Анализ работы школьного методического объединения учителей истории и обществознания ГБОУ СОШ села Камышла за 2015-2016 учебный год. Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед МО. В 2015-2016 учебном году ШМО учителей истории и обществознания работали над методической темой: Повышение профессиональной компетентности учителя как эффективное решение задач образования в условиях реализации ФГОС. Задачи: 1. Соответствие своей деятельности целям развития ученика, который сможет себя реализовать, будет уметь самостоятельно добывать необходимые знания, вырастет успешным и конкурентоспособным членом общества. 2. В работе учитывать, что основой современных образовательных стандартов является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, здоровьесберегающей, самообразования. 3. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках. 4. Продолжить активизацию научной организации деятельности педагогов на основе систематического мониторинга и диагностики своей деятельности и деятельности учащихся. 7. Совершенствовать систему подготовки учащихся к ЕГЭ. 8.Повышать качество образования и повышать интерес к историческим и обществоведческим дисциплинам, используя организации внеурочной и проектной деятельности учащихся и кружковую работу по предметам. 9. Патриотическое воспитание учащихся. Поставленные задачи успешно выполнялись на протяжении прошедшего учебного года. Было проведено 5 плановых заседаний, в ходе которых обсуждались: анализ работы за 2014-2015 учебный год, план работы на 2015-2016 учебный год, рабочие программы по предметам, материалы для проведения административных контрольных работ, материалы для проведения школьных олимпиад, экзаменационные материалы для проведения промежуточной аттестации по истории, обществознанию, учебники для использования в работе в 2015-2016 учебном году. Педагоги знакомились с новинками учебно-методической литературы; анализировались планирование учебного материала, учебных программ, результаты административных контрольных работ, ЕГЭ и ГИА. На заседании МО, кроме организационно-методических и учебно-методических, были рассмотрены следующие вопросы:
Ø Обсуждение базовых принципов проведения аттестации педагогических работников в 2015-2016 учебном году. Ø Современные образовательные технологии как средство достижения метапредметных, предметных и личностных результатов обучающихся в условиях введения ФГОС Ø Анализ уровня тревожности и работа с отстающими детьми. Ø Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования. Ø Анализ базисного учебного плана и учебно-методических комплектов с позиции требований ФГОС. Выбор образовательных технологий, направленных на формирование УУД. Ø Итоги проведения декады истории и обществознания. Ø Совершенствование форм и методов работы при подготовке учащихся к ЕГЭ в 11 классе (дискуссия). В 2015-2016 учебном году работа учителей ШМО была направлена на совершенствование педагогического мастерства в соответствии с методической темой. В течение учебного года велась активная работа над практической направленностью деятельности учащихся по формированию ключевых компетенций, применялись различные формы учебной и внеклассной деятельности с использованием современных педагогических технологий. Учителя ШМО работали над развитием навыков самостоятельной работы, при этом, осуществляя индивидуальный, личностно - ориентированный подход в обучении, продолжена работа с одаренными детьми, комплексно решались задачи воспитания и развития познавательного интереса у учащихся, развития творческого потенциала на уроках истории и обществознания. Своей плодотворной работой учителя ШМО стремились усилить роль истории и обществознания в формировании духовного богатства, гармонично развитой личности с высокими нравственными идеалами. По линии методического объединения осуществлялся внутришкольный контроль над состоянием преподавания учебных дисциплин, за качеством знаний, умений и навыков учащихся, за выполнением обязательного минимума содержания образовательных программ, за состоянием школьной документации, использованием решений и поручений администрации. План работы учителей секции предусматривал уроки коллективного посещения, внеклассную работу по предметам. Учитывая организационные недостатки, тем не менее, каждый урок, мероприятия прошли на хорошем методическом уровне, посеяли в душах детей ростки доброты, любознательности, познавательной активности, положительных эмоций, заслужили высокие оценки коллег.
Деятельность МО планировалась и осуществлялась на основе современных требований к модернизации образования, внедрения в учебный процесс новых технологий и приёмов обучения. В плане работы МО учтены разнообразные формы организации деятельности ШМО:
Анализ педагогических кадров. В методическое объединение входят 3 учителя – Козлова Татьяна Ивановна – учитель истории и краеведения, руководитель ШМО, руководитель ОМО и член УМО, Хасаншина Гулюзя Ахметовна – учитель истории и обществознания, Михайлова Валентина Сергеевна – учитель обществознания. Учителя имеют высшее образование по специальности, высшую квалификационную категорию. В данном учебном году подтвердила свою высшую категорию Козлова Т.И.. Таким образом, в школе сложился коллектив опытных педагогов гуманитарного цикла, способных успешно реализовать поставленные задачи. Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету. Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы в образовательных областях «История» и «Обществознание». Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, подготовку к ЕГЭ и ГИА в новой форме. Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям. Все программы были пройдены в полном объеме. Преподавание предметов осуществлялось в соответствие с базисным учебным планом, государственными стандартами, программами. Используемые в образовательном процессе учебные программы и учебники соответствуют инструктивно-методическим письмам МОиН РФ. В 2015-2016 г. учителя МО работали над совершенствованием кабинетной системы. Широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов. Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, создано большое количество презентаций к урокам. Учителями МО создаются все условия для надлежащего обеспечения образовательного процесса. Соблюдается санитарно-гигиенический, тепловой, световой, противопожарный режим. МО учителей истории имеет свой ноутбук и лабораторию.
Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации. Обучение Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации. Учителя МО прошли дистанционную курсовую переподготовку по истории. Таким образом, в школе имеются необходимые условия для достижения хорошего уровня преподавания истории и обществознания. Обобщение опыта 1. Методические разработки учителей-предметников находят отражение на страницах сайта ГБОУ СОШ с. Камышла и своих сайтах(У каждого педагога есть персональный сайт). 2. Опыт и разработки учителей нашли отражение в темах самообразования. Каждый учитель в течение учебного года работал над индивидуальной методической темой в соответствии с методической темой ШМО. Козлова Т.И продолжила активную работу по теме «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время». Хасаншина Г.А. осуществляла работу над темой «Компетентностный и деятельностный подходы в преподавании истории и обществознания». Учителя активно делились опытом своей работы на заседаниях ШМО и семинарах. Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.
3. Учителями ШМО велась методическая работа, которая позволила им проводить уроки разных типов: уроки изучения нового материала, контроля знаний и умений, обобщения материала, уроки исследования, лабораторные и практические занятия, комбинированные уроки, уроки с использованием компьютерных технологий. Активно внедрялись в практику нетрадиционные уроки, которые позволяли выдвигать на первый план личность ученика, использовать импровизации, игровые виды деятельности, разные формы общения учителя с учеником, ученика с группой учащихся, с классом, что и стимулировало познавательную деятельность учащихся. Аналитическая справка по итогам предметной декады истории и обществознания. (ГБОУ СОШ с. Камышла) Предметная декада истории и обществознания проходила с 18.04 по 28.04 2016 года согласно утвержденному плану. Тема декады: «165-летие Самарской губернии 25-летие Камышлинского района». Цель проведения декады: - развитие познавательного интереса школьников к изучению родного края, особенностях своей местности; - подержать интерес к учебной и исследовательской деятельности; - воспитание чувства патриотизма и любви к малой Родине, чувства прекрасного. Для достижения поставленной цели перед школьными методическими объединениями были поставлены следующие задачи: -привлечь всех учащихся для организации и проведения декады; -провести в каждой параллели мероприятия, содействующие развитию активной познавательной деятельности учащихся при изучении родного края; -организовать самостоятельную индивидуальную или коллективную практическую деятельность учащихся. Прогнозируемый результат: - приобретение знаний по истории своего народа, родного края, углубление чувства патриотизма, любви к Родине, воспитание в духе интернационализма, повышение общего культурного и эстетического уровня учащихся, жалеть, сохранять и любить природу родного края; - развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, уступчивости, инициативности, толерантности; развитие осознанных мотивов учения, побуждающих к активной познавательной деятельности. На заседании МО был составлен и утвержден план декады.
План работы декады истории и обществознания (18 – 28 апреля 2016 год) Тема: 165-летие Самарской губернии, 25-летие Камышлинского района. 1.Конкурс стенгазет (5-11 классы). 2.Выставка книг в библиотеке по теме. 3.Выставка фотографий (5-11 классы). 4. Общешкольное мероприятие «Ой, ты Родина, край наш Самарский, родной!» (5-11 класс) 5. Викторина «165-летие Самарской губернии» (8 классы). 6. Конкурс на лучшую тетрадь по истории (6 классы). 7. Экскурсии в школьный музей (5-11 классы). Участниками предметной декады были учащиеся школы с 5 по 11 класс и учителя истории и обществознания, работающие в 5-11 классах. Все запланированные мероприятия были посвящены родному краю. Декада началась с торжественной линейки, на которой была озвучена тематика декады, планируемые мероприятия. - В начале декады было объявлено учащимся 5-11 классов о конкурсе стенгазет. Ребята с удовольствием приняли участие в этом мероприятии. Самыми активными признали учащихся 5 – 7 классов. Жюри, состоящее из учеников и учителей школы, признало победителей по итогам этого конкурса - 7б класс. - Руководитель школьного музея Козлова Т.И. организовала экскурсии для обучающихся 5-11 классов в школьный музей и школьную библиотеку, где ребята познакомились с творчеством и жизнью нашего села в разные периоды истории. - Конкурс на лучшую тетрадь по истории в 6-х классах, стимулировал учащихся к более аккуратному ведению рабочих тетрадей и воспитания культуры письма, а также выявления самых аккуратных, соблюдающих орфографический режим учащихся. - Активные учащиеся 5-11 классов организовали фотогалерею «Родной край Камышлинский».
- Общешкольное мероприятие «Ой, ты Родина, край наш Самарский, родной!» для 5-11 классов было организовано учителем обществознания Михайловой В.С. Мероприятие прошло в актовом зале интересно и увлекательно. Учащиеся познакомились с деятелями культуры 18-20 вв. Самарского края. - Викторина «165-летие Самарской губернии» среди 8-х классов прошла занимательно. Хасаншина Г.А. подготовила интересные задания и вопросы. Лучшие знания по истории в викторине показал 8 «Б» класс, занявший 1 место. Проведенные на должном методическом уровне мероприятия вызвали у учащихся интерес, активизировали познавательную активность, углубили и закрепили знания, полученные на уроках. Проведение предметной декады сопровождалось наглядной информацией, располагающейся в школьной рекреации и учебных кабинетах – плакаты, рисунки детей, лучшие проекты, высказывания знаменитых людей и т.д. Чтобы повысить интерес школьников к проведению Декады в будущем, была организована линейка с приданием широкой гласности отличившихся в ней учащихся и их поощрением. Ребята остались довольны проведенными мероприятиями, получили удовлетворение от удачных ответов, от интересных и познавательных заданий. Хочется отметить высокую активность и заинтересованность школьников. Необходимо отметить, вовлечение всех учащихся в общую, совместную работу по подготовке и проведению мероприятий, что способствует воспитанию у них любви к Родине, к родному краю через изучение его истории и природы, пробуждению национального самосознания, духовного характера, глубинной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу. Подобные мероприятия способствуют формированию у учащихся общечеловеческих ценностей на основе духовных ценностей жителей родного края, активной жизненной позиции на основе коллективной работы школьников, участии их в интересном и полезном для общества деле. Все это благодаря слаженной работе всех учителей МО. Все мероприятия были направлены на повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию жизни и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации. Ученик мог проявить свою фантазию, артистизм, творчество и знания по данному предмету, а через игру у ребят воспитывался интерес к родному краю и нравственная культура. При проведении декады была выявлена низкая активность ребят основной школы в конкурсах, требующих самостоятельной домашней подготовки.
Рекомендации: 1. Создать методическую копилку, включающую в себя разработки мероприятий, проведённых в течение декады; 2. Разместить материалы декады на школьном сайте. 3. Отметить добросовестную работу и выразить благодарность всем учителям, принявшим активное участие в подготовке и проведении предметной декады. Выводы:
-созданы условия для демонстрации и публичного представления уровня профессионализма педагогов школы; - проявилась активная творческая позиция и инициатива педагогов, раскрыт их творческий потенциал; - декада актуализировала и способствовала формированию умений, характеризующих деятельность современного педагога: умения анализировать, обобщать, представлять свои идеи, и опыт педагогической деятельности, коммуникативных и исследовательских умений; - созданы условия для учителей и учеников по овладению ключевыми компетенциями (исследовательским и, коммуникативными, социально-личностными, компетенциями организаторской деятельности и сотрудничества). - привлечено внимание к предметам учащихся и активизирована их творческая и познавательная деятельность; -представлены возможности публичного выступления. Предложения:
В следующем учебном году необходимо продолжить работу по внедрению активных форм самостоятельной работы учащихся, по повышению своего самообразования, проведению обучающих семинаров, знакомству с опытом работы лучших педагогов, обобщению собственного опыта в рамках различных профессиональных конкурсов. Анализ работы по подготовке к итоговой аттестации. Особое внимание в работе МО уделялось подготовке к ГИА по новой форме и ЕГЭ. Изучалась нормативно-правовая и методическая документация, продолжилась работа по формированию банка КИМов и совершенствованию методики подготовки к данным видам аттестации. Главное внимание уделялось подготовке к ЕГЭ, так как учащиеся 9-х классов не выбрали экзамен по новой форме по истории и обществознанию. Подготовка к сдаче ЕГЭ осуществлялась на основе плана ШМО и индивидуальных планов учителей, составленных на основе общешкольного плана. В фойе школы были оформлены информационные стенды о ЕГЭ для учащихся и их родителей, велось ознакомление с изменениями в структуре экзаменационной работы и нормативно-правовой базе, проводились групповые и индивидуальные консультации, учащимися велись индивидуальные папки по подготовке к ЕГЭ. В течение года было проведено две репетиционные работы ЕГЭ по истории и обществознанию. Итоги этих работ анализировались и обсуждались на заседаниях МО, доводились до сведения учащихся и их родителей, велась работа над ошибками. Козлова Т.И. входит в состав организаторов по проведению ГИА в СВУ. Итоги сдачи ОГЭ по истории и обществознанию в 9 классе в 2016 году. (учитель Хасаншина Г.А.) Экзамен по истории в 9 классе выбрали три ученика. Все успешно преодолели порог. По обществознанию сдавали 28 учеников. Итоги сдачи ЕГЭ по истории в 2016 году. (учитель Хасаншина Г.А.) Минимальное количество баллов по истории, установленных Рособрнадзором в 2016 г. – 30.
Анализ итогов репетиционных работ и экзаменационной работы ЕГЭ по истории и обществознанию показывает на экзамене более высокий уровень качества знаний учащихся, чем в течение года. Итоги сдачи ЕГЭ по обществознанию в 2016 году. (учитель Михайлова В.С.) Минимальное количество баллов, установленных Рособрнадзором – 41
Анализ учебной деятельности по предметам. Динамика успеваемости учащихся по истории за 2 года.
Динамика успеваемости учащихся по обществознанию за 2 года.
В качестве преподавания истории отмечается повышение качества знаний и стабильность качества успеваемости учащихся. Учителям ШМО следует обеспечивать стабильные результаты качества знаний, повышать качество знаний учащихся. Анализ внеклассной работы ШМО. Внеклассная работа МО осуществлялась в течение учебного по различным направлениям согласно плану МО: - Была проведена серия музейных уроков и экскурсий в школьный музей под руководством Козловой Т.И. - Приводилась поисково-исследовательская работа по пополнению экспонатов и оформлению школьного музея. Эта деятельность осуществлялась детским творческим объединением «Поиск», которым руководит Козлова Т.И. - Активное участие учителя МО принимали в творческих конкурсах и конференциях. Учитель Хасаншина Г.А. участвовала в окружном конкурсе «Учитель года 2016» и стала финалистом. - Учителя ШМО ведут целенаправленную работу с одаренными детьми, которые принимают участие в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня. Результаты школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2015/2016 учебном году по истории: 5 класс
Информация по участию учащихся и учителей в конкурсных мероприятиях по истории и обществознанию за 2015-2016 учебный год.
По сравнению с прошлогодним учебным годом наблюдается снижение участия в различных конкурсах. - Одним из главных направлений внеклассной деятельности была подготовка и проведение внеклассных мероприятий, посвящённых юбилею Камышлинского района. При организации и проведении воспитательных мероприятий МО осуществляет тесное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования и библиотекой. Таким образом, внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемому предмету, повышению образовательного уровня учащихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов. Однако в работе с одарёнными и сильными учащимися следует обратить внимание на привлечение большего количества учащихся к участию в олимпиадах по другим направлениям (обществознание, право, краеведение). К недостаткам работы МО следует отнести недостаточное участие учащихся и учителей в творческих конкурсах различного уровня. Анализ методической работы МО показал, что методическая тема МО учителей истории и обществознания соответствует основным задачам, стоящим перед образовательным учреждением. Тематика заседаний МО отражает основные проблемные вопросы, которые стремятся решать учителя. В основном поставленные задачи методической работы на 2015-2016 учебный год выполнены. Но в работе МО существуют недостатки. Так выявлено, что не все учителя готовы пока к внедрению новых технологий, созданию индивидуальных образовательных маршрутов нуждающихся в помощи учителя школьников; не достаточно хорошо налажена система работы со способными и слабоуспевающими детьми. Анализируя работу МО школы, хотелось бы дать следующие рекомендации по работе в следующем учебном году: - конкретно планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта; - обеспечивать стабильные результаты качества знаний, повышать качество знаний учащихся - повышать уровень участия школьников в предметных олимпиадах различного уровня - повышать уровень активности педагогов в различных профессиональных конкурсах. Исходя из анализа методической работы за 2015 - 2016 учебный год, учитывая положительный опыт и имеющиеся недостатки, необходимо в новом учебном году работу МО направить на рассмотрение темы: «Повышение качества образования в условиях модернизации системы образования» Цель МО: создание условий для формирования компетенций участников образовательного процесса. Задачи МО: А также: 1. Продолжить аналитико-диагностическую работу по отслеживанию процесса становления и развития нового качества образования в условиях введения ФГОСа. 2.Продолжить создавать условия, обеспечивающие возможность выбора и реализации обучающимися школы индивидуальной образовательной траектории развития. 3. Развивать социализацию личности школьника средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования . 4. Усовершенствовать условия для развития профессионально - личностной компетентности педагогов школы, как решающего фактора становления и развития нового качества образования. 5.Создавать здоровьесберегающие условия для всех участников образовательного процесса.
Руководитель МО учителей истории и обществознания __________(Козлова Т.И.)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 776 | |
Всего комментариев: 0 | |