Школьная олимпиада 9 класс
27.01.2014, 12:28

Вопросы областной олимпиады школьников по истории 9 класс

 

1.  Определите правильный ответ из предложенных вариантов.

      1. В эпоху становления Русского централизованного государства возникла новая форма землевладения:

А) соседская община;

Б) хутор и отруб;

В) поместье;

Г) вотчина.

 

  1.  Крепостное право в России окончательно было оформлено:

А) Судебником Ивана III;

Б) Судебником Ивана IV;

В) первым Земским собором;

Г) Соборным уложением 1649 г.

 

  1. Идею социального переворота, исходящего от крестьянской общины, исповедовали:

А) декабристы;

Б) масоны;

В) славянофилы;

Г) последователи А.И. Герцена.

 

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте правильный ответ.

     1. Новгород, Псков, Флоренция, Пиза в средние века.

     2. Ограничение власти наместников, ограничение местничества, создание стрелецкого войска, отмена кормлений.

     3. Соха, двор, дым, душа.

     4. «Продамет», «Продуголь», «Гвоздь», «Продвагоны»

 

3. Что является лишним в ряду?

     А) Категории зависимого крестьянства в Древнерусском государстве:

          холоп, тысяцкий, закуп, рядович.

     Б) Техника ювелирного искусства Древней Руси:

          скань, зернь, финифть, фреска.

     В) Должностные лица Новгородской республики:

          тысяцкий, посадник, колчанский староста, фендрик.

     Г) Вооружение стрелецкого войска:

          бердыш, пищаль, арбалет.

 

4. Определите и выпишите пропущенное слово/слова или словосочетание.

1.      «Гости» - это категория ______________________.

2.      «Степенная книга» содержит изложение истории Руси от Владимира I до _____________.

3.      В «Сказании о князьях Владимирских» обосновалось происхождение правящей династии (Рюриковичей) от __________________.

4.      Ямская повинность – это обязанность тяглого сельского и городского населения предоставлять для государственных нужд _________________.

5.      Мануфактура основана на _________________технике, а фабрика – на __________технике.

6.      Городская реформа 1870 г. заменила сословные органы самоуправления _____________.

7.      Конституционный суд Российской Федерации осуществляет контроль за соответствием__________.

 

5. Расположите в хронологической последовательности:

     А) Указ о вольных хлебопашцах

     Б) Указ о единонаследии

     В) Указ об учреждении Сената

     Г) Указ об обмене выкупных платежей с крестьян.

 

6 . Соотнесите описание российских флагов, времени их появления и названия:

     1. Бело-сине-красный флаг с двуглавым орлом в середине

     2. Бело- сине-красный флаг

     3. Синие полосы крестом на белом фоне

     4. На желтом поле коричневый орел

     5. Коричнево-желто-белый

    

     А) Императорский дворцовый штандарт

     Б) Национальный и торгового флота

     В) Государственных гербовых цветов 1858-1917 гг.

     Г) Андреевский военно-морской

     Д) Флаг царя Московского 1693 г.

 


 

7. Проанализируйте тексты, восстановите пропущенные слова и ответьте на вопрос.

 

     В повести А.Н. Толстого «Гадюка», фрагменты которой помещены ниже, отражены события «казанской эпопеи» 1918 г.

     На основе исторических деталей определите о каком периоде этой эпопеи — августе или сентябре 1918 г. – идет речь в каждом фрагменте.

     Тогда вы сможете восстановить в текстах пропущенные слова. Добавим, что ключевыми словами являются: «красные» и «чехи».

 

     А. «Пятая армия взяла Казань, _____________ ушли вниз на пароходах русские дружины расселись — кто куда, половина жителей в ужасе перед ___________ террором бежала на край света. Несколько недель по обоим берегам Волги, вздувшейся от осенних дождей, брели одичавшие беглецы с узелком и палочкой, терпели неслыханные лишения».

                                                                                                                                   ___________ 1918 г.

Б. « В Казань входили___________ . _________ эвакуировались.., Над городом плыл праздничный звоном колоколов. Занималась заря. Слышалась, — то громче, то замирая, — военная музыка входящих полков. Вдали, за Волгой раскатывался удаляющийся гром пушек».

                                                                                                                                    ____________1918 г.

 


 

8 . Определите, о ком идет речь:

 

Происходил из рода мелкопоместных дворян Курляндии, позднее стал герцогом и кавалером всех российских орденов. Он обладал красивой внешностью, но был фаворитом самой некрасивой императрицы. Одни современники обращали внимание его блестящие светские манеры, скромность и приветливость, другие писали о нем, что он груб и высокомерен…Он не входил ни в один орган государственного управления, не имел склонности заниматься государственными делами вообще. Его подлинной страстью были лошади и охота. Тем не менее его считают исчадием зла. Правда, А.С. Пушкин писал, что этот человек «имел несчастье родиться немцем», на него свалили весь ужас…царствования, которое впрочем, было совсем в духе времени»

 

9. Дайте ответы на следующие вопросы:

      1. До назначения М.И. Кутузова в армии не было официальной должности главнокомандующего. Кто выполнял его обязанности?

      2. В русской армии долгое время были так называемые иррегулярные (т.е. непостоянные) части. Одни из них особенно прославились в войне 1812 г., а в 1814 г. они удивили Париж. Что это за части?

      3. Драгуны, уланы, кавалергарды, кирасиры – что объединяет эти группы войск?

 


10 Внимательно прочитайте отрывок из «Записок» Л. Фабрициуса, голландца, находившегося на военной службе в России с 1660 по 1678 г., и ответьте на вопросы.

 

     «…Через несколько недель все скопище появилось под Астраханью. Стенька сразу послал трубача и одного слугу генерала Львова потребовать сдачи города. Правитель города велел отрубить головы обоим. Это вызвало большое ожесточение среди астраханских каналий, они сразу начали роптать и открыто говорить, что власти бояр скоро наступит конец и тогда уже они смогут отмстить за невинно пролитую кровь.

     Тем временем Стенька приблизился к городским валам. Отсюда изменившие нам стрельцы и солдаты стали кричать, что если даже их братья, их отцы или дети надумают обороняться они не пощадят своих собственных родителей, жен и детей, а всех порубят в куски; пусть они откроют ворота и выйдут навстречу своему отцу-избавителю Стеньке и с радостью его примут, бояр же, всех больших и малых начальных людей схватят и порубят в куски. Тогда их отец и спаситель Стенька примет их как друзей и братьев.

А) О каком событии идет речь?___________________________________________________

Б) Чем закончилось это событие?_________________________________________________

В) Когда происходило это событие?_______________________________________________

Г) Кто был в тот момент правителем города (должность и фамилия)? __________________

Д) К какому лагерю принадлежал автор записок?___________________________________

Е) Изложите аргументы, извлеченные из текста, в пользу вашего последнего утверждения:__________________________________________________________________

 

11. Напишите эссе о Николае II –последнем российском императоре.

 

 

Ключи к ответам на вопросы по истории 9 класс.

1. 1-в, 2-г, 3-г. (1 балл за каждый правильный ответ. Всего 3 балла.)

 

2. 1. Республиканские формы правления, крупные торговые города.

      2.Реформы Избранной рады

            3. Единицы податного обложения

4. Промышленные синдикаты в России в начале XX века

(1 балл за каждый правильный ответ. Всего 4 балла.)

 

3. А) тысяцкий

    Б) фреска

    В) фендрик

    Г) арбалет

(1 балл за каждый правильный ответ. Всего 4 балла.)

 

4. 1. торговых людей, купечества;

    2. Ивана IV Грозного;

    3. римского императора Августа;

    4. подводы, лошадей, возчиков;

    5. ручной ремесленной / машинной;

    6. бессословной городской думой и городской управой;

    7. законов и иных нормативных актов Конституции РФ.

(1 балл за каждое вставленное слово/слова или словосочетания. Всего 7 баллов.)

 

5. 1-В, 2-Б, 3-А, 4-Г.

(1 балл за каждый правильный ответ. Всего 4 балла.)

 

6. А. 1-Д, 2-Б, 3-Г, 4-А, 5-В.

(2 балла за каждый правильный ответ. Всего 10 баллов.)

 


7. А) «Пятая армия взяла Казань, чехи ушли вниз на пароходах, русские дружины расселись — кто куда, половина жителей в ужасе перед красным террором бежала на край света. Несколько недель по обоим берегам Волги, вздувшейся от осенних дождей, брели одичавшие беглецы с узелком и палочкой, терпели неслыханные лишения.

                                                                                                                             Сентябрь 1918 г.

Б) В Казань входили чехи. Красные эвакуировались… Над городом плыл праздничный звон колоколов. Занималась заря. Слышалась, — то громче, то замирая, — военная музыка входящих полков. Вдали, за Волгой раскатывался удаляющийся гром пушек»,

                                                                                                                                 Август 1918 г.

(6 баллов, в зависимости от полноты ответов)

 

 

8 А. Александр II, портрет №2

(2 балла за правильный ответ)

 

8 Б. Э.И. Бирон

(З балла за правильный ответ)

 

9. 1. Главнокомандующим считался Александр I, но фактически эти обязанности выполнял командующий 1-й армией и военный министр М.Б. Барклай-де-Толли.

    2. Это казачьи части.

    3. Все они относятся к кавалерийским войскам.

(2 балла за каждый правильный ответ. Всего 6 баллов.)

 

10. 1 - Путивль, Тула.

      2 - осада Смоленска, Пскова

      3 – Комарицкая волость, Москва

      4 – Тушино, Троице-Сергиев монастырь

      5 – Москва, Тула

(До 10 баллов, в зависимости от полноты ответов)

 

11. А) Речь идет о штурме Астрахани войсками Степана Разина.

      Б) Это событие закончилось взятием Астрахани сторонниками Разина.

      В) Это событие происходило 22 июня 1670 г.

      Г) Правителем города в то время был воевода И.С. Прозоровский.

      Д) Автор записок принадлежал к правительственному лагерю.

      Е) О том, что автор принадлежал к правительственному лагерю, свидетельствуют негативные отзывы о разинцах: «канальи», «изменившие нам стрельцы и солдаты».

(До 10 баллов в зависимости от полноты ответа)

 

12. (Максимальное количество баллов – 28)

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Татьяна
Просмотров: 4674 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: