18:47
Краеведение и музейная педагогика

СЛАЙД 1

 Краеведение и музейная педагогика как  средство формирования исследовательских навыков школьников в соответствии с ФГОС

В основе всей деятельности школьного музея находится научно- исследовательская работа, поскольку она охватывает весь спектр работ, от выработки концепции музея до его просветительской деятельности.

СЛАЙД 2. В школе создано два музея «Музей родного края» и «Музей Боевой славы».

СЛАЙД 3. На их базе плодотворно работает клуб юных краеведов «Поиск»  и  военно-патриотический клуб «Вымпел», объединяющий учащихся 1-11 классов.

 СЛАЙД 4. Школьники с заинтересованностью занимаются поисково-исследовательской и литературно – творческой деятельностью по изучению родного края, систематизации и пополнению музейных фондов, организацией экскурсий и тематических выставок, проведением различных внеклассных мероприятий по итогам поисковой работы. Ухаживают за родниками, памятниками, могилами ветеранов Великой Отечественной войны. Их увлеченность краеведением неподдельная. Благодаря поисковой работе школьники ощущают свою причастность к близким и далеким предкам, родовым корням своей нации, народа. Краеведческая деятельность развивает инициативу, активность учащихся, помогает их духовному и нравственному росту, дает возможность для правильной организации досуга, развития творческих способностей и коммуникативных навыков.

СЛАЙД 5. Учащиеся создают глубокие по содержанию исследовательские работы, основанные на кропотливой краеведческой деятельности, находят ценные фотографии, исторические документы, которые пополняют фонды школьного музея. Современные информационные технологии дают школьникам возможность создавать полноценные презентации на историко-литературные темы, основанные на краеведении. Эти ученические работы пополняют творческую лабораторию музея школы и в дальнейшем служат  хорошим методическим наглядным пособием, отвечающим современным требованиям.

СЛАЙД 6. В августе 2019 г. ученики нашей школы приняли участие в поисковой экспедиции в районе села Балыкла. И на практике смогли увидеть следы прошлого.

СЛАЙД 7. Участие в таких экспедициях ставит перед нами новые задачи - это отработка историко - краеведческого поиска в полевых условиях, овладение навыками исследователя - практика. Предстоит еще освоить многое.

СЛАЙД 8. В процессе исследовательской деятельности учащиеся обращаются к историческим документам, встречаются со старожилами, ветеранами войны и труда, работниками музеев, библиотек, отдела социальной защиты населения, что способствует развитию навыков общения с представителями различных возрастов и социальных групп.

СЛАЙД 9. Таким образом, краеведение является одним из эффективных средств патриотического и нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без назидательности. Очень оживляют работу элементы поиска, исследования. Краеведческая работа представляет возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Опыт показывает, что использование местного материала на уроках в значительной мере облегчает и углубляет усвоение программы, усиливает конкретность и наглядность обучения, повышает интерес учащихся к предмету. Чем раньше они начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела. 

СЛАЙД 10. Использование краеведения в системе дополнительного образования предполагает его демократичность, а следовательно, неформальную заинтересованность учащихся в исследовательской деятельности. При этом ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель.

СЛАЙД 11. Существуют принципы, необходимые для успешной научной работы. Подбор материала, методика его обработки, выбор темы должны соответствовать возрастным особенностям школьников. Музейные материалы позволяют проводить элементарную поисковую работу со школьниками младших и средних классов.

СЛАЙД 12. Уровень исследовательской  работы старшеклассников должен быть на порядок выше.

Выбор темы определяется многими аспектами: наличие материалов в фондах, общая тематика работы музея, интересы инициативной группы, программа массовых мероприятий, возраст и научные интересы ребенка, научная и общественная значимость темы.

 СЛАЙД 13. Активную помощь  нашей исследовательской деятельности оказывают и родители наших учащихся. Родители часто организуют  встречи учеников класса  с ветеранами. После таких встреч дети проникаются уважением и с энтузиазмом берутся за научные исследования. Воспоминания участников войны являются ценным историческим источником и после определенной проверки и обработки могут составить основу исследовательской работы.

СЛАЙД 14. Работа не приобретет завершенного вида, если ученик не имел возможности выступить с ней перед заинтересованной и компетентной аудиторией. Участие в окружных и областных научно-практических конференциях дает мощный стимул для развития ученика.

СЛАЙД 15. В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что работа с учащимися по развитию исследовательской деятельности дает мощный толчок для решения задач школьного исторического образования. Использование музейных экспонатов в качестве источников проектной (исследовательской) деятельности обеспечивает достижение не только предметных результатов, но и (говоря языком стандартов второго поколения) личных и метапедметных, ибо дает ученику инструмент для познания мира.

Не менее важным представляется формирование личностных качеств ребенка - исследователя, его мировоззрения, кругозора, культуры, его нравственной позиции. Дети,  которые встречались с ветеранами, записывали их воспоминания, анализировали исторические источники, никогда не будут безразличны к людям, не проникнутся экстремистскими идеями и лживыми призывами.

 

Просмотров: 150 | Добавил: Татьяна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: