Анализ работы МО учителей истории и обществознания

Анализ работы

 школьного методического объединения

учителей истории и обществознания ГБОУ СОШ села Камышла  за 2014-2015 учебный год.

 

          Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед МО.

В 2014-2015 учебном году ШМО учителей истории и обществознания работали над методической темой : Повышение профессиональной компетентности учителя как эффективное решение задач образования в условиях реализации ФГОС.

Цель: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства через построение единого методического пространства
как эффективное решение задач образования в условиях реализации ФГОС.

Задачи: 1. Соответствие своей деятельности целям  развития ученика, который сможет себя реализовать, будет уметь самостоятельно добывать необходимые знания, вырастет успешным и конкурентоспособным членом общества.

2. В работе учитывать, что основой современных образовательных стандартов является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной , коммуникативной, самоорганизации, здоровьесберегающей, самообразования.

3. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках.

4. Продолжить активизацию научной организации деятельности педагогов на основе систематического мониторинга и диагностики своей деятельности и деятельности учащихся.
5. Создавать методические разработки и электронные презентации по темам заседаний.
6.Оказывать методическую помощь педагогам.

7. Совершенствовать систему подготовки учащихся к ЕГЭ.

8.Повышать качество образования и повышать интерес к историческим и обществоведческим дисциплинам, используя организации внеурочной и проектной деятельности учащихся и кружковую работу по предметам.

9. Патриотическое воспитание учащихся.

 

         В 2014-2015  учебном году работа учителей ШМО была направлена на совершенствование педагогического мастерства в соответствии с методической темой. В течение учебного года велась активная работа над практической направленностью деятельности учащихся по формированию ключевых компетенций, применялись  различные формы учебной и внеклассной  деятельности с использованием современных педагогических технологий. Учителя ШМО  работали над развитием навыков самостоятельной работы, при этом, осуществляя индивидуальный, личностно - ориентированный подход в обучении, продолжена работа с одаренными детьми, комплексно решались задачи воспитания и развития познавательного интереса  у учащихся, развития творческого потенциала на уроках истории и обществознания.  Своей плодотворной работой учителя ШМО стремились усилить роль истории и обществознания в формировании духовного богатства, гармонично развитой личности с высокими нравственными идеалами.

    Деятельность МО планировалась и осуществлялась на основе современных требований к модернизации образования, внедрения в учебный процесс новых технологий и приёмов обучения. В плане работы МО учтены разнообразные формы организации деятельности ШМО:

  • заседания методического объединения;

  • творческие мастерские, отчёты учителей;

  • работа учителей над методической темой;

  • взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий;

  • педагогические семинары и курсы;

  • подготовка учащихся к школьным олимпиадам и творческим конкурсам;

  • открытые уроки, их самоанализ;

  • самообразование учителей.

         ШМО учителей истории и обществознания работало в соответствии с планом работы МО и общешкольным планом. Регулярно проводились заседания МО, на которых обсуждались актуальные вопросы преподавания предметов, принимались конкретные решения  и меры по их реализации. На каждом заседании МО изучались нормативная и правовая документация по вопросам образования, обсуждались проблемные вопросы преподавания предметов, осуществлялся анализ качества знаний учеников, обмен педагогическим опытом. Особое внимание уделялось вопросам подготовки учащихся в сдаче ЕГЭ и ГИА по новой форме.

     

    Анализ педагогических кадров.

             В методическое объединение входят 3 учителя – Козлова Татьяна Ивановна – руководитель ШМО и руководитель ОМО и член УМО, Хасаншина Гулюзя Ахметовна, Михайлова Валентина Сергеевна. Учителя имеют высшее образование по специальности, высшую квалификационную категорию. В данном учебном году аттестацию учителя не проходили. Таким образом, в школе сложился коллектив опытных педагогов гуманитарного цикла, способных успешно реализовать поставленные задачи. В новом учебном году следует пройти аттестацию Козловой Т.И.

     

Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету.

  Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы в образовательных областях «История» и «Обществознание».  Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, подготовку к ЕГЭ и ГИА в новой форме. Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям.

          Все программы были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками. Преподавание предметов осуществлялось в соответствие с базисным учебным  планом,  государственными стандартами, программами,  а также методическими рекомендациями СИПКРО учителям-предметникам на 2014-2015 учебный год по истории и обществознанию. Используемые в образовательном процессе учебные программы  и учебники соответствуют инструктивно-методическим письмам МО СК и РФ.

          В 2014-2015 г. учителя МО работали над совершенствованием кабинетной системы. Широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов. Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, создано большое количество презентаций к урокам. В 2015-2016 учебном году необходимо продолжить активную работу по совершенствованию учебно-методической базы кабинетов

                 Учителями МО создаются все условия для надлежащего обеспечения образовательного процесса. Соблюдается санитарно-гигиенический, тепловой, световой, противопожарный режим. МО учителей истории имеет свой ноутбук и лабораторию. Однако учителя испытывают недостаток исторических карт, необходимых на уроках.

 

Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации.

Обучение        

Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации.  Учителя МО прошли дистанционную курсовую переподготовку:

 

Ф.И.О. учителя

Сведения о курсовой переподготовке

1

Козлова Т.И.

Курс с использованием ДОТ «Проектирование  урока в современной информационной среде» июнь 2015 год

 (модуль повышения квалификации по Госзаданию)

2

Михайлова В.С.

Курс с использованием ДОТ «Проектирование  урока в современной информационной среде» июнь 2015 год

 (модуль повышения квалификации по Госзаданию)

3

Хасаншина Г.А.

Курс с использованием ДОТ «Проектирование  урока в современной информационной среде» июнь 2015 год

 (модуль повышения квалификации по Госзаданию)

     Таким образом,   в школе  имеются необходимые условия для достижения хорошего уровня преподавания истории и обществознания. Однако работу по повышению квалификации следует продолжать и в новом учебном году.

      

Обобщение опыта

          1. Методические разработки учителей-предметников находят отражение на страницах  сайта ГБОУ СОШ с. Камышла и своих сайтах.

          2. Опыт и разработки учителей нашли отражение в темах самообразования. Каждый учитель в течение учебного года работал над индивидуальной методической темой в соответствии с методической темой ШМО. Козлова Т.И проводила  активную работу по теме «Проектно-исследовательская деятельность   учащихся на уроках и внеурочное время».  Хасаншина Г.А. осуществляла работу над темой «Компетентностный и деятельностный подходы в преподавании  истории и обществознания». Учителя активно делилась опытом своей работы на заседаниях ШМО, районных МО и семинарах.  Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.

 
 

 

3.Учителями ШМО велась  методическая работа, которая позволила им проводить уроки разных типов: уроки изучения нового материала, контроля знаний и умений, обобщения материала, уроки исследования, лабораторные и практические занятия, комбинированные уроки, уроки с использованием компьютерных технологий. Активно внедрялись в практику нетрадиционные уроки, которые позволяли выдвигать на первый план личность ученика, использовать  импровизации, игровые виды деятельности, разные формы общения учителя с учеником, ученика с группой учащихся, с классом, что и стимулировало познавательную деятельность учащихся.

С 30.03.2015 года  по 10.04.2015 года в ГБОУ СОШ с. Камышла прошла декада истории и обществознания.

 

Тема декады: 70 – летие Победы в Великой Отечественной войне.

 

Цель декады:

-активизация интереса к предмету, приобретение новых знаний, умений, развитие мыслительной деятельности, практических навыков, раскрытие творческих способностей и воспитание гражданской позиции;

 

-повышение  профессиональной компетентности педагогов,  результативности образовательного процесса в преподавании истории, обществознания,  развития и обучения учащихся, формирования их ключевых компетенций.

Задачи:

- работа над повышением качества освоения учащимися учебной программы по истории , обществознанию;

- внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс с целью совмещения  деятельностного и компетентностного подхода в обучении учащихся;

- совершенствование воспитательного процесса, проведение в рамках декады мероприятий  гражданской и патриотической направленности;

- выявление затруднений в предметной области и методике преподавания. Создание условий для удовлетворения информационных и учебно-методических потребностей педагогов;

      - развитие межпредметных связей

- расширение информационного пространства учителей МО; создание персональных страниц учителей в интернет- пространстве

- подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах и конкурсах.

 

         Козлова Т.И., Хасаншина Г.А., Михайлова В.С. подготовили и провели акцию « Я - патриот». Участвуя в акции,  учащиеся 7-9 классов подготовили высказывания,  афоризмы, пословицы, поговорки, стихотворения о Родине, патриотизме и оформили стенды.

Исторический диктант в 6-х классах выявил лучших знатоков слов и их грамотное написание это: Ахмадуллина Алина - 6 класс, Гареев Эмиль -  6 кл, Мингатинова Аделя – 6 класс.

Интересная работа прошла в творческой мастерской «Жизнь общества», которая выявила творческие способности обучающихся, знания по обществознанию в 5-9 классах, умения общаться и преподнести актуальные направления деятельности государства.

              В рамках декады истории и обществознания, посвященной 70-летию Великой Победы, 2 апреля  на базе нашей школы состоялся районный семинар учителей истории и обществознания на тему: «Повышение профессиональной компетентности учителя как эффективное решение задач образования в условиях реализации ФГОС».       Согласно ФГОС основного общего образования основой образования является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной , коммуникативной, самоорганизации, здоровьесберегающей, самообразования.

Программа семинара состояла из двух  открытых уроков и выступления по теме заседания.

Учитель  обществознания Михайлова В.С. дала открытый урок по теме:   «Безработица и занятость » (11 класс)

Учитель истории и обществознания Хасаншина Г.А. показала открытый урок в 9 «А» классе : «Права и свободы человека и гражданина».

Учитель истории Козлова Т.И. выступила с докладом по теме заседания и ознакомила членов районного МО учителей истории с планом работы областного УМО. Семинар был насыщенный и присутствующим  очень понравился. Учителя продемонстрировали умение применять IT- ресурс. Открытые  уроки  проведены на высоком профессиональном уровне. Присутствующие коллеги и гости  отметили, что взяли для себя многое для своей работы. Семинар достиг цели непрерывного совершенствование уровня педагогического мастерства через построение единого методического пространства как эффективное решение задач образования в условиях реализации ФГОС.

Декада завершилась подведением итогов на торжественной линейке и награждением грамотами самых активных участников. 

Выводы:

  • в ходе декады методического объединения учителей истории и обществознания произошло повышениепрофессионального мастерства педагоговшколы.

    -созданы условия для демонстрации и публичного представления уровня профессионализма педагогов школы;

    - проявилась активная творческая  позиция и инициатива педагогов,  раскрыт их творческий  потенциал;

    - декада актуализировала и способствовала формированию умений, характеризующих деятельность современного педагога: умения анализировать, обобщать, представлять свои идеи, и опыт педагогической деятельности, коммуникативных и исследовательских умений;

    - созданы условия для учителей и учеников по овладению ключевыми компетенциями (исследовательским и, коммуникативными, социально-личностными, компетенциями организаторской деятельности и сотрудничества).

    - привлечено внимание к предметам  учащихся и активизирована их творческая и познавательная деятельность;

    -представлены возможности публичного выступления.

    Предложения:

  • Активнее включатьв практику работы МО учителей истории и обществознания деятельностный подход и использовать современные образовательныетехнологии.

  • Активизировать использование технического оборудования кабинетов, оснащенных интерактивными досками, ЦОР для ростапрофессионального мастерства педагогов и улучшения результативности учебного процесса.

  • Внедрять в практику работы учителей МОметод проектовкакодно из условийперехода на новые ФГОС.

     

          В следующем учебном году необходимо продолжить работу по  внедрению активных форм самостоятельной работы учащихся, по повышению своего самообразования, проведению  обучающих семинаров, знакомству с опытом работы лучших педагогов, обобщению собственного опыта в рамках различных профессиональных конкурсов.

         

       Анализ работы по подготовке  к итоговой аттестации.

       Особое внимание в работе МО уделялось  подготовке к ГИА по новой форме и ЕГЭ. Изучалась нормативно-правовая и методическая документация, продолжилась работа по формированию банка КИМов и совершенствованию методики подготовки к данным видам аттестации. Главное внимание уделялось подготовке к ЕГЭ, так как учащиеся 9-х классов не выбрали экзамен по новой форме по истории и обществознанию. Подготовка к сдаче ЕГЭ осуществлялась на основе плана ШМО и индивидуальных планов учителей, составленных на основе общешкольного плана. В фойе школы были оформлены информационные стенды о ЕГЭ для учащихся и их родителей, велось ознакомление с изменениями в структуре экзаменационной работы и нормативно-правовой базе, проводились групповые и индивидуальные консультации, учащимися велись индивидуальные папки по подготовке к ЕГЭ. В течение года было  проведено две репетиционные работы  ЕГЭ по истории и обществознанию. Итоги этих работ анализировались и обсуждались на заседаниях МО, доводились до сведения учащихся и их родителей, велась работа над ошибками.

         Козлова Т.И. входит в состав  организаторов по проведению ГИА в СВУ.

     

    Итоги сдачи ЕГЭ по истории и обществознанию:        

    Минимальное количество баллов, установленных Рособрнадзором в 2012 г. – 32.

 

Общее количество баллов

за работу

СВУ

по Самарской области

Бикашев Булат

 

 

 

    

         

 

       

 

 

   Анализ итогов репетиционных работ и экзаменационной работы ЕГЭ по истории  и обществознанию показывает на экзамене  более высокий уровень качества знаний учащихся, чем в течение года.

Итоги сдачи ЕГЭ по обществознанию:

Минимальное количество баллов, установленных Рособрнадзором – 39

 

 

Общее количество баллов

за работу

СВУ

по Самарской области

Бикашев Булат

 

 

 

    

        

 

      

 

 

    Все учащиеся успешно справились с экзаменационной работой, преодолев минимальный порог – 39 баллов.

       Анализ итогов репетиционных работ и экзаменационной работы ЕГЭ по обществознанию  показывает на экзамене  более высокий уровень качества знаний учащихся, чем в течение года.

     

Анализ учебной деятельности по предметам.

Динамика успеваемости учащихся по истории за 2 года.

2013-2014 уч. год

2014-2015 уч. год

количество учащихся

качество

знаний

обученность

количество учащихся

качество

знаний

обученность

223

55

100

178

58

100

 

 

Динамика успеваемости учащихся по обществознанию за 2 года.

2013-2014 уч. год

2014-2015 уч. год

количество учащихся

качество

знаний

обученность

количество учащихся

качество

знаний

обученность

 

58

100

 

59

100

 

 

 

    В качестве преподавания истории и обществознания отмечается повышение качества знаний и стабильность качества успеваемости учащихся.

 

                 Учителям ШМО следует обеспечивать стабильные результаты качества знаний, повышать качество знаний учащихся.

Анализ внеклассной работы  ШМО.

   Внеклассная  работа МО осуществлялась в течение учебного по различным направлениям согласно плану МО:

- Была проведена серия музейных уроков и экскурсий в школьный музей под руководством Козловой Т.И.

- Приводилась поисково-исследовательская работа по пополнению экспонатов и оформлению школьного музея. Эта деятельность осуществлялась детским творческим объединением «Поиск», которым руководит Козлова Т.И.

 Деятельности музея была дана высокая оценка на областном уровне - 3 место в Конкурсе музеев и Залов боевой славы и премия в размере 1200 рублей.

- Активное участие учителя МО и учащиеся принимали в творческих конкурсах и конференциях:

Название мероприятия

участники

уровень

результат

учитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  Учителя ШМО  ведут целенаправленную работу с одаренными детьми, которые принимают участие в предметных олимпиадах и чемпионатах различного уровня:

 

Ф.И. ученика

Класс

предмет

уровень

результат

Учитель

 

 

 

 

 

 

 

     - Одним из главных направлений внеклассной деятельности была подготовка  и проведение внеклассных мероприятий, посвящённых Году истории и памятным историческим датам: окончанию  Второй мировой войны, Дню Конституции, 70-летию Дня Победы и др. При организации и проведении воспитательных мероприятий  МО осуществляет тесное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования и библиотекой.

 

    Таким образом, внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемому предмету, повышению образовательного уровня учащихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов. Однако в работе с одарёнными и сильными учащимися следует обратить внимание на привлечение большего количества учащихся к участию в олимпиадах по другим направлениям (обществознание, право, краеведение). К недостаткам работы МО следует отнести  недостаточное  участие учащихся и учителей в творческих конкурсах различного уровня.

      

      Анализ методической работы МО показал, что методическая тема МО учителей истории и обществознания соответствует основным задачам, стоящим перед образовательным учреждением. Тематика заседаний МО отражает основные проблемные вопросы, которые стремятся решать учителя. В основном поставленные задачи методической работы на 2014-2015 учебный год выполнены. Но в работе МО существуют недостатки. Так выявлено, что не все учителя готовы пока к внедрению новых технологий, созданию индивидуальных образовательных маршрутов нуждающихся в помощи учителя школьников; не достаточно хорошо налажена система работы со способными и слабоуспевающими детьми.

      Анализируя работу МО школы, хотелось бы дать следующие рекомендации по работе в следующем учебном году:

- конкретно планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта;

- обеспечивать стабильные результаты качества знаний, повышать качество знаний учащихся

- повышать уровень участия школьников в предметных олимпиадах различного уровня

- повышать уровень активности педагогов в различных профессиональных конкурсах

      

Исходя из анализа методической работы за 2014 - 2015 учебный год, учитывая положительный опыт и имеющиеся недостатки, необходимо в новом учебном году работу МО направить на решение следующих задач:

1. Продолжить мониторинг качества и управления профессиональной деятельностью педагогов.

2. Продолжить повышение квалификации учителей через постоянно действующие формы обучения (курсы повышения квалификации)

3. Изучать инновационные процессы в методике преподавания  в условиях реализации ФГОС  и вырабатывать рекомендации для членов МО.

4. Анализировать результаты образовательной деятельности на заседаниях ШМО,   

     РМО, УМО.

5. Накапливать и обобщать опыт по использованию проектных технологий обучения на уроках.

6. Интенсифицировать процесс обучения на основе внедрения информационных технологий (ИКТ)

7. Продолжать работу по обобщению опыта  по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА

8. Активизировать внеклассную деятельность по предмету как средство развития познавательной деятельности.

9. Повышать качественный уровень работы с одаренными детьми, способствовать повышению креативности школьников.

11. Повышать воспитательную роль предметов гуманитарного цикла.

 

 

Руководитель ШМО

учителей истории и обществознания –                           Козлова Т.И.

Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (24.08.2015)
Просмотров: 4443 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: