Анализ работы школьного методического объединения учителей истории и обществознания ГБОУ СОШ села Камышла

Анализ работы школьного методического объединения

учителей истории и обществознания ГБОУ СОШ села Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области

за 2017-2018 учебный год.

 

В ШМО входят 4 учителя истории и обществознания:

2 учителя высшей квалификационной категории – Козлова Т.И. учитель истории (руководитель ШМО, руководитель ОМО СВУ и член УМО) и Михайлова В.С. учитель обществознания (завуч по УВР).

1 учитель первой квалификационной категории – Хасаншина Г.А. учитель истории и обществознания.

1 учитель – молодой специалист – Бадретдинова Г.Н. учитель истории и обществознания.

В школе сложился коллектив опытных учителей гуманитарного цикла, способных успешно реализовать поставленные задачи.

Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы в образовательных областях «История» и «Обществознание». Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, подготовку к ЕГЭ и ОГЭ. Таким образом, все рабочие программы соответствуют всем нормам и требованиям.

Все программы по предметам были пройдены в полном объеме в 2017-2018 учебном году. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками. Преподавание предметов осуществлялось в соответствие с базисным учебным планом, государственными стандартами, программами, а также методическими рекомендациями учителям-предметникам на 2017-2018 учебный год по истории и обществознанию. Используемые в образовательном процессе учебные программы и учебники соответствуют инструктивно-методическим письмам МОиН РФ.

Учителя истории работают по программе

 

5 класс - История древнего мира под ред. Вигасина А.А., издательство «Просвещение» 2015 год;

А.А. Данилов, О.Н. Журавлева «Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 классы», «Просвещение» 2016 год;

А.А. Данилов «Программа по истории России 6-9 классы», «Просвещение», 2009 год;

10 класс – А.А. Данилов «Примерная программа по истории России с древнейших времен до конца 19 в.» «Просвещение» 2012 год;

11 класс – А.А. Данилов «Примерная программа по истории России 20в.- начала 21в.» «Просвещение» 2012 год.

 

 

В 2017-2018 учебном году ШМО учителей истории и обществознания работали над методической темой:

Тема: Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС второго поколения

Цель: создание условий для формирования компетенций участников образовательного процесса.

Задачи:
-повышение теоретического, методического, профессионального уровня педагогического мастерства учителей;
-применение современных технических средств и методов обучения с целью оптимизации учебной деятельности;
-освоение инновационных форм проведения уроков с использованием новых технологий;
-организация работы с одаренными детьми;
-подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ, ГИА по истории и обществознанию;
-создание благоприятных условий для развития и саморазвития личности, для усвоения учениками системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, для осмысления нравственно-этических понятий и нравственных позиций;
-воспитание патриотизма, самостоятельности, инициативы, расширение творческого потенциала и кругозора учащихся.

1. Продолжить аналитико-диагностическую работу по отслеживанию процесса становления и развития нового качества образования в условиях введения ФГОС.

2.Продолжить создавать условия, обеспечивающие возможность выбора и реализации обучающимися школы индивидуальной образовательной траектории развития.

3. Развивать социализацию личности школьника средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования.

4. Усовершенствовать условия для развития профессионально - личностной компетентности педагогов школы, как решающего фактора становления и развития нового качества образования.

5.Создавать здоровьесберегающие условия для всех участников образовательного процесса.

Поставленные задачи по достижению цели успешно выполнялись на протяжении 2017-2018 учебного года.

 

Было проведено 4 плановых заседаний, в ходе которых обсуждались:

- анализ работы за 2016-2017 учебный год, план работы на 2017-2018 учебный год, рабочие программы и учебники по предметам, материалы для проведения административных контрольных работ, материалы для проведения школьных олимпиад, экзаменационные материалы для проведения промежуточной аттестации по истории, обществознанию.

Педагоги знакомились с новинками учебно-методической литературы; анализировались планирование учебного материала, учебных программ, результаты административных контрольных работ, ЕГЭ и ГИА.

На заседании МО также были рассмотрены следующие вопросы:

- Повышение качества образования в условиях модернизации системы образования

- обсуждение актуальных вопросов методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин в условиях ФГОС общего образования второго поколения.

- Современные образовательные технологии как средство достижения метапредметных, предметных и личностных результатов обучающихся в условиях введения ФГОС

- Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования.

- Итоги проведения декады истории и обществознания.

 

В 2017-2018 учебном году работа учителей ШМО была направлена на совершенствование педагогического мастерства в соответствии с методической темой. В течение учебного года велась активная работа над практической направленностью деятельности учащихся по формированию ключевых компетенций, применялись различные формы учебной и внеклассной деятельности с использованием современных педагогических технологий. Учителя ШМО работали над развитием навыков самостоятельной работы, при этом, осуществляя индивидуальный, личностно - ориентированный подход в обучении, продолжена работа с одаренными детьми, комплексно решались задачи воспитания и развития познавательного интереса у учащихся, развития творческого потенциала на уроках истории и обществознания. Своей плодотворной работой учителя ШМО стремились усилить роль истории и обществознания в формировании духовного богатства, гармонично развитой личности с высокими нравственными идеалами.

По линии методического объединения осуществлялся внутришкольный контроль над состоянием преподавания учебных дисциплин, за качеством знаний, умений и навыков учащихся, за выполнением обязательного минимума содержания образовательных программ, за состоянием школьной документации, использованием решений и поручений администрации.

План работы учителей секции предусматривал уроки коллективного посещения, внеклассную работу по предметам.

Учитывая организационные недостатки, тем не менее, каждый урок, мероприятия прошли на хорошем методическом уровне.

Деятельность МО планировалась и осуществлялась на основе современных требований к модернизации образования, внедрения в учебный процесс новых технологий и приёмов обучения. В плане работы МО учтены разнообразные формы организации деятельности ШМО:

  • заседания методического объединения;
  • творческие мастерские, отчёты учителей;
  • работа учителей над методической темой;
  • взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий;
  • педагогические семинары и курсы;
  • подготовка учащихся к школьным олимпиадам и творческим конкурсам;
  • открытые уроки, их самоанализ;
  • самообразование учителей.

Учителя истории постоянно работают над повышением своего профессионального мастерства, методического уровня, посещая курсы повышения квалификации, интернет - платформы: Дневник. Ru , Инфо - урок, портал «Первое сентября», «Школа цифрового века», вебинары, посещая семинары по предмету, выступая на заседаниях МО, педсоветах.

Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету.

Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы в образовательных областях «История» и «Обществознание». Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, подготовку к ЕГЭ и ГИА в новой форме. Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям.

Все программы были пройдены в полном объеме. Преподавание предметов осуществлялось в соответствие с базисным учебным планом, государственными стандартами, программами. Используемые в образовательном процессе учебные программы и учебники соответствуют инструктивно-методическим письмам МОиН РФ.

Широко использовались СОТ на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов. Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, создано большое количество презентаций к урокам.

Учителями МО создаются все условия для надлежащего обеспечения образовательного процесса. Соблюдается санитарно-гигиенический, тепловой, световой, противопожарный режим. МО учителей истории имеет свой ноутбук №8 (инв. № 110104000280) и лабораторию.

 

Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации.

Обучение

Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации. Учителя МО прошли дистанционную курсовую переподготовку по истории.

 

Ф.И.О. учителя

Сведения о курсовой переподготовке

1

Козлова Т.И.

 

2

Михайлова В.С.

 

3

Бадретдинова Г.Н.

 

 

Таким образом, в школе имеются необходимые условия для достижения хорошего уровня преподавания истории и обществознания.

Обобщение опыта

Методические разработки учителей-предметников находят отражение на страницах сайта ГБОУ СОШ с. Камышла и персональных сайтах учителей.

Опыт и разработки учителей нашли отражение в темах самообразования. Каждый учитель в течение учебного года работал над индивидуальной методической темой.

 

ФИО учителя

Тема самообразования

Козлова Т.И.

Метапредметный компонент в содержании исторического и обществоведческого образования в условиях ФГОС

Михайлова В.С.

Современный урок с позиций стандартов нового поколения

Хасаншина Г.А.

Использование современных технологий и информационных ресурсов в целях патриотического воспитания учащихся в ходе проведения мероприятий внеклассной работы

Бадретдинова Г.Н.

Ключевые компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС

 

Учителя активно делились опытом своей работы на заседаниях ШМО и семинарах. Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.

Учителями ШМО велась методическая работа, которая позволила им проводить уроки разных типов: уроки изучения нового материала, контроля знаний и умений, обобщения материала, уроки исследования, лабораторные и практические занятия, комбинированные уроки, уроки с использованием компьютерных технологий. Активно внедрялись в практику нетрадиционные уроки, которые позволяли выдвигать на первый план личность ученика, использовать импровизации, игровые виды деятельности, разные формы общения учителя с учеником, ученика с группой учащихся, с классом, что и стимулировало познавательную деятельность учащихся.

По итогам предметной декады истории и обществознания 2017-2018 учебного года хочется отметить добросовестную работу всех учителей МО.

 

Анализ работы по подготовке к итоговой аттестации.

Особое внимание в работе ШМО уделялось подготовке к ГИА и ЕГЭ. Изучалась нормативно-правовая и методическая документация, продолжилась работа по формированию банка КИМов и совершенствованию методики подготовки к данным видам аттестации. Подготовка к сдаче ЕГЭ осуществлялась на основе плана ШМО и индивидуальных планов учителей, составленных на основе общешкольного плана. В фойе школы были оформлены информационные стенды о ЕГЭ для учащихся и их родителей, велось ознакомление с изменениями в структуре экзаменационной работы и нормативно-правовой базе, проводились групповые и индивидуальные консультации, учащимися велись индивидуальные папки по подготовке к ЕГЭ. Козлова Т.И. входит в состав организаторов по проведению ГИА в СВУ.

 

Итоги сдачи ОГЭ по истории и обществознанию в 9 классе в 2018 году.

 

 

ВПР по истории в 5 и 6 классах показала хорошие результаты. По сравнению с прошлым годом результаты оказались выше.

 

Региональная проверочная работа по истории и обществознанию также показала хорошие результаты: Камышла – 7,63 Ст. Ермаково – 5,76 Байтуган – 6 Н. Усманово – 5,89.

 

Учителя истории с учащимися участвовали в международной акции на знание истории России по теме «Великая Отечественная война», где решали тесты.

 

Анализ внеклассной работы ШМО.

Внеклассная работа МО осуществлялась в течение учебного по различным направлениям согласно плану МО:

- Ежегодно проводятся музейные уроки и экскурсии в школьный краеведческий музей и музей Боевой славы под руководством Козловой Т.И.

- Приводилась поисково-исследовательская работа по пополнению экспонатов и оформлению школьного музея. Эта деятельность осуществлялась детским творческим объединением «Поиск», которым руководит Козлова Т.И.

- Активное участие учителя МО принимали в творческих конкурсах и конференциях. Козлова Т.И. участвовала в Межрегиональной научно-практической конференции «Вопросы развития и достижения качества современного образования в условиях реализации военно-патриотического воспитания» где представила доклад «Из опыта работы по реализации воспитательного проекта «Наследники памяти дедов и отцов», провела окружной семинар по Общественному проекту Приволжского федерального округа «Герои России». Так же участвовала в открытом районном семинаре СП «Созвездие» ГБОУ СОШ с. Камышла и представила опыт работы по теме «Историческое краеведение, как основа воспитания патриотизма»

 

- Учителя ШМО ведут целенаправленную работу с одаренными детьми, которые принимают участие в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Результаты школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2017/2018 учебном году по истории:

 

№ п.п.

Фамилия,

имя, отчество

Класс

Итоговые

баллы

ФИО учителя

 

Участие в окружном этапе всероссийской олимпиады школьников в 2017/2018 учебном году по истории не выявил победителей и призеров.

 

Информация по участию учащихся и учителей в конкурсных мероприятиях по истории и обществознанию за 2017-2018 учебный год.

 

 

По сравнению с прошлым учебным годом наблюдается положительная динамика участия в различных конкурсах и увеличение количества победителей и призеров.

- Одним из главных направлений внеклассной деятельности была подготовка и проведение внеклассных мероприятий, посвященных Году волонтера. При организации и проведении воспитательных мероприятий МО осуществляет тесное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования и библиотекой.

Таким образом, внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемому предмету, повышению образовательного уровня учащихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов. Однако в работе с одарёнными и сильными учащимися следует обратить внимание на привлечение большего количества учащихся к участию в олимпиадах по другим направлениям (обществознание, право, краеведение).

Анализ методической работы МО показал, что методическая тема МО учителей истории и обществознания соответствует основным задачам, стоящим перед образовательным учреждением. Тематика заседаний МО отражает основные проблемные вопросы, которые стремятся решать учителя. В основном поставленные задачи методической работы на 2017-2018 учебный год выполнены. Но в работе МО существуют недостатки. Так выявлено, что не все учителя готовы пока к созданию индивидуальных образовательных маршрутов нуждающихся в помощи учителя школьников; недостаточно хорошо налажена система работы со способными и слабоуспевающими детьми.

Анализируя работу МО школы, хотелось бы дать следующие рекомендации по работе в следующем учебном году:

- конкретно планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта;

- обеспечивать стабильные результаты качества знаний, повышать качество знаний учащихся;

- повышать уровень участия школьников в предметных олимпиадах различного уровня;

  • повышать уровень активности всех педагогов МО в различных профессиональных конкурсах.

Исходя из анализа методической работы за 2017 - 2018 учебный год, учитывая положительный опыт и имеющиеся недостатки:

Признать работу ШМО в 2017-2018 учебного года хорошей.

Рекомендации: 1. Продолжать использование в работе учителей современные педагогические технологии.

 

  1. Активизировать участие всех педагогов МО в мероприятиях различного уровня. Уделить внимание публикациям в педагогической печати и сети Интернет. Активно участвовать в интернет - форумах, педсоветах.
  2. Своевременно повышать квалификацию педагогов. Планировать прохождение курсов повышения квалификации.
  3. Активно участвовать в заседаниях окружного и областного методического объединения учителей истории, обществознания и права.
  4. Расширить охват обучающихся, принимающих участие в школьных олимпиадах и дистанционных олимпиадах.
  5. Обратить внимание на более четкое планирование и проведение открытых уроков в рамках декады.
  6. Вести своевременную работу по организации и анализу мониторинга качества знаний.
  7. Продолжить работу по самообразованию учителей школьного методического объединения учителей истории, обществознания, права
  8. Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.

 

 

 

 

Руководитель ШМО учителей истории и обществознания

 

ГБОУ СОШ с. Камышла __________(Козлова Т.И.)

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (27.08.2018)
Просмотров: 724 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0