Программа внеурочной деятельности
13.02.2015, 10:25

Рабочая программа по краеведению в 7 классе «Мой край»

Пояснительная записка

                 

Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, Россия активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную личность.

С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Ведущая идея программы - общая культура личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального самосознания молодёжи.

         Программа по краеведению для учащихся 7 классов общеобразовательного учреждения.  «Школьное краеведение» предполагает комплексное изучение родного края, знакомство учащихся  под руководством учителя с природными, культурными и  историческими особенностями края.  

 В ходе этого курса учащиеся узнают историю Камышлинского района, растительный и животный мир, водные ресурсы родного края. Узнают так же об экологии, о памятниках истории и культуры.  Об участниках боевых действий во Время Великой Отечественной войны и в «горячих точках»,  о тружениках тыла, ветеранах труда.  Совершат заочные и очные  путешествия по селам района, посетят школьные музеи района.

Целью данной Программы является -  систематизация и расширение представлений учащихся о своем крае, развитие чувства патриотизма.

Для реализации  учебного курса по краеведению будут использоваться следующие виды учебной деятельности: урок-экскурсия, урок - беседа,  урок - игра, проектная деятельность. Особое внимание будет уделяться  экскурсиям. В основном, это комплексные экскурсии по местным достопримечательностям, в музеи. В разработках экскурсионных занятий предусматриваются вопросы учащимся для наблюдений и обобщения увиденного, практические задания, дополнительный материал для рассказа экскурсовода или учителя.

По окончанию каждой четверти предлагается  проводить уроки контроля в виде  защиты проекта, викторин,  конкурсов, игр. А также будет предложено учащимся выполнить творческие работы по подтемам,  по результатам которых, следует определять уровень знаний учащихся по данному курсу. Нужно учесть, что проведение лекционных занятий в 7 классе не соответствует возрасту учащихся. Знакомство с новым материалом проводится в форме вопросов и ответов, с использованием игровых моментов.  Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет использование цифровых образовательных ресурсов.  При разработке заданий необходимо учитывать общий уровень развития ученического коллектива; возрастные  и личностные особенности учащихся; специфику  учебного предмета.

             В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;


познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;


ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;


основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия.

Учащиеся получат возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

            Компонент  базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для изучения учебного предмета «Краеведение» в 7 классе на этапе основного общего образования, из расчета 1 учебный час в неделю.

Реализация содержания программы осуществляется на основе технологий деятельностного  типа, включающих поисковую, исследовательскую деятельность, работу над проектами, организационную деятельность (организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов), индивидуальную работу с учащимися и др.

В основу программы положены следующие принципы образования:

- природосообразность (как соответствие возрастным особенностям ребят);

-  культуросообразность (село со своими традициями, историей, этническими природными и географическими особенностями);

-  деятельность, личностный подход, опора на  интересы и возможности детей.

       

Поисково-исследовательская деятельность учащихся в процессе реализации программы

Ребята находят предметы старины, которые, так или иначе, имеют отношение к истории малой родины и судьбам его людей. После изучения этих предметов старины, вещи для них приобретают совершенно иное значение, более глубокое и значимое.

Дети большим удивлением и интересом рассматривают старые фотографии, домашнюю утварь, хозяйственные  инструменты и орудия труда прадедов и прабабушек, архивные источники или старинную газету начала 20 века.

 Именно эти впечатления и показывают значимость курса «Краеведение», определяют ее основное направление – укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом. Поэтому в организацию музееведческой работы считаю целесообразным закладывать принципы педагогики сотрудничества.

Работа исследовательского направления планируется индивидуально или группами в виде проектов. Такой метод позволяет выявить и развивать и индивидуальные способности и умение работать в коллективе. В ходе исследовательской работы реализуются творческие способности обучающегося, развиваются и приобретаются познавательные  умения и навыки, формируются УУД.

           Просветительская деятельность в ходе реализации программы

Основная задача данного направления – вовлечение в работу школьного  музея, изучению родного края - своей малой родины, значительного числа школьников, родителей, населения.

Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:

Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков - экскурсий;

Местный или сельский уровень включает в себя приглашение и ознакомление с экспозициями школьного краеведческого музея односельчан, родителей обучающихся, гостей образовательного учреждения, экскурсии для них, мероприятия с их участием.

Районный уровень – представление ученических исследовательских проектов на различных конкурсах.

           Планируемые результаты обучения:

Учащиеся будут знать:

 где расположены наш район,  область, какие полезные ископаемые, растения, животные, водные ресурсы есть в регионе, краткую историю района, названия поселений, их местонахождение, достопримечательности района,  основные экологические проблемы края и способы их решения, что такое заповедные зоны района.

Учащиеся будут уметь:

 рассказывать краткую историю района, области, находить их на карте,  показывать месторождения и добычи полезных ископаемых, реки района, области, называть основные виды животных и растений района, давать краткую характеристику сельским поселениям района, о его достопримечательностях, формулировать основные экологические проблемы края способы их решения, рассказать о заповедной зоне района. Делать сообщения и выполнять индивидуальные задания учителя. Работать с картой.

 

Источники составления программы:

Конституция Российской Федерации;
Закон об образовании РФ от 10.12.2001 г.,
Закон «О ветеранах» от 24.12.2002 г.
Закон «О днях воинской славы России» от 13.03.1995 г.
Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»
Программа развития  ГБОУ СОШ с. Камышла
Устав  ГБОУ СОШ с. Камышла

Возраст обучающихся: 12-13 лет, 7 класс

Учебный период:   34 часа

Количество уроков в неделю: 1 урок

 

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Общее количество часов

В том числе

 

 

 

 

теория

практика

                                               Раздел  I. Введение (1 ч.)

НЕОБХОДИМ ТАБЛИЧНЫЙ ВАРИАНТ

 

 

 

1

Вводное занятие. 

Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса.

1

1

 

                                   Раздел  II.  Природа родного края (7 ч.)

 

 

 

 

2

Растительный мир родного края.  Растения, занесенные в Красную книгу.  

1

1

 

3

Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов

1

1

 

4

Лекарственные растения. Грибы.

1

1

 

5

Культурные растения нашего района

1

1

 

6

Животный мир края.

Животные, занесенные в Красную книгу

1

1

 

7-8

Обобщающий урок. Защита проектов.

2

1

1

 

                                   Раздел III. «Родословная» (4 ч.)

 

 

 

9-10

Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, (создание презентации, выставки работ и др.)

2

1

1

11

Семейные праздники и традиции

1

 

1

12

Обобщающее занятие (создание истории своей семьи).

1

 

1

 

                         Раздел IV. «История родного края» (18 ч.)

 

 

 

13

Географическое положение,  границы поселения и их изменение

1

1

 

14

История села, района (происхождение названия, легенды, предания  и сказания о населенном пункте)

1

 

1

15

Верования и религии, история мечетей и храма

1

 

1

16-17

Памятник края: усадьба помещика Неклюдова. С.Т. Аксаков в Камышлинском крае

2

1

1

18-19

История развития сельского хозяйства. Встречи с ветеранами труда.

2

1

1

20

История создания и развития школы

1

 

1

21

Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край.

1

1

 

22

Село в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921-1922 гг.

1

1

 

23-26

Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны.

4

1

3

27-

28

Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми.

2

1

1

29

Обобщающий урок (игра, викторина, зачет и др.)

1

 

1

Раздел  V. Творческая работа (5 ч.)

 

 

 

 

30-31

Экскурсия в  музеи района

2

 

2

32-34

Итоговое занятие. Оформление и защита проектно-исследовательской  работы

3

 

3

 

Поиск необходимой информации в интернете.

Работа с литературой  в библиотеке.  

В течение года по необходимости

 

 

 

Итого

34

15

19

Содержание программы  по краеведению

Раздел  I. Введение. (1ч.)

 Предмет, цели и задачи, содержание курса. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы.

Раздел  II. Природа родного края. (7 ч.)

Географическое положение. Растительный мир края. Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов. Лекарственные растения. Грибы. Культурные растения нашего района.  Животный мир края. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

Раздел III. «Родословная» (4 ч.)

Семья, родословная; генеалогическое древо семьи. Семейные праздники и традиции.

Раздел IV. «История родного края» (18 ч.)

Географическое положение, границы поселения и их изменение. История села, поселка (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте). Верования и религии, история мечетей и храма. 

Памятник края: усадьба помещика Неклюдова. С.Т. Аксаков в Камышлинском крае.

Село в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921-1922 гг. История развития сельского хозяйства.

Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны. Жизнь села и колхоза после Великой Отечественной войны.

История создания и развития школы.

Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. Знаменитые земляки,  встречи с интересными людьми малой родины.

Раздел V. Творческая работа. (5 ч.)

Экскурсии, работа с библиотечными источниками. Поиск необходимой информации в интернете. Проектно-исследовательская работа. Презентация проекта. Выставление исторических источников  о малой родине и его людях в интернет сайте учителя истории, в сайтах сообществ истории и обществознания, общеобразовательном школьном сайте   и т.д. Публикация материалов в районной газете.

  

 Информационно-технологические ресурсы: канцелярские принадлежности, фотоаппарат, видеокамера, магнитофон, компьютер, ксерокс, интернет, ЭОР, цифровой фотоаппарат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

1.Кузина Н.В. Введение в музееведение. Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 151 с. ISBN 978-5-91326-290-5

2.Основы музееведения : [учеб. пособие] / М-во культуры РФ, Рос. ин-т культурологии ; отв. ред. Э. А. Шулепова. — 3. изд. [испр. и доп.]. — М. : Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2013. — 432 с.

3. А. Д. Тельчаров. Музееведение. Научный мир, 2011 г.

4. Основы музейного дела. Теория и практика Автор: Шляхтина Л.М. Издательство: Высшая школа Год: 2009 Страниц: 184 ISBN: 5-06-005237-0

5. Владимир Малов Название: Музеи Издательство: Слово Год: 2010  ISBN: 5-85050-489-3

6. Лебедев А.В. (отв. ред.), Юхневич М.Ю. (сост.) Музей и личность

М.: 2007. — 168 с.

7. Моисеенко В.П. (отв. ред.). В мире школьных музеев. Методические указания. - М.: Школьная книга, 2007. - 160 с.

8.Музей. Словарь актуальных музейных терминов

// Музей. - 2009. - №5. - с. 47-69

9.Мягтина Н.В., Черничкина В.А. Основные направления и формы музейной деятельности Методические указания. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2008. - 21 с.

10.Шулепова Э.А. Основы музееведения

М.: Едиториал УРСС, 2005. — 504 с. — ISBN 5-354-00857-3.

11. Введение в Самарское краеведение. Л.В.Храмков, Самара, 2007.

12. Храмков Л.В. Самарский край в судьбах России. Самара: изд-во «Самарский университет», 2006.

13.  Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. Самара, 2003.

14. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике / М-во культуры. РФ. Российского института культурологии. – М., 2008. – 223 с.

15. Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2007.

 

http://www.museumforum.ru/index.php   Музейный форум

http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp  Российская музейная энциклопедия

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html  Онлайн энциклопедия Кругосвет

http://samara-kraeved.ru/

http://www.alabin.ru/alabina

http://www.samara-history.ru/

http://oldsamara.samgtu.ru/

http://hist.samsu.ru/istnauka/kraeved

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Татьяна
Просмотров: 1919 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: