Анализ работы школьного методического объединения учителей истории и обществознания ГБОУ СОШ села Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области за 2016-2017 учебный год.
В ШМО входят 4 учителя истории и обществознания:
Таким образом, в школе сложился коллектив опытных педагогов гуманитарного цикла, способных успешно реализовать поставленные задачи. Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы в образовательных областях «История» и «Обществознание». Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, подготовку к ЕГЭ и ОГЭ в новой форме. Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям. Все программы были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками. Преподавание предметов осуществлялось в соответствие с базисным учебным планом, государственными стандартами, программами, а также методическими рекомендациями учителям-предметникам на 2016-2017 учебный год по истории и обществознанию. Используемые в образовательном процессе учебные программы и учебники соответствуют инструктивно-методическим письмам МОиН РФ. Учителя истории работают по программе - по учебникам -
Обществознание. Программа -
Учебники - Всеми учителями составлены рабочие программы в соответствии с требованиями ФГОС, календарно-тематическое планы, осуществляется поурочное планирование. Также в ходе проверки установлено, что учителя соблюдают Устав школы, правила внутреннего распорядка. При проверке рабочих программ было установлено, что программы по истории выполняются в соответствии с графиком.
Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед ШМО.
В 2016-2017 учебном году ШМО учителей истории и обществознания работали над методической темой: Тема: «Повышение качества образования в условиях модернизации системы образования» Цель: создание условий для формирования компетенций участников образовательного процесса. Задачи: - повышение теоретического, методического, профессионального уровня педагогического мастерства учителей; 1. Продолжить аналитико-диагностическую работу по отслеживанию процесса становления и развития нового качества образования в условиях введения ФГОСа. 2.Продолжить создавать условия, обеспечивающие возможность выбора и реализации обучающимися школы индивидуальной образовательной траектории развития. 3. Развивать социализацию личности школьника средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования. 4. Усовершенствовать условия для развития профессионально - личностной компетентности педагогов школы, как решающего фактора становления и развития нового качества образования. 5.Создавать здоровьесберегающие условия для всех участников образовательного процесса. 6. Патриотическое воспитание учащихся. Поставленные задачи по достижению цели успешно выполнялись на протяжении 2016-2017 учебного года. Было проведено 5 плановых заседаний, в ходе которых обсуждались: - анализ работы за 2015-2016 учебный год, план работы на 2016-2017 учебный год, рабочие программы и учебники по предметам, материалы для проведения административных контрольных работ, материалы для проведения школьных олимпиад, экзаменационные материалы для проведения промежуточной аттестации по истории, обществознанию. Педагоги знакомились с новинками учебно-методической литературы; анализировались планирование учебного материала, учебных программ, результаты административных контрольных работ, ЕГЭ и ГИА. На заседании МО, кроме организационно-методических и учебно-методических, были рассмотрены следующие вопросы: - Повышение качества образования в условиях модернизации системы образования - обсуждение актуальных вопросов методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин в условиях ФГОС общего образования второго поколения. - Современные образовательные технологии как средство достижения метапредметных, предметных и личностных результатов обучающихся в условиях введения ФГОС - Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования. - Итоги проведения декады истории и обществознания. В 2016-2017 учебном году работа учителей ШМО была направлена на совершенствование педагогического мастерства в соответствии с методической темой. В течение учебного года велась активная работа над практической направленностью деятельности учащихся по формированию ключевых компетенций, применялись различные формы учебной и внеклассной деятельности с использованием современных педагогических технологий. Учителя ШМО работали над развитием навыков самостоятельной работы, при этом, осуществляя индивидуальный, личностно - ориентированный подход в обучении, продолжена работа с одаренными детьми, комплексно решались задачи воспитания и развития познавательного интереса у учащихся, развития творческого потенциала на уроках истории и обществознания. Своей плодотворной работой учителя ШМО стремились усилить роль истории и обществознания в формировании духовного богатства, гармонично развитой личности с высокими нравственными идеалами. По линии методического объединения осуществлялся внутришкольный контроль над состоянием преподавания учебных дисциплин, за качеством знаний, умений и навыков учащихся, за выполнением обязательного минимума содержания образовательных программ, за состоянием школьной документации, использованием решений и поручений администрации. План работы учителей секции предусматривал уроки коллективного посещения, внеклассную работу по предметам. Учитывая организационные недостатки, тем не менее, каждый урок, мероприятия прошли на хорошем методическом уровне, посеяли в душах детей ростки доброты, любознательности, познавательной активности, положительных эмоций, заслужили высокие оценки коллег. Деятельность МО планировалась и осуществлялась на основе современных требований к модернизации образования, внедрения в учебный процесс новых технологий и приёмов обучения. В плане работы МО учтены разнообразные формы организации деятельности ШМО:
Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации. Учителя МО прошли курсовую переподготовку:
Таким образом, в школе имеются необходимые условия для достижения хорошего уровня преподавания истории и обществознания. Учителя истории постоянно работают над повышением своего профессионального мастерства, методического уровня, посещая курсы повышения квалификации, интернет-платформы: Дневник.ru, Инфо-урок, портал «Первое сентября», «Школа цифрового века», вебинары, посещая городские семинары по предмету, выступая на заседаниях МО, педсоветах. Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету. Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы в образовательных областях «История» и «Обществознание». Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, подготовку к ЕГЭ и ГИА в новой форме. Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям. Все программы были пройдены в полном объеме. Преподавание предметов осуществлялось в соответствие с базисным учебным планом, государственными стандартами, программами. Используемые в образовательном процессе учебные программы и учебники соответствуют инструктивно-методическим письмам МОиН РФ. Широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов. Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, создано большое количество презентаций к урокам. Учителями МО создаются все условия для надлежащего обеспечения образовательного процесса. Соблюдается санитарно-гигиенический, тепловой, световой, противопожарный режим. МО учителей истории имеет свой ноутбук и лабораторию.
Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации. Обучение Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации. Учителя МО прошли дистанционную курсовую переподготовку по истории. Таким образом, в школе имеются необходимые условия для достижения хорошего уровня преподавания истории и обществознания. Обобщение опыта Методические разработки учителей-предметников находят отражение на страницах сайта ГБОУ СОШ с. Камышла и своих сайтах (У каждого педагога есть персональный сайт). Опыт и разработки учителей нашли отражение в темах самообразования. Каждый учитель в течение учебного года работал над индивидуальной методической темой.
Учителя активно делились опытом своей работы на заседаниях ШМО и семинарах. Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться. Учителями ШМО велась методическая работа, которая позволила им проводить уроки разных типов: уроки изучения нового материала, контроля знаний и умений, обобщения материала, уроки исследования, лабораторные и практические занятия, комбинированные уроки, уроки с использованием компьютерных технологий. Активно внедрялись в практику нетрадиционные уроки, которые позволяли выдвигать на первый план личность ученика, использовать импровизации, игровые виды деятельности, разные формы общения учителя с учеником, ученика с группой учащихся, с классом, что и стимулировало познавательную деятельность учащихся. Аналитическая справка по итогам предметной декады истории и обществознания
(Вставить анализ декады) Анализ работы по подготовке к итоговой аттестации. Особое внимание в работе ШМО уделялось подготовке к ГИА по новой форме и ЕГЭ. Изучалась нормативно-правовая и методическая документация, продолжилась работа по формированию банка КИМов и совершенствованию методики подготовки к данным видам аттестации. Главное внимание уделялось подготовке к ЕГЭ, так как учащиеся 9-х классов не выбрали экзамен по новой форме по истории и обществознанию. Подготовка к сдаче ЕГЭ осуществлялась на основе плана ШМО и индивидуальных планов учителей, составленных на основе общешкольного плана. В фойе школы были оформлены информационные стенды о ЕГЭ для учащихся и их родителей, велось ознакомление с изменениями в структуре экзаменационной работы и нормативно-правовой базе, проводились групповые и индивидуальные консультации, учащимися велись индивидуальные папки по подготовке к ЕГЭ. В течение года было проведено две репетиционные работы ЕГЭ по истории и обществознанию. Итоги этих работ анализировались и обсуждались на заседаниях МО, доводились до сведения учащихся и их родителей, велась работа над ошибками. Козлова Т.И. входит в состав организаторов по проведению ГИА в СВУ. Итоги сдачи ОГЭ по истории и обществознанию в 9 классе в 2016 году. (учитель Козлова Т.И..) Экзамен по истории в 9 классе выбрал 1 ученик. Он успешно преодолел порог. По обществознанию сдавали 28 учеников. Все успешно сдали. Итоги сдачи ЕГЭ по истории в 2017 году. (учитель Козлова Т.И.) Минимальное количество баллов по истории, установленных Рособрнадзором в 2016 г. – 30. Сдавали 15 учащихся. Все успешно прошли установленный порог. Анализ итогов репетиционных работ и экзаменационной работы ЕГЭ по истории и обществознанию показывает на экзамене более высокий уровень качества знаний учащихся, чем в течение года. Итоги сдачи ЕГЭ по обществознанию в 2017 году. (учитель Михайлова В.С.) Минимальное количество баллов, установленных Рособрнадзором – 41. Все успешно преодолели порог.
Анализ учебной деятельности по предметам. Динамика успеваемости учащихся по истории за 2 года.
Динамика успеваемости учащихся по обществознанию за 2 года.
В качестве преподавания истории отмечается повышение качества знаний и стабильность качества успеваемости учащихся. Учителям ШМО следует обеспечивать стабильные результаты качества знаний, повышать качество знаний учащихся.
Анализ внеклассной работы ШМО. Внеклассная работа МО осуществлялась в течение учебного по различным направлениям согласно плану МО: - Ежегодно проводятся музейные уроки и экскурсии в школьный краеведческий музей и музей Боевой славы под руководством Козловой Т.И. - Приводилась поисково-исследовательская работа по пополнению экспонатов и оформлению школьного музея. Эта деятельность осуществлялась детским творческим объединением «Поиск», которым руководит Козлова Т.И. - Активное участие учителя МО принимали в творческих конкурсах и конференциях. Учитель Михайлова В.С. участвовала в окружном конкурсе «Учитель года 2017» стала финалистом и участвовала в зональном этапе конкурса. Козлова Т.И. участвовала в IV открытой городской научно-практической конференции «Новое поколение». Также она подготовила и представила доклад в рамках межрегиональной научно-практической конференции «Вопросы развития и достижения качества современного образования в условиях реализации военно-патриотического воспитания». - Учителя ШМО ведут целенаправленную работу с одаренными детьми, которые принимают участие в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня. Результаты школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016/2017 учебном году по истории: 7 -11 класс
Информация по участию учащихся и учителей в конкурсных мероприятиях по истории и обществознанию за 2016-2017 учебный год.
По сравнению с прошлым учебным годом наблюдается положительная динамика участия в различных конкурсах. - Одним из главных направлений внеклассной деятельности была подготовка и проведение внеклассных мероприятий, посвящённых юбилею Камышлинского района. При организации и проведении воспитательных мероприятий МО осуществляет тесное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования и библиотекой. Анализ методической работы МО показал, что методическая тема МО учителей истории и обществознания соответствует основным задачам, стоящим перед образовательным учреждением. Тематика заседаний МО отражает основные проблемные вопросы, которые стремятся решать учителя. В основном поставленные задачи методической работы на 2015-2016 учебный год выполнены. Но в работе МО существуют недостатки. Так выявлено, что не все учителя готовы пока к внедрению новых технологий, созданию индивидуальных образовательных маршрутов нуждающихся в помощи учителя школьников; не достаточно хорошо налажена система работы со способными и слабоуспевающими детьми. Анализируя работу МО школы, хотелось бы дать следующие рекомендации по работе в следующем учебном году: - конкретно планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта; - обеспечивать стабильные результаты качества знаний, повышать качество знаний учащихся - повышать уровень участия школьников в предметных олимпиадах различного уровня
Исходя из анализа методической работы за 2016 - 2017 учебный год, учитывая положительный опыт и имеющиеся недостатки: Признать работу ШМО в 2015-2016 учебного года удовлетворительной.
Рекомендации: 1. Продолжать использование в работе учителей современные педагогические технологии.
| |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1081 | |
Всего комментариев: 0 | |