УРОК ПОБЕДЫ
[ Скачать с сервера (1.02 Mb) ]19.12.2019, 07:32

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

муниципального района Камышлинский

Самарской области

 

 

 

 

 

 

Урок истории в 10 классе

«Третий период Великой Отечественной войны»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Козлова Т.И.

учитель истории и краеведения

 

 

 

Конспект урока истории

«Третий период Великой Отечественной войны» (10 класс)

 

УМК: «История России. 10 класс» в трех частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2016 год;).

 

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Форма урока – комбинированный урок в системе интерактивного обучения.

Методы обучения: критического мышления, эвристический, частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский, кейс-стадия, кластер.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные связи: география, краеведение, всемирная история, информатика.

Цель урока – формирование исторического сознания и представления об основных процессах заключительного периода Великой Отечественной войны и Второй мировой войны и роли нашей страны.

Задачи:

Образовательные: Объяснить военно-политическую обстановку в Европе в 1944-1945 гг.;

рассмотреть даты основных периодов заключительного этапа войны: июнь-август 1944, февраль 1945, апрель-май 1945;

выявить основные термины «котел», «капитуляция», «10 сталинских ударов», «демилитаризация»;

выяснить источники и причины победы советского народа в Великой Отечественной войне;

определить значимость субъективных причин победы: роль Сталина и Жукова, военачальников, храбрость воинов, стойкость и помощь тружеников тыла.

Формировать и развивать у учащихся навыки и умения: организовывать и регулировать деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария;

работать с учебной исторической картой, с компьютерными ресурсами; находить информацию в индивидуальной информационной среде;

анализа, синтеза, обобщения, сравнения в работе с историческими документами, иллюстративным материалом, исторической картой, видеоматериалом;

представлять результаты своей работы в разных видах выступлений;

поиска и оформления материалов истории своего края, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических событий;

Воспитательные: прививать учащимся чувство патриотизма, гордости за победу советского народа;

воспитывать чувство гуманизма и уважения к истории своей Родины.

Ход урока.

1.Мотивирование на учебную деятельность. Взаимное приветствие учителя и учащихся; фиксирование отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, психологический настрой на урок.

Деление класса на 4 группы, их задачей на этом этапе является выбрать лидера группы.

2. Актуализация знаний. Повторение. Группы получают различные задания, способствующие повторению знаний по ранее изученным этапам Великой Отечественной войны.

1 группа учащихся – работа с терминами;

2 группа учащихся – соотнесение дат и событий;

3 группа – определение военной операции или события (работа с историческими источниками и документами);

4 группа – работа с историческими картами битв Великой Отечественной войны.

После окончания работы каждая группа представляет свои результаты. Все задания транслируются на интерактивной доске с использованием программы SmartNotebook.

Следующее задание - группам составить кластер «Великая Отечественная война» (на листах).

3. Целеполагание, постановка проблемы. Мотивация учебной деятельности.

Фрагмент из фильма “Альпийская баллада” фильм кинокомпании «Беларусьфильм» 1965 года режиссёра Бориса Степанова: сцена разговора двух пленников - русского солдата и итальянской девушки.

Учитель задает вопросы учащимся: Что вы почувствовали? Почему у девушки нет веры в Победу? Что ответил русский солдат?

Задание на урок: доказать фразу советского солдата, что Россия “раздавит” Гитлера.

Учитель: Мы знаем о том, что СССР в период “коренного перелома” перешел в наступление. Однако Германия была еще сильной и боеспособной страной. Сегодня нам предстоит изучить третий период Великой Отечественной войны. Нам предстоит изучить основные события этого периода, показать роль СССР в Победе над Германией. И только тогда мы сможем доказать или опровергнуть слова советского солдата. Перед учащимися поставлены цель и задачи урока – охарактеризовать основные события завершающего этапа войны, а также определить цену Победы СССР во Второй мировой войне.

4. Поиск путей решения проблемы. Работа в группах. Каждая группа получает свое задание. Содержание заданий соответствует основным событиям завершающего этапа войны. Учащимся предложены решить эти вопросы в разных формах и при использовании разных методов.

1 группа: Анализ военно-стратегического положения и обороноспособности СССР к началу 1944 года. Группе предлагается работать с таблицами, на основании которых они должны сделать выводы (работа с текстом учебника с. 56, пункт 1 «Завершение освобождения территории СССР»)

2 группа: “10 сталинских ударов”. Задача группы – отметить на карте эти военные операции (работа с текстом учебника с. 56-58, пункт 2 «Десять сталинских ударов»).

3 группа: “Крымская и Потсдамская конференции”. Для решения этого вопроса учащиеся работают с текстом учебника и заполняют сводную таблицу, где сравнивают эти конференции (работа с текстом учебника с. 59-62, пункт 4 и 6 «Крымская (Ялтинская) конференция», «Потсдамская конференция»).

4 группа: “Война с Японией”. Учащиеся этой группы получают задание – написать историю одного солдата. В качестве экспоната им предложен исторический документ – копия приказа о награждении Бакиева М.Н. ветерана с. Камышла, участника войны с Японией.

(из школьного музея Боевой славы) 

(работа с текстом учебника с. 63, пункт «Разгром милитаристской Японии»).

Используя текст учебника, они должны кратко рассказать об истории одного солдата. По окончании выполнения заданий, каждая группа представляет свои результаты. Задания демонстрируются на интерактивной доске.

Учащиеся показывают свои варианты выполнения и делают выводы.

Решение проблемы:

1 группа рассказывает о готовности и состоянии СССР на завершающем этапе войны.

2 группа показывает на интерактивной доске “10 сталинских ударов”.

3 группа рассказывает о решениях Крымской и Потсдамской конференции.

Презентация ученика своей исследовательской работы “Мой прадед участник ВОв”. Ученик рассказывает о своем прадеде, который был участником 1-го, 2-го Украинских фронтов, а также принимал участие в освобождении европейских стран. Учащимся показывается военный билет солдата, фотографии солдата, презентация о прадеде.

В воспоминаниях прадеда учащегося прослеживаются основные этапы освобождении европейских стран из исторических документов и рассказа участника событий.

Учитель показывает учащимся как на сайте «Память народа» можно найти сведения об участнике Вов.

Интернет-ресурсы. Базы данных.

ОБД Мемориал – сведения о погибших воинах (http://obd-memorial.ru/html/index.html )
«Подвиг народа» – сведения о наградах периода войны (
http://www.podvignaroda.ru/ )

«Память народа» – сведения о наградах и подвигах периода войны (http://www.pamiatnaroda.ru/ ).

Демонстрация фрагмента фильма “Самарские судьбы. Владимир Чудайкин” (фрагмент о Берлинской операции).

Ссылка фильма: https://yadi.sk/i/jT2H82ukJluCtg

Перед демонстрацией фрагмента фильма учащимся ставится проблемный вопрос: “Почему Берлинская операция считается одной из самых сложных операций в войне?”

Анализ учащимися исторического документа “Акт о капитуляции Германии”.

Выступление 4 группы. Ребята рассказывают полученную информацию об истории одного солдата. В качестве экспоната им был предложен исторический документ – копия приказа о награждении Бакиева М.Н. ветерана с. Камышла, участника войны с Японией. Материал берется из учебника: дата войны, краткий ход военных сражений, итоги войны, подписание Акта о капитуляции Японии, конец Второй мировой войны.

Великая Отечественная война закончилась, а солдаты продолжали умирать в войне с Японией.

5. Систематизация знаний.

“Оформление стенда о войне”. Учащимся раздаются ватманы, портреты полководцев и И.В. Сталина, фотографии военных лет, вырезки из газет, книг, картины, тексты о войне.

Задание для учащихся: оформить стенд (из 4 ватманов) « Великая Отечественная война1941-1945» для учащихся младших классов.

Учащиеся вырезают нужную информацию, приклеивают на ватман, могут подписывать и писать выводы. Затем представляют и аргументируют составленные работы.

Все 4 ватмана с работами должны составить единый демонстрационный стенд о войне.

Задание на урок: доказать фразу советского солдата, что Россия “раздавит” Гитлера. Задание выполнено.

6. Объяснение домашнего задания.

Разноуровневое домашнее задание:

1 уровень – параграф 25.

2 уровень – параграф 25, заполнить таблицу в Рабочей тетради.

3 уровень – параграф 25, написать эссе “Урок Победы”.

7. Рефлексия.

Каждый ученик пишет в тетради, что ему понравилось на уроке, что не понравилось, что заинтересовало.

8. Оценивание.

Оценивают себя, лидер группы оценивает участников.

Список использованной литературы и интернет-источников.

ОБД Мемориал – сведения о погибших воинах (http://obd-memorial.ru/html/index.html )
«Подвиг народа» – сведения о наградах периода войны (
http://www.podvignaroda.ru/ )

«Память народа» – сведения о наградах и подвигах периода войны (http://www.pamiatnaroda.ru/ )

Приложение.

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Татьяна
Просмотров: 421 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: