13.02.2015, 10:25 | |
Рабочая программа по краеведению в 7 классе «Мой край» Пояснительная записка
Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, Россия активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную личность. С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Ведущая идея программы - общая культура личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального самосознания молодёжи. Программа по краеведению для учащихся 7 классов общеобразовательного учреждения. «Школьное краеведение» предполагает комплексное изучение родного края, знакомство учащихся под руководством учителя с природными, культурными и историческими особенностями края. В ходе этого курса учащиеся узнают историю Камышлинского района, растительный и животный мир, водные ресурсы родного края. Узнают так же об экологии, о памятниках истории и культуры. Об участниках боевых действий во Время Великой Отечественной войны и в «горячих точках», о тружениках тыла, ветеранах труда. Совершат заочные и очные путешествия по селам района, посетят школьные музеи района. Целью данной Программы является - систематизация и расширение представлений учащихся о своем крае, развитие чувства патриотизма. Для реализации учебного курса по краеведению будут использоваться следующие виды учебной деятельности: урок-экскурсия, урок - беседа, урок - игра, проектная деятельность. Особое внимание будет уделяться экскурсиям. В основном, это комплексные экскурсии по местным достопримечательностям, в музеи. В разработках экскурсионных занятий предусматриваются вопросы учащимся для наблюдений и обобщения увиденного, практические задания, дополнительный материал для рассказа экскурсовода или учителя. По окончанию каждой четверти предлагается проводить уроки контроля в виде защиты проекта, викторин, конкурсов, игр. А также будет предложено учащимся выполнить творческие работы по подтемам, по результатам которых, следует определять уровень знаний учащихся по данному курсу. Нужно учесть, что проведение лекционных занятий в 7 классе не соответствует возрасту учащихся. Знакомство с новым материалом проводится в форме вопросов и ответов, с использованием игровых моментов. Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет использование цифровых образовательных ресурсов. При разработке заданий необходимо учитывать общий уровень развития ученического коллектива; возрастные и личностные особенности учащихся; специфику учебного предмета. В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные): Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Учащиеся получат возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; Обучающийся получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; Компонент базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для изучения учебного предмета «Краеведение» в 7 классе на этапе основного общего образования, из расчета 1 учебный час в неделю. Реализация содержания программы осуществляется на основе технологий деятельностного типа, включающих поисковую, исследовательскую деятельность, работу над проектами, организационную деятельность (организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов), индивидуальную работу с учащимися и др. В основу программы положены следующие принципы образования: - природосообразность (как соответствие возрастным особенностям ребят); - культуросообразность (село со своими традициями, историей, этническими природными и географическими особенностями); - деятельность, личностный подход, опора на интересы и возможности детей.
Поисково-исследовательская деятельность учащихся в процессе реализации программы Ребята находят предметы старины, которые, так или иначе, имеют отношение к истории малой родины и судьбам его людей. После изучения этих предметов старины, вещи для них приобретают совершенно иное значение, более глубокое и значимое. Дети большим удивлением и интересом рассматривают старые фотографии, домашнюю утварь, хозяйственные инструменты и орудия труда прадедов и прабабушек, архивные источники или старинную газету начала 20 века. Именно эти впечатления и показывают значимость курса «Краеведение», определяют ее основное направление – укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом. Поэтому в организацию музееведческой работы считаю целесообразным закладывать принципы педагогики сотрудничества. Работа исследовательского направления планируется индивидуально или группами в виде проектов. Такой метод позволяет выявить и развивать и индивидуальные способности и умение работать в коллективе. В ходе исследовательской работы реализуются творческие способности обучающегося, развиваются и приобретаются познавательные умения и навыки, формируются УУД. Просветительская деятельность в ходе реализации программы Основная задача данного направления – вовлечение в работу школьного музея, изучению родного края - своей малой родины, значительного числа школьников, родителей, населения. Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях: Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков - экскурсий; Местный или сельский уровень включает в себя приглашение и ознакомление с экспозициями школьного краеведческого музея односельчан, родителей обучающихся, гостей образовательного учреждения, экскурсии для них, мероприятия с их участием. Районный уровень – представление ученических исследовательских проектов на различных конкурсах. Планируемые результаты обучения: Учащиеся будут знать: где расположены наш район, область, какие полезные ископаемые, растения, животные, водные ресурсы есть в регионе, краткую историю района, названия поселений, их местонахождение, достопримечательности района, основные экологические проблемы края и способы их решения, что такое заповедные зоны района. Учащиеся будут уметь: рассказывать краткую историю района, области, находить их на карте, показывать месторождения и добычи полезных ископаемых, реки района, области, называть основные виды животных и растений района, давать краткую характеристику сельским поселениям района, о его достопримечательностях, формулировать основные экологические проблемы края способы их решения, рассказать о заповедной зоне района. Делать сообщения и выполнять индивидуальные задания учителя. Работать с картой.
Источники составления программы: Конституция Российской Федерации; Возраст обучающихся: 12-13 лет, 7 класс Учебный период: 34 часа Количество уроков в неделю: 1 урок
Учебно-тематический план № п/п Тема Общее количество часов В том числе
теория практика Раздел I. Введение (1 ч.) НЕОБХОДИМ ТАБЛИЧНЫЙ ВАРИАНТ
1 Вводное занятие. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса. 1 1
Раздел II. Природа родного края (7 ч.)
2 Растительный мир родного края. Растения, занесенные в Красную книгу. 1 1
3 Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов 1 1
4 Лекарственные растения. Грибы. 1 1
5 Культурные растения нашего района 1 1
6 Животный мир края. Животные, занесенные в Красную книгу 1 1
7-8 Обобщающий урок. Защита проектов. 2 1 1
Раздел III. «Родословная» (4 ч.)
9-10 Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, (создание презентации, выставки работ и др.) 2 1 1 11 Семейные праздники и традиции 1
1 12 Обобщающее занятие (создание истории своей семьи). 1
1
Раздел IV. «История родного края» (18 ч.)
13 Географическое положение, границы поселения и их изменение 1 1
14 История села, района (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте) 1
1 15 Верования и религии, история мечетей и храма 1
1 16-17 Памятник края: усадьба помещика Неклюдова. С.Т. Аксаков в Камышлинском крае 2 1 1 18-19 История развития сельского хозяйства. Встречи с ветеранами труда. 2 1 1 20 История создания и развития школы 1
1 21 Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. 1 1
22 Село в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921-1922 гг. 1 1
23-26 Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны. 4 1 3 27- 28 Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми. 2 1 1 29 Обобщающий урок (игра, викторина, зачет и др.) 1
1 Раздел V. Творческая работа (5 ч.)
30-31 Экскурсия в музеи района 2
2 32-34 Итоговое занятие. Оформление и защита проектно-исследовательской работы 3
3
Поиск необходимой информации в интернете. Работа с литературой в библиотеке. В течение года по необходимости
Итого 34 15 19 Содержание программы по краеведению Раздел I. Введение. (1ч.) Предмет, цели и задачи, содержание курса. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Раздел II. Природа родного края. (7 ч.) Географическое положение. Растительный мир края. Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов. Лекарственные растения. Грибы. Культурные растения нашего района. Животный мир края. Растения и животные, занесенные в Красную книгу. Раздел III. «Родословная» (4 ч.) Семья, родословная; генеалогическое древо семьи. Семейные праздники и традиции. Раздел IV. «История родного края» (18 ч.) Географическое положение, границы поселения и их изменение. История села, поселка (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте). Верования и религии, история мечетей и храма. Памятник края: усадьба помещика Неклюдова. С.Т. Аксаков в Камышлинском крае. Село в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921-1922 гг. История развития сельского хозяйства. Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны. Жизнь села и колхоза после Великой Отечественной войны. История создания и развития школы. Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми малой родины. Раздел V. Творческая работа. (5 ч.) Экскурсии, работа с библиотечными источниками. Поиск необходимой информации в интернете. Проектно-исследовательская работа. Презентация проекта. Выставление исторических источников о малой родине и его людях в интернет сайте учителя истории, в сайтах сообществ истории и обществознания, общеобразовательном школьном сайте и т.д. Публикация материалов в районной газете.
Информационно-технологические ресурсы: канцелярские принадлежности, фотоаппарат, видеокамера, магнитофон, компьютер, ксерокс, интернет, ЭОР, цифровой фотоаппарат.
Список используемой литературы
1.Кузина Н.В. Введение в музееведение. Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 151 с. ISBN 978-5-91326-290-5 2.Основы музееведения : [учеб. пособие] / М-во культуры РФ, Рос. ин-т культурологии ; отв. ред. Э. А. Шулепова. — 3. изд. [испр. и доп.]. — М. : Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2013. — 432 с. 3. А. Д. Тельчаров. Музееведение. Научный мир, 2011 г. 4. Основы музейного дела. Теория и практика Автор: Шляхтина Л.М. Издательство: Высшая школа Год: 2009 Страниц: 184 ISBN: 5-06-005237-0 5. Владимир Малов Название: Музеи Издательство: Слово Год: 2010 ISBN: 5-85050-489-3 6. Лебедев А.В. (отв. ред.), Юхневич М.Ю. (сост.) Музей и личность М.: 2007. — 168 с. 7. Моисеенко В.П. (отв. ред.). В мире школьных музеев. Методические указания. - М.: Школьная книга, 2007. - 160 с. 8.Музей. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. - 2009. - №5. - с. 47-69 9.Мягтина Н.В., Черничкина В.А. Основные направления и формы музейной деятельности Методические указания. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2008. - 21 с. 10.Шулепова Э.А. Основы музееведения М.: Едиториал УРСС, 2005. — 504 с. — ISBN 5-354-00857-3. 11. Введение в Самарское краеведение. Л.В.Храмков, Самара, 2007. 12. Храмков Л.В. Самарский край в судьбах России. Самара: изд-во «Самарский университет», 2006. 13. Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. Самара, 2003. 14. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике / М-во культуры. РФ. Российского института культурологии. – М., 2008. – 223 с. 15. Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2007.
http://www.museumforum.ru/index.php Музейный форум http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp Российская музейная энциклопедия http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html Онлайн энциклопедия Кругосвет http://samara-kraeved.ru/ http://www.alabin.ru/alabina http://www.samara-history.ru/ http://oldsamara.samgtu.ru/ http://hist.samsu.ru/istnauka/kraeved
| |
| |
Просмотров: 1979 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |