  1.   Учебно-наглядные ( альбомы, атласы)
  • Контурные карты История мировых цивилизаций.10 – 11 класс.

                           

  1. Интернет ресурсы
  1. http://www.hrono.ru – исторический портал
  1. http://www.museum.ru/museum/1812/index.html - интернет-проект, посвященный Отечественной войне 1812 года
  2. http://www.borodino.ru - сайт Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника
  3. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - библиотека электронных ресурсов исторического МГУ им. М.В. Ломоносова
  4. http://www.narovol.narod.ru - виртуальный музей «Народной воли», в том числе архив мемуарной и художественной литературы
  5. http://www.russianway.rchgi.spb.ru – информационно-аналитический портал «Энциклопедия русского самосознания»
  6. http://militera.lib.ru- библиотека военно-исторической литературы.

Энциклопедии. Словари. Справочники
http://www.rubricon.com/ Рубрикон. Энциклопедии, энциклопедические словари и справочники: Большая советская, иллюстрированный словарь, Брокгауз и Эфрон, словарь Даля, словари "История Отечества" и "Всемирная история", Малая медицинская энциклопедия, Всемирная энциклопедия классического искусства и др. В разделе "Образование" - ссылки на педагогические ресурсы Интернета. Предусмотрен поиск. Доступ к полным текстам статей платный.

http://www.encyclopedia.ru Мир энциклопедий. Русскоязычные энциклопедии, энциклопедические словари, справочники: универсальные (Брокгауз, «Мир вокруг нас»…), отраслевые (юридическая, медико-биологическая, народы и религии мира…), региональные («Американа», «Япония от А до Я»…), специальные, персональные.

http://dictionary.fio.ru/ Педагогический энциклопедический словарь. Ресурс Федерации Интернет-образования. Полная электронная версия "Педагогического энциклопедического словаря", выпущенного в 2002 году под редакцией издательства "Большая Российская Энциклопедия".

Электронные библиотеки

OREL - Открытая Русская Электронная Библиотека

Пилотный проект создаваемой электронной библиотеки Российской государственной библиотеки. OREL предоставляет для общественного пользования коллекции электронных версий книг, статей, рефератов, нот, коллекций изобразительного, военного и остальных отделов РГБ.

 Библиотека "Нестор"

Электронная библиотека, в которой можно по тематическому и алфавитному каталогам найти литературу, необходимую в учебно-образовательном процессе. В тематическом каталоге представлен раздел психологии, философии, научно-публицистическая литература.

Образовательная пресса

Конкурсы, олимпиады

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Татьяна
Просмотров: 896 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: