Анализ работы школьного методического объединения учителей истории и обществознания ГБОУ СОШ села Камышла за 2014-2015 учебный год.
Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед МО. В 2014-2015 учебном году ШМО учителей истории и обществознания работали над методической темой : Повышение профессиональной компетентности учителя как эффективное решение задач образования в условиях реализации ФГОС. Задачи: 1. Соответствие своей деятельности целям развития ученика, который сможет себя реализовать, будет уметь самостоятельно добывать необходимые знания, вырастет успешным и конкурентоспособным членом общества. 2. В работе учитывать, что основой современных образовательных стандартов является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной , коммуникативной, самоорганизации, здоровьесберегающей, самообразования. 3. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках. 4. Продолжить активизацию научной организации деятельности педагогов на основе систематического мониторинга и диагностики своей деятельности и деятельности учащихся. 7. Совершенствовать систему подготовки учащихся к ЕГЭ. 8.Повышать качество образования и повышать интерес к историческим и обществоведческим дисциплинам, используя организации внеурочной и проектной деятельности учащихся и кружковую работу по предметам. 9. Патриотическое воспитание учащихся.
В 2014-2015 учебном году работа учителей ШМО была направлена на совершенствование педагогического мастерства в соответствии с методической темой. В течение учебного года велась активная работа над практической направленностью деятельности учащихся по формированию ключевых компетенций, применялись различные формы учебной и внеклассной деятельности с использованием современных педагогических технологий. Учителя ШМО работали над развитием навыков самостоятельной работы, при этом, осуществляя индивидуальный, личностно - ориентированный подход в обучении, продолжена работа с одаренными детьми, комплексно решались задачи воспитания и развития познавательного интереса у учащихся, развития творческого потенциала на уроках истории и обществознания. Своей плодотворной работой учителя ШМО стремились усилить роль истории и обществознания в формировании духовного богатства, гармонично развитой личности с высокими нравственными идеалами. Деятельность МО планировалась и осуществлялась на основе современных требований к модернизации образования, внедрения в учебный процесс новых технологий и приёмов обучения. В плане работы МО учтены разнообразные формы организации деятельности ШМО:
Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету. Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы в образовательных областях «История» и «Обществознание». Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, подготовку к ЕГЭ и ГИА в новой форме. Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям. Все программы были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками. Преподавание предметов осуществлялось в соответствие с базисным учебным планом, государственными стандартами, программами, а также методическими рекомендациями СИПКРО учителям-предметникам на 2014-2015 учебный год по истории и обществознанию. Используемые в образовательном процессе учебные программы и учебники соответствуют инструктивно-методическим письмам МО СК и РФ. В 2014-2015 г. учителя МО работали над совершенствованием кабинетной системы. Широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов. Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, создано большое количество презентаций к урокам. В 2015-2016 учебном году необходимо продолжить активную работу по совершенствованию учебно-методической базы кабинетов Учителями МО создаются все условия для надлежащего обеспечения образовательного процесса. Соблюдается санитарно-гигиенический, тепловой, световой, противопожарный режим. МО учителей истории имеет свой ноутбук и лабораторию. Однако учителя испытывают недостаток исторических карт, необходимых на уроках.
Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации. Обучение Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации. Учителя МО прошли дистанционную курсовую переподготовку:
Таким образом, в школе имеются необходимые условия для достижения хорошего уровня преподавания истории и обществознания. Однако работу по повышению квалификации следует продолжать и в новом учебном году.
Обобщение опыта 1. Методические разработки учителей-предметников находят отражение на страницах сайта ГБОУ СОШ с. Камышла и своих сайтах. 2. Опыт и разработки учителей нашли отражение в темах самообразования. Каждый учитель в течение учебного года работал над индивидуальной методической темой в соответствии с методической темой ШМО. Козлова Т.И проводила активную работу по теме «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время». Хасаншина Г.А. осуществляла работу над темой «Компетентностный и деятельностный подходы в преподавании истории и обществознания». Учителя активно делилась опытом своей работы на заседаниях ШМО, районных МО и семинарах. Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.
3.Учителями ШМО велась методическая работа, которая позволила им проводить уроки разных типов: уроки изучения нового материала, контроля знаний и умений, обобщения материала, уроки исследования, лабораторные и практические занятия, комбинированные уроки, уроки с использованием компьютерных технологий. Активно внедрялись в практику нетрадиционные уроки, которые позволяли выдвигать на первый план личность ученика, использовать импровизации, игровые виды деятельности, разные формы общения учителя с учеником, ученика с группой учащихся, с классом, что и стимулировало познавательную деятельность учащихся. С 30.03.2015 года по 10.04.2015 года в ГБОУ СОШ с. Камышла прошла декада истории и обществознания.
Тема декады: 70 – летие Победы в Великой Отечественной войне.
Цель декады: -активизация интереса к предмету, приобретение новых знаний, умений, развитие мыслительной деятельности, практических навыков, раскрытие творческих способностей и воспитание гражданской позиции;
-повышение профессиональной компетентности педагогов, результативности образовательного процесса в преподавании истории, обществознания, развития и обучения учащихся, формирования их ключевых компетенций. Задачи: - работа над повышением качества освоения учащимися учебной программы по истории , обществознанию; - внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс с целью совмещения деятельностного и компетентностного подхода в обучении учащихся; - совершенствование воспитательного процесса, проведение в рамках декады мероприятий гражданской и патриотической направленности; - выявление затруднений в предметной области и методике преподавания. Создание условий для удовлетворения информационных и учебно-методических потребностей педагогов; - развитие межпредметных связей - расширение информационного пространства учителей МО; создание персональных страниц учителей в интернет- пространстве - подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах и конкурсах.
Козлова Т.И., Хасаншина Г.А., Михайлова В.С. подготовили и провели акцию « Я - патриот». Участвуя в акции, учащиеся 7-9 классов подготовили высказывания, афоризмы, пословицы, поговорки, стихотворения о Родине, патриотизме и оформили стенды. Исторический диктант в 6-х классах выявил лучших знатоков слов и их грамотное написание это: Ахмадуллина Алина - 6 класс, Гареев Эмиль - 6 кл, Мингатинова Аделя – 6 класс. Интересная работа прошла в творческой мастерской «Жизнь общества», которая выявила творческие способности обучающихся, знания по обществознанию в 5-9 классах, умения общаться и преподнести актуальные направления деятельности государства. В рамках декады истории и обществознания, посвященной 70-летию Великой Победы, 2 апреля на базе нашей школы состоялся районный семинар учителей истории и обществознания на тему: «Повышение профессиональной компетентности учителя как эффективное решение задач образования в условиях реализации ФГОС». Согласно ФГОС основного общего образования основой образования является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной , коммуникативной, самоорганизации, здоровьесберегающей, самообразования. Программа семинара состояла из двух открытых уроков и выступления по теме заседания. Учитель обществознания Михайлова В.С. дала открытый урок по теме: «Безработица и занятость » (11 класс) Учитель истории и обществознания Хасаншина Г.А. показала открытый урок в 9 «А» классе : «Права и свободы человека и гражданина». Учитель истории Козлова Т.И. выступила с докладом по теме заседания и ознакомила членов районного МО учителей истории с планом работы областного УМО. Семинар был насыщенный и присутствующим очень понравился. Учителя продемонстрировали умение применять IT- ресурс. Открытые уроки проведены на высоком профессиональном уровне. Присутствующие коллеги и гости отметили, что взяли для себя многое для своей работы. Семинар достиг цели непрерывного совершенствование уровня педагогического мастерства через построение единого методического пространства как эффективное решение задач образования в условиях реализации ФГОС. Декада завершилась подведением итогов на торжественной линейке и награждением грамотами самых активных участников. Выводы:
Анализ итогов репетиционных работ и экзаменационной работы ЕГЭ по истории и обществознанию показывает на экзамене более высокий уровень качества знаний учащихся, чем в течение года. Итоги сдачи ЕГЭ по обществознанию: Минимальное количество баллов, установленных Рособрнадзором – 39
Все учащиеся успешно справились с экзаменационной работой, преодолев минимальный порог – 39 баллов. Анализ итогов репетиционных работ и экзаменационной работы ЕГЭ по обществознанию показывает на экзамене более высокий уровень качества знаний учащихся, чем в течение года.
Анализ учебной деятельности по предметам. Динамика успеваемости учащихся по истории за 2 года.
Динамика успеваемости учащихся по обществознанию за 2 года.
В качестве преподавания истории и обществознания отмечается повышение качества знаний и стабильность качества успеваемости учащихся.
Учителям ШМО следует обеспечивать стабильные результаты качества знаний, повышать качество знаний учащихся. Анализ внеклассной работы ШМО. Внеклассная работа МО осуществлялась в течение учебного по различным направлениям согласно плану МО: - Была проведена серия музейных уроков и экскурсий в школьный музей под руководством Козловой Т.И. - Приводилась поисково-исследовательская работа по пополнению экспонатов и оформлению школьного музея. Эта деятельность осуществлялась детским творческим объединением «Поиск», которым руководит Козлова Т.И. Деятельности музея была дана высокая оценка на областном уровне - 3 место в Конкурсе музеев и Залов боевой славы и премия в размере 1200 рублей. - Активное участие учителя МО и учащиеся принимали в творческих конкурсах и конференциях:
- Учителя ШМО ведут целенаправленную работу с одаренными детьми, которые принимают участие в предметных олимпиадах и чемпионатах различного уровня:
- Одним из главных направлений внеклассной деятельности была подготовка и проведение внеклассных мероприятий, посвящённых Году истории и памятным историческим датам: окончанию Второй мировой войны, Дню Конституции, 70-летию Дня Победы и др. При организации и проведении воспитательных мероприятий МО осуществляет тесное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования и библиотекой.
Таким образом, внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемому предмету, повышению образовательного уровня учащихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов. Однако в работе с одарёнными и сильными учащимися следует обратить внимание на привлечение большего количества учащихся к участию в олимпиадах по другим направлениям (обществознание, право, краеведение). К недостаткам работы МО следует отнести недостаточное участие учащихся и учителей в творческих конкурсах различного уровня.
Анализ методической работы МО показал, что методическая тема МО учителей истории и обществознания соответствует основным задачам, стоящим перед образовательным учреждением. Тематика заседаний МО отражает основные проблемные вопросы, которые стремятся решать учителя. В основном поставленные задачи методической работы на 2014-2015 учебный год выполнены. Но в работе МО существуют недостатки. Так выявлено, что не все учителя готовы пока к внедрению новых технологий, созданию индивидуальных образовательных маршрутов нуждающихся в помощи учителя школьников; не достаточно хорошо налажена система работы со способными и слабоуспевающими детьми. Анализируя работу МО школы, хотелось бы дать следующие рекомендации по работе в следующем учебном году: - конкретно планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта; - обеспечивать стабильные результаты качества знаний, повышать качество знаний учащихся - повышать уровень участия школьников в предметных олимпиадах различного уровня - повышать уровень активности педагогов в различных профессиональных конкурсах
Исходя из анализа методической работы за 2014 - 2015 учебный год, учитывая положительный опыт и имеющиеся недостатки, необходимо в новом учебном году работу МО направить на решение следующих задач: 1. Продолжить мониторинг качества и управления профессиональной деятельностью педагогов. 2. Продолжить повышение квалификации учителей через постоянно действующие формы обучения (курсы повышения квалификации) 3. Изучать инновационные процессы в методике преподавания в условиях реализации ФГОС и вырабатывать рекомендации для членов МО. 4. Анализировать результаты образовательной деятельности на заседаниях ШМО, РМО, УМО. 5. Накапливать и обобщать опыт по использованию проектных технологий обучения на уроках. 6. Интенсифицировать процесс обучения на основе внедрения информационных технологий (ИКТ) 7. Продолжать работу по обобщению опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА 8. Активизировать внеклассную деятельность по предмету как средство развития познавательной деятельности. 9. Повышать качественный уровень работы с одаренными детьми, способствовать повышению креативности школьников. 11. Повышать воспитательную роль предметов гуманитарного цикла.
Руководитель ШМО учителей истории и обществознания – Козлова Т.И. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 4489 | |
Всего комментариев: 0 | |