Музееведение

Социальный проект

по созданию в школьном музее экспозиции Боевой Славы

«Участники локальных войн и военных конфликтов живут среди нас».

                                     

 

    Участники проекта:  ученики 9 класса

     Координатор  группы: Козлова Т.И.,учитель истории  и обществознания                                                                                                                                                                                                                                                                

 

        События последнего времени подтвердили, что социальное деление общества, утрата духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения района, резко снизили воспитательное воздействие образования как важнейшего фактора формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

 

В 2010-2011 учебном году, в связи с внедрением новой воспитательной программы «Я – Гражданин России»,  приоритетной воспитательной задачей МОУ Камышлинской СОШ стало патриотическое воспитание.

Проведя  социологический опрос уч-ся  5-11 классов, нами выявлена проблема в нашей школе – низкий уровень сформированности чувства патриотизма, падение престижа службы  в рядах Вооруженных сил России.

 

Социологический опрос

-Нужно ли служить в армии и защищать наше Отечество?

 

35% - ДА                     65% - НЕТ

Решение проблемы мы видим в создании школьного музейного уголка Боевой Славы участников локальных войн и военных конфликтов,  который предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, патриотическое воспитание учащихся.

Ни для кого не секрет, что экспонаты музея, отражающие реальные события и реальных людей производят большое впечатление, являются одним из действенных средств  гражданско-патриотического воспитания школьников. Поэтому было принято решение систематизировать все материалы и создать экспозицию Боевой Славы участников локальных войн в школьном музее.

Актуальность  и важность проблемы для нашей школы.

Для чего мы выбрали эту проблему? В первую очередь для того, чтобы разбудить у девчонок и мальчишек патриотизм, уважение и любовь к родному селу. Ведь  будущее этого села и страны зависит именно от нас.

Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы будем выполнять ее с любовью и добротой.

Чувство патриотизма – это не только уважение к истории своей страны, к её великим событиям и людям, это и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живёшь, к тем людям, которые тебя окружают. В нашем селе живёт много ветеранов локальных войн и военных конфликтов, мы уже привыкли к официальным встречам с ними. Но ведь это – молодые люди, многие из них – родители наших учеников.

Цель проекта: создание школьного музейного уголка Боевой Славы участников локальных войн и военных конфликтов.

Задачи проекта:

- Укрепление связей между школьной детской организацией и Камышлинского районного отделения  Самарской областной организации общероссийской общественной  организации «Российский Союз ветеранов Афганистана»

(КРОСООООО «РСВА») под председательством Бадыкова Р.Р..

- воспитывать патриотическое сознание школьников, развивать их гражданскую сознательность и инициативность через проведение внеклассных мероприятий и встреч с интересными людьми.
-становление активной гражданской позиции у участников проекта посредством реализации проекта.

  Уголок Боевой Славы участников локальных войн  призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Музейный уголок обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.
 

Задачи музейного уголка Боевой Славы:


   - Развитие патриотического сознания, чувства любви к Родине, ощущения генетической связи с предшествующими поколениями защитников и созидателей Отечества.
   - Формирование гражданственности, чувства гордости за свою страну, стремления внести свой вклад в ее возрождение.
   - Формирование толерантности в общении с представителями других культур.
   - Расширение общекультурного кругозора учащихся, углубление представлений об исторических событиях, быте и хозяйственной деятельности народа.
   - Воспитание на примере жизни и деятельности выдающихся людей, имеющих отношение к данной школе, селу.


Сбор и анализ информации (этапы работы учащихся).

 

1.Изучение нормативно-правовой базы.

2.Социологический опрос разных возрастных групп.

3.Анализ материалов СМИ:

 поиск материалов в Интернете;

сотрудничество с районной газетой «Камышлинские известия».

4.Встречи, интервью с компетентными специалистами.

 

Этап 1.Изучение нормативно-правовой базы.

Учащиеся изучили:

-Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"

-Постановление Правительства РФ №537 от 14 июля 2001 г. «О сооружении в г. Москве памятника погибшим воинам-интернационалистам».

Организация деятельности музейного уголка боевой славы во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:

  - Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" от 11 июля 2005 года № 422;
   - Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" от 10 февраля 1995 г;

Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"

 

Вывод: Вся наша работа  осуществлялась в соответствии с законами РФ. Законы РФ позволяют сохранять и приумножать исторические памятники культуры.

 

Этап 2.Социологический опрос разных возрастных групп.

 

-Нужен ли школе музейный уголок

Боевой Славы участников локальных войн и военных конфликтов?

 

 

И оказалось НУЖЕН !

Социологический  опрос показал необходимость создания уголка Боевой Славы в школьном музее.

 

Вывод: Социологический  опрос показал необходимость создания уголка Боевой Славы в школьном музее.

 

 

 

Этап 3.Анализ материалов СМИ и интернет ресурсов:

 

 -поиск материалов в Интернете;

-сотрудничество с районной газетой «Камышлинские известия».

Учащиеся решили изучить локальные войны по Интернету по адресу:

ru.wikipedia.org

http://www.museum.ru/  и создать два информационных стенда о локальных войнах, которые будут дополнять экспозицию  Боевой Славы.

 

Вывод: Эти войны принесли много жертв и разрушений. Надо  стараться избегать в будущем таких конфликтов.

 

Сотрудничество с районной газетой «Камышлинские известия».

Учащиеся написали статью в районную газету.

 

4. Встречи и интервью с компетентными органами:

Учащиеся встретились с членами  Камышлинского районного отделения  Самарской областной организации общероссийской общественной  организации «Российский Союз ветеранов Афганистана»

(КРОСООООО «РСВА») под председательством Бадыкова Р.Р. с просьбой помочь в создании экспозиции Боевой Славы.

Встреча учащихся ГБОУ СОШ с. Камышла

 с  ветеранами локальных войн и военных конфликтов.

 

Программа наших действий по решению проблемы.

 

- Обращение в Камышлинское районное отделение  Самарской областной организации общероссийской общественной  организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» (КРОСООООО «РСВА») под председательством Бадыкова Р.Р.

- Составление биографий ветеранов локальных войн.

- Сбор экспонатов.

-  Оформление уголка Боевой Славы.

-  Проведение мероприятия и экскурсий.

 

Обратились к  Главе сельского поселения Камышла Сафину З.А. Собранию представителей сельского поселения Камышла,

Совету предпринимателей сельского поселения Камышла.

Обращение.

 К вам обращаются члены Совета школьного музея МОУ Камышлинская СОШ.

   С 2008 года на базе нашей школы силами педагогов, учащихся, общественности был создан школьный музей.

Роль этого музея в деле воспитания подрастающего поколения велика. Музей-это целая история, это-жизнь наших предков, наша с вами жизнь. Это память  о наших ветеранах, о быте наших народов, о наших с вами нравах, обычаях и традициях:

В музее много готовых экспонатов, старых, собранных у поселения предметов старины. Но для музея этого недостаточно. Пока живы наши ветераны, энтузиасты, помогающие развивать музей, как председатель Совета ветеранов поселения Камышла Бадретдинов М.М., наши умельцы по изготовлению домашней утвари, орудий труда необходимо заказать их, чтобы сохранить всё это для наших потомков.

   Но для этого необходимо иметь денежные средства. В образовательном учреждении на эти цели их нет.

   Убедительно просим вас помочь нам в этом важном деле, поддержать это хорошее начинание.

- Составление биографий ветеранов локальных войн.

          С целью увековечивания в памяти поколений героический подвиг каждого участника локальных войн ребята провели поисково-краеведческую работу. Ребята собирали воспоминания, фотографии, материалы  об участниках войны. Были собраны  газетные статьи, семейные архивы. Для сбора воспоминаний составили анкеты:

 

1.ФИО.

2.Год и место рождения.

3.Состав семьи.

4.Когда и в каком возрасте призван в Армию

5.На каких фронтах воевал, в каких войсках, в каком звании

6.Имеются ли награды и ранения.

7.С кем из земляков воевал.

   Время заполнения анкеты.

 

Учащиеся составили биографии камышлинцев – участников локальных войн.

 

Мифтахов  Раиль  Равильевич родился  в 1962 году в  с.Камышла.  Учился в Камышлинской средней школе, окончил в 1980 году.

Служил в Демократической Республике Афганистан в 1981-1983гг., мотострелковом полку Сухопутных войск. Стрелок, миномётчик, гранатомётчик. Звание младший сержант.

Боевые награды: Орден “Красной звезды”, медаль “За боевые заслуги”.

Участвовал в рейдах и больших операциях в северном Афганистане, в районе городов Файзабад, Бахарак, Багром и на севере Пакистанской границы.

Государственный инспектор отдела лесного контроля,  государственного пожарного надзора в лесах и охотничьего надзора.

Женат. Имеет двоих детей.

 

Гарипов Раиль Равгатович родился 27 сентября 1968 года, в селе Камышла.  С 1976 по 1986 года учился в Камышлинской средней общеобразовательной школе. В 1987 году был призван в ряды советской армии. С 17 мая 1987 года по ноябрь 1987 года проходил учебку в городе Термез Узбекской ССР. С ноября 1987 года  по февраль 1989г проходил службу в Республике Афганистан. 13 февраля был вывод. После вывода, с февраля 1989г по апрель 1989г служил  в г.Кушка Туркменской ССР. Служил в автомобильном батальоне (водителем). Ранений не было. Звание рядовой. Женат, отец двоих детей.

Рашкин Александр Дмитриевич родился 20 февраля  1970 г в селе Камышла Клявлинского района Куйбышейской области. Учился: Ульяновский книжно- кооперативный техникум факультет «Правоведение». С 1988 по 190 год служил в рядах Советской армии (ныне Российской армии). Службу проходил в отдельном полку тяжелых машин Прибалтийского военного округа. Служил в должности заместителя командира взвода в звании старшего сержанта. В период прохождения службы в рядах советской армии в боевых действиях не участвовал, ранений не имеет. С 1992 по настоящее время проходит службу в отделе внутренних дел Камышлинского района в должности старшего следователя в звании майора юстиции. В 2001 году принимал участие в контр террористической операции на Северном Кавказе в составе временного отдела внутренних дел Введенского района Чеченской республики. Является ветераном боевых действий, ранений не имеет.

 

Шарипов Ростам Фагимович родился в 1954 году, в селе Бакаево Северного района Оренбургской области. Учился в Камышлинской средней школе. Закончил медицинский институт города Куйбышев. После окончания института работал в Тайге, в колонии для осуждённых. Там был начальником медицинской службы. Сейчас же работает в Камышлинской ЦРБ, врачом–терапевтом участковым. Так же заведующим поликлиники. Начинал работу в вооружённых силах СССР. Служил в авиации. Имел звание подполковника. Потом стал врачом части. Принимал участие в боевых действиях в Афганистане, в составе контингента. Ранений нет. Женат имеет двоих детей.

И др.

 - Сбор экспонатов.

-  Оформление уголка Боевой Славы.

Оформленные стенды и экспонаты экспозиции Боевой Славы

 

 

                      

 

 

 

 

Результатом проекта стало:

- создание в школьном музее уголка Боевой Славы участников локальных войн и проведение мероприятия в музее, с использованием созданной экспозиции Боевой Славы.

           Итак, мы считаем, цель нашего проекта достигнута, так как в школьном музее создана экспозиция Боевой Славы участников локальных войн, имеющая значительное число экспонатов, активно используемых в образовательном процессе школы, социуме с. Камышла.

            От этой работы над проектом мы получили большое удовольствие. Мы  видели благодарные лица людей, которых  опрашивали. Им было радостно, так как они понимали, что не только они будут знать, но и их дети, внуки и правнуки. Наше участие в работе над проектом, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогло нам узнать историю локальных войн изнутри, понять, как много сил вложили наши ветераны. Это воспитывает уважение к подвигу земляков, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.

 

Учащиеся провели мероприятие в музее.

 

    

 

Сценарий мероприятия «Афганистан - наша память и боль».

 

Цель: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное время.

Задачи:

Формирование чувства гордости за свой народ и страну.

Воспитание Духа ответственности и служения, любви и преданности Отечеству.

Развитие стремления к усвоению общечеловеческих норм морали (доброты, справедливости, терпимости, правдивости, веры в созидательные возможности человека, чести и совести).

Мероприятие проводится в музее.

 

Ход мероприятия:

1 Ведущий: Мы собрались сегодня с вами, чтобы чествовать воинов – ветеранов афганской войны. Как бы не менялось отношение общественности к этому факту нашей истории, люди, вынесшие на себе груз войны, прошедшие сквозь её огонь были и останутся для нас героями, достойными преклонения. Не осквернит наша память тех, кто не вернулся с войны.

Для нас воины- афганцы стоят в одном ряду с теми, кто защищал Родину в годы ВОВ. Потому что это – герои,  которые искренне верили, что выступают в интересах Родины, той которой они доверяли, которую любили.

 

Звучит стихотворение И. Морозова «Родина» и песня группы «Любэ» - «Позови меня».

Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу,
Пред тем как сойдёшься за праздничный стол.
Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,
Кто берег тебя вечно и в вечность ушёл.
Помяни на засыпанных пылью и пеплом,
Пулемётами врезанных в скальную твердь.
Запиши нас в историю горестной былью.
И рубцом материнское сердце отметь.
Помяни нас, Россия, и злых, и усталых,
Одуревших от зноя, без сна, без воды.
Отмеряющих жизнь от привала к привалу.
От звезды до звезды, от беды до беды.
Помяни нас и гордых атакой победной,
Ни на шаг не сошедших со взятых вершин.
Не трибунною речью, не строчкой газетной-
На великих скрижалях любви запиши.
Помяни нас, Россия, в извечной печали,
Златорусую косу свою расплети.
Мы оставшимся помнить и жить завещали,
Жить, как прожили мы – для тебя!

 

2 Ведущий: С понятием Родина мы связываем самое дорогое, что может быть у человека – это родной дом, семья, друзья, любимые.Человек, оказавшийся в дали от всего этого, очень остро ощущает боль от разлуки. Тем более, если его окружают в этот момент – война, жестокость, смерть.

 

Звучит стихотворение «Этот мир без тебя…» и песня «Афганская сказка».


 

Этот мир без тебя –
Просто серые скалы.
От палящего солнца
Не спрятаться в тень.
Здесь чеченские бурки
Стерегут перевалы
И в тревожных рассветах
Рождается день.

Этот мир без тебя
Перечеркнут ракетой,
И погибшим друзьям
Не закончиться счёт.
Здесь измерена жизнь
Пулеметною лентой,
Караванной тропою и чем – то еще.

Этот мир без тебя –
После рейдов усталость,
Недописанных писем
Скупые слова.
Здесь в сердцах уживаются
Ярость и жалость
И по - прежнему в душах
Надежда жива.

Этот мир без тебя
Неизменен и вечен –
Без случайных разлук
И нечаянных встреч.
Здесь ремни автоматов
Врезаются в плечи
И звучит иностранная
Странная речь.

Этот мир без тебя,
Он расколот войною.
Эхо выстрела скачет по склонам крутым.
Этот мир без тебя все же полон тобою,
И становишься ближе
Далекая ты.


 

 

Звучит песня группы «Любэ» - «Главное, что ты есть у меня» .

 

1 Ведущий: Душа человека никогда не смирится с теми страшными вещами, которые происходят на войне. Поэтому стихи и песни, рожденные на войне, переполнены самыми светлыми человеческими чувствами, способными выжить в жестоком огне войны. Особое преклонение заслуживают матери воинов – афганцев. Ничто несравнимо с той болью, которую они пережили с уходом сыновей на войну. Ничем не оплатить страдания той матери, которая потеряла своего сына.

 

Звучит стихотворение Н. Некрасова «Внимая ужасам войны».


 

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где – то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слёзы –
То слёзы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…


 

 

2 Ведущий: Давайте и мы почтим минутой молчания тех, кто не вернулся с войны. Минута молчания. ( Зажигается свеча. Звучит музыка « Аве, Мария».)

 

Звучит стихотворение В. Фомичева «Как тяжело, когда хоронят юных».


 

Как тяжело когда хоронят юных!..
Ах, не вчера ли в школу он ходил,
Перебирал твои, гитара, струны,
Был весел, оживлен, с друзьями мил?
И что ж? Они несут его в могилу
Все одноклассники, иная молодежь.
Портрет того, кто рано нас покинул,
Невеста держит. Да, он был хорош!
Любил он мать, отца, работу, солнце.
Не жулик он, не мразь, а крепь

 

страны.
Не потому ль так сердце мое рвется,
Как с лучшим я прощаюсь из родни.
Гляжу, скорбя, на тихую окрестность;
На солнце, что как древней сказки щит.
Несправедливо, что любовь не спелась
И что бедою красный день кричит!

 


 

 

1 Ведущий: (под классическую музыку)

Общее число погибших за 10 лет с 1979 по 1989 годы войны составило 13833 человека. Самым гибельным был 1984 год. Погибло 2343 воина. У афганцев есть мечта поставить два совершенно одинаковых памятника: первому и последнему погибшему в афганских событиях. Первым был майор Бизюков Николай Яковлевич военный советник, убит в гражданском мятеже в марте 1979 года. И никто не знает, кто станет последним…

Афганцы, вернувшиеся с войны не забудут своих боевых товарищей, своих командиров.

 

2 Ведущий: Тот, кто побывал в Афганистане, да и вообще на войне сумели многое понять. Понять и переоценить в жизни.

 

Звучат стихотворение  А. Позднякова «В последний раз ударил пулемет».


 

В последний раз ударил пулемет
И замолчал. Над дымом и туманом
Кровавый коршун медленно плывет –
И падает на пыльный труп душмана.
Они теперь воротятся назад.
А мы опять средь них не различили
Угрюмый призрак гордого Шамиля,
И кто для нас теперь Хаджи – Мурат.
И не унять мучительную рану, -
Так глубоко вошел в нее свинец.
Пусть о войне незнающий отец
Запомнит, - он отлит за океаном.
Запомнит пусть печальная вдова,
Пусть, впрочем, тем утешится в печале,
Что память вечной может быть едва ли
И что печаль России не нова…
И что высокие красивые слова
У нас давно так страшно не звучали.

 


 

1 Ведущий: Только на грани жизни и смерти можно вполне оценить, что такое жизнь и как она хороша, научиться ценить каждое мгновенье в жизни, каким бы обыденным оно не казалось. Вот почему люди, уже в 20 лет испытавшие ужасы войны, так мужественны и одновременно так чувствительны к любым проявлениям жестокости и несправедливости.

Война воплощает в себе все самое страшное, жестокое, все самое противоречащее человеческой сути. Человек рожден, чтобы жить, любить и радоваться. И поэтому мы вправе задать эти вопросы: « Зачем и кому нужны войны? По какому закону один человек вправе убивать другого? Как заплатить за боль, страдания, поломанные судьбы, причиной которых становятся войны?». К сожалению, главный вопрос: « Быть или не быть войне?» - решает не тот, кто несет на себе реальный груз.

И поэтому не стихают до сих пор войны на этой земле.

 

Звучит стихотворение Д. Гомбожава «Война».

 


 

Война – это гибель всего родного:
               кров без людей,
               люди без крова.
Война – это черное, гнусное дело:
               тело без ног,
               ноги без тела.
Война – это тысяч разлук причина:
               сын без отца,
               отец без сына.
Война – это слезы, зола и стужа:
              муж без жены,
              жена без мужа.
Война – это тучи пепла и смрада:
               стада без лугов,
               луга без стада.
Война – это кровь, эпидемия горя,
              пороха дым,
              селенья в огне…
Но вновь разгореться мы ей не дадим – войне.

Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (31.07.2014)
Просмотров: 1315 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: