08:00
Повышение познавательной активности учащихся средствами современных образовательных технологий на уроках истории и внеурочной деятельности

«Повышение познавательной активности учащихся средствами современных образовательных технологий на уроках истории и внеурочной деятельности».

Современная школа должна ориентироваться не только на усвоение знаний, но и на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей. Суть такого обучения в том, чтобы ученик, как субъект учения имел потребность в самоизменении и был способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотел, любил и умел учиться. Каждый преподаватель знает, что его задача состоит не только в том, чтобы дать ученику информацию, рассказать известные факты, но и, наверное, в большей степени учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно использовать ее, развивая тем самым навыки познавательной деятельности.

В этой связи в процессе обучения истории целесообразно создавать для учащихся ситуацию выбора, что требует их ознакомления с различными, подчас альтернативными, точками зрения на исторические процессы, факты, события, формирование умения отстаивать свою позицию по разнообразным проблемам истории, что в свою очередь, стимулирует познавательную деятельность учащихся.

            Таким образом, задача современной школы  -  гуманизация образования, а у предмета «история» большой потенциал для выполнения задачи. Для выполнения этой задачи необходимо развитие личности ученика, развитие его познавательных способностей, а соответственно познавательной активности.

Успешность обучения зависит от потребности овладения основами наук. Чтобы у школьников было желание изучать предмет нужно сделать урок современным и увлекательным. Урок современный, если современно его содержание, эффективны формы организации деятельности учащихся, если учитель использует элементы различных образовательных технологий, позволяющих стимулировать образовательный процесс, то есть всё, что делает ученика успешным вне зависимости от того, сильный или слабый класс.

Школа должна ориентироваться на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей. Было проанализировано состояние процесса обучения и несоответствия современным требованиям. Необходимо пробудить желание учиться, формировать познавательный интерес, направленный на развитие личности. Главное требование к современному уроку истории — воспитать гражданина и патриота России, активного, принципиального, способного защищать интересы страны. Гражданина, способного критически относиться к прошлому и настоящему, способного делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников, способного ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.
 

            Я на своих уроках и внеурочной деятельности стала использовать современные образовательные технологии.

Работа с историческими документами идет с использованием проблемного обучения и технологии критического мышления. Они систематизируют информацию, формулируют проблему, выражают собственное мнение. Технология смыслового чтения включает в себя интересные приемы. История – это текстовая информация, которую надо обрабатывать. Это поисковая деятельность учеников выявляет неизвестную доселе информацию. Технология решения изобретательских задач работает в большей степени для развития творческого мышления.

 Дискуссионные технологии в виде дебатов и учебных дискуссий – это тоже элемент моей деятельности, когда ребята делятся на группы, спорят между собой, доказывают свою точку зрения, учатся слышать друг друга и при этом аргументировать.

На уроках использую информационные коммуникативные технологии. Высокий уровень новизны для учащихся электронных средств обучения, большой интерес, проявляемый ими к новым информационным технологиям, востребованность в жизни умений и навыков работы на компьютере стали активными стимуляторами познавательного процесса и мотивации обучения на моих уроках. Использование ИКТ помогает сделать изложение нового материала более увлекательным, наглядным и динамичным, помогает легко устанавливать обратную связь с учениками. Современный компьютер,  снабженный соответствующим программным обеспечением, может не только предъявлять ученику определённые блоки информации, но и более рационально управлять процессом обучения, оценивать его результаты.

Использую здоровьесберегающие технологии. Это не только физминутки, но и обеспечение позитивного опыта деятельности, т.к. позитивный опыт это тот, при котором удовлетворение, полученное от участия в групповой работе, компенсирует чувство напряжения и негативные эмоции, которые могут возникнуть в ее процессе. Дозирую учебную нагрузку через методы и приемы разноуровневого обучения.

Дебаты позволяют моим учащимся приобрести опыт познавательной и практической деятельности, критически осмысливать информацию, формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения. А творческая работа в группах (мини-проекты) на основе алгоритма учащиеся заполняют «Рабочие листы») позволяет активизировать познавательную деятельность.

Технология проектной и исследовательской деятельности, направленна на решение  проблемы, сформулированной самими учащимися, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Практическим результатом нашей деятельности стало создание школьного краеведческого музея и музея Боевой славы.  Создан сайт музея.

В результатом длительной исследовательской деятельности стало издание печатной «Книги Памяти». В 2020 году стала победителем Окружного конкурса профессионального мастерства «Учитель года».

 

Авторская разработка состоит из двух частей:

Первая часть состоит из описания использования   современных образовательных технологий на уроках истории. А также конспектов урока с использования   современных образовательных технологий.

Вторая часть авторской разработки состоит из описания опыта работы в воспитательной деятельности и рабочих программ внеурочной деятельности «Музееведение» и «Краеведение».

 

Позитивная динамика итогов учебной деятельности обучающихся по годам

Параллель

2020-2021

2021-2022

2022-2023

Динамика

1

5а-7а

61,9

69,6

 

+

2

5б-7б

52,4

63,6

 

+

3

7а-9а

69,6%

95,8%

 

+

4

7б-9б

75%

76,2

 

+

5

9а-11

100%

100%

 

+

6

9б-11

100%

100%

 

+

7

10-11

100%

-

 

+

Средний балл по результатам внешнего мониторинга ЕГЭ по истории

Учебный год

Средний балл Претендента

Средний балл по округу

Средний балл по региону

2020-2021

57,25

52,7

56,8

2021-2022

-

-

-

2022-2023

-

-

-

Средний балл по результатам внешнего мониторинга ОГЭ по истории

(по 5-ти балльной шкале)

Учебный год

Средний балл Претендента

Средний балл по округу

Средний балл по региону

2021-2022

4

3,51

3,8

(по среднему баллу)

Учебный год

Средний балл Претендента

Средний балл по округу

Средний балл по региону

2021-2022

24

21

22

Таким образом, если использовать представленные  мною выше современные образовательные технологии на своих уроках истории, то повысится качество учебно-познавательной деятельности учащихся.

Просмотров: 207 | Добавил: Татьяна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: