08:24
Музееведение

"Музееведение"

 Пояснительная записка.

 

Изучение курса "Музееведение” представляется целесообразным, т.к. музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал. Кроме того, курс "Музееведение” может быть востребован и с практической точки зрения. Существование музея позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет формировать в определенной степени профессиональный актив, объединять юношеский коллектив.

 

Цели курса.

 Содержание курса "Музееведение” позволит: познакомить учащихся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России;

 дать первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;

побудить учащихся к созидательной деятельности;

курс будет способствовать расширению кругозора школьников и социализации личности.

 

 Задачи курса.

Задачи реализации курса состоят в том, чтобы учащиеся составили целостное представление о многогранности музейного мира и профессии музеолога; исследовали на практике собственные познавательные интересы, способности; интегрировали полученные в школе знания на качественно новом уровне.

Процесс преподавания курса дает возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения.

В основу реализации программы курса "Музееведение” может быть положен проектный метод организации учебной деятельности (разработка и создание выставки). Такой метод преподавания позволит школьникам актуализировать теоретические знания, полученные на занятиях. Определив содержание и структуру курса в соответствии с учетом особенностей, интересов и уровня подготовленности учащихся, можно будет реализовать личностно-диагностический подход к обучению, включить учащихся в исследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им в определении своих интересов внутри изучаемого курса (поисковая, фондовая, экспозиционная, экскурсионная, художественно-оформительская работа).

 

 Объем программы составляет 34 часа.

 

Тематическое планирование курса "Музееведение”

Тема                                                                                                                          Количество часов 
                                                                                                                                 Теоретических               Практических

Введение                                                                                                                           1                                   1

 
Тема 1. Музей как социокультурное явление                                                                    2                                   2

 
Тема 2. Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в.                  2                                   2


Тема 3. Научно-исследовательская работа музеев                                                            2                                   2

Тема 4. Фондовая работа музеев                                                                                       2                                   2

Тема 5. Экспозиционно-выставочная работа музеев                                                         3                                   3

Тема 6. Культурно-просветительная работа музеев                                                           3                                   3

 
Экскурсии                                                                                                                           1                                   4

 
Итоговое занятие                                                                                                               1                                   3

 
Итого:                                                                                                                               17                                  17

 
Содержание курса:

 

 Введение (1 час) Предмет и задачи курса. Понятия: музей — музееведение. Причины и условия возникновения музеев. Развитие музеев в процессе развития человечества. Музееведение как комплексная наука. Предмет и задачи музееведения. Структура курса.

 

Тема 1. Музей как социокультурное явление (2 часа) Понятие "музей”. Основные задачи, стоящие перед музеем. Музей и общество. Социокультурная функция музея. Музейная коммуникация как основа реализации музеем социокультурной функции. Социальные функции музея. Условия реализации музеем социокультурной функции. Учащиеся должны знать: основную музейную терминологию; функции и задачи музея. Учащиеся должны уметь: свободно ориентироваться в музейной терминологии.

 

Тема 2. Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в. (2 часа)

Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Оружейная палата — государева сокровищница XVI—XVII вв. Коллекционеры круга Петра I. Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера. Эрмитаж. Их роль в становлении российских музеев. Иркутский музеум и начало провинциальных музеев. Музеи первой половиныХIХ в. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие России во второй половине XIX в. и его влияние на развитие музеев. Формирование сети музеев России. Музейная сеть России к концу XIX в. Развитие музеев в начале XX в. Влияние революционных событий 1917 г. на музеи. Становление советской системы музеев. Изменение принципов музейной работы. Изменение роли музеев в условиях тоталитарного общества. Основные принципы музейной работы в условиях тоталитаризма. Новая сеть советских музеев. Изменение роли музеев в посттоталитарном обществе. Восстановление традиций и принципов работы музеев. Развитие музейной сети. Виды и типы музеев нового периода развития страны. Музеи к началу 1990-х гг. Причины музейной реформы 1990-х гг. Музеи России сегодня. Перспективы развития музеев России. Учащиеся должны знать: этапы становления и развития музеев России. Учащиеся должны уметь: определять условия создания и становления музеев в России в любой исторический период и перспективы их дальнейшего развития; работать с таблицей "Музеи России. История развития”.

 

 Тема 3. Научно-исследовательская работа музеев (4 часа из них 2 практ.) Музей как научно-исследовательское учреждение. Направления и тематика научно-исследовательской работы музеев. Организация научно-исследовательской работы музеев. Научная концепция музея. Изучение музейных материалов. Экспозиции и выставки как главный итог музейной работы. Их роль в социокультурной деятельности музея. Практическое занятие — работа над созданием научной концепции выставки. Учащиеся должны знать: цели, методы и этапы научно-исследовательской работы музея; роль выставочной работы в социокультурной деятельности музея. Учащиеся должны уметь: правильно пользоваться музейной терминологией; работать с основной документацией при подготовке научной концепции выставки.

 

Тема 4. Фондовая работа музеев (4 часа из них 2 практ.) Понятие фондов музея. Организация фондов. Фонд музейных предметов. Фонд научно-вспомогательных материалов. Их состав и роль в фондах. Научная классификация фондовых материалов. Основной и вспомогательный фонды. Комплектование фондов. Вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат. Организация и проведение полевых экспедиций. Их роль в формировании фондов. Научная концепция комплектования фондов. Ее реализация. Работа фондово-закупочной комиссии. Фондовый учет музейных предметов. Юридическое закрепление их за музеем. Фондовая документация. Учетная документация. Инвентаризация музейных предметов. Условия сохранности музейных предметов. Режим хранения. Требования к фондовым помещениям. Требования к температурно-влажностному, световому, биологическому и другим режимам хранения. Хранение экспонатов в экспозициях и на выставках. Основные условия их безопасности. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов. Практическое занятие — комплектование и обработка материалов для выставки. Учащиеся должны знать: структуру фондов и фондовую документацию; особенности хранения и экспонирования музейных предметов. Учащиеся должны уметь: работать с основной документацией на стадии комплектования материалов; атрибутировать материалы для выставки.

 

Тема 5. Экспозиционно-выставочная работа музеев (6 часов из них 3 практ.) Экспозиционно-выставочная работа музеев как основа формирования музейной коммуникации. Понятие музейной экспозиции. Ее характеристика. Особенности экспозиций и выставок. Принципы их построения. Виды экспозиций. Материалы экспозиций и выставок. Роль научных изысканий музея в создании экспозиций и выставок Роль художников-дизайнеров в создании экспозиций и выставок. Принципы дизайнерского оформления экспозиций и выставок. Научное проектирование экспозиций и выставок. Основные этапы работы. Документация. Художественное проектирование экспозиций и выставок. Основные этапы работы. Документация. Строительство экспозиций и выставок. Практическое занятие — проектирование выставки. Учащиеся должны знать: характеристику музейной экспозиции; особенности экспозиционно-выставочной работы; основные этапы научного проектирования экспозиций и выставок. Учащиеся должны уметь: умело пользоваться терминологией и правильно заполнять документацию при проектировании выставки. работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проекта выставки.

 

 Тема 6. Культурно-просветительная работа музеев (6 часов из них 3 практ.) Роль культурно-просветительной работы музея в его социокультурной деятельности. Музей и общество. Коммуникативная связь музея с обществом. Виды культурно-просветительной работы музея. Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Правила поведения экскурсовода. Музейный праздник. Его подготовка и проведение. Музей и школа. Роль музея в социализации личности. Практическое занятие — написание текста обзорной экскурсии к выставке. Учащиеся должны знать: виды культурно-просветительной деятельности музея; правила написания, подготовки и проведения экскурсии. Учащиеся должны уметь: грамотно пользоваться письменной речью; учитывать возраст будущих экскурсантов при написании текста экскурсии, уметь адаптировать текст.

 

Экскурсии (5 часов из них 4 практ.) Поездка в музей села Старое Ермаково с целью обмена опытом. Принятие гостей и проведение экскурсий в школьном музее. Итоговое занятие. Подведение итогов курса (2 часа) Зачет. Проведение учащимися экскурсий по созданным ими экспозициям.

 

Учащиеся должны знать: механизм проведения экскурсий; правила поведения экскурсовода.

 

Учащиеся должны уметь: ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве; строить коммуникацию, вести диалог со слушателями.

 

Литература.

 Все музеи Москвы. — М., 1997. Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988. Музейный мир России. — М., 2003. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001. Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников: В 3 т. — М., 1998. Т. 1, 2. 1991-1996; М., 2001. Т. 3. 1997-2000. Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004. Фролов А.И. Музеи Москвы. — М., 2003. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. — М., 2003. Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003.

Просмотров: 501 | Добавил: Татьяна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1   [Материал]
Πpивет всeм, pебятaǃ Я знаю, мoе cooбщeниe мoжет быть cлишкoм конкpетным,
Но моя сеcтрa нашлa хoрoшего мyжчинy, и они поженилиcь, a кaк наcчет меня?! :)
Mне 24 лeт, Изaбелла, из Pyмынии, тaкжe знaю aнглийский и немeцкий языки
И... у меня специфическое забoлeвание, имeнуемоe нимфомaнией. Кто знaeт, что этo тaкоe, меня поймут (лyчшe cкaзать cразy)
Ах да, я oчень вкyснo готoвлюǃ a я люблю не тoлько гoтовить ;))
Я настоящaя девyшка, нe прocтитyткa, ищу сeрьезных и гоpячих отнoшeний...
Β любoм случaе, вы можeте нaйти мой прoфиль здеcь: http://tanberkmoordlear.tk/user-45772/

Имя *:
Email *:
Код *: