«Наследники Памяти дедов и отцов»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Камышла

муниципального района Камышлинский

Самарской области

 

 

 

 

 

Книга Памяти

«Наследники Памяти дедов и отцов»

 

 

 

Работу выполнил:

Козлов Артемий

ученик 9 класса

ГБОУ СОШ с. Камышла

 

Руководитель:

Козлова Татьяна Ивановна

учитель истории и краеведения

 

 

с. Камышла 2019 год

Содержание:

Введение………………………………………………………………..3

Основная часть. «Наследники Памяти дедов и отцов»………….6

1.Социологический опрос учащихся школы…………………………….6

2.Работа учащихся школы над исследовательскими работами………...6

3. Работа над созданием Книги Памяти (электронной и бумажной)…..11

Заключение……………………………………………………………..12

Литература……………………………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Память... Это способность сохранять в сознании чувства, накопленный опыт из нашей истории, истории нашей родины, жизни наших прадедов, о жизни людей, которые воевали, защищали будущее своей страны.

Память о войне живет в каждой семье, потому что она коснулась всех, от мала до велика. В каждой семье хранятся старые фотографии, письма, награды, личные вещи тех, кого с благодарностью вспоминаем мы сегодня, благодаря кому наши дети не знают, что такое война, голод, разруха, детский каторжный труд на заводах и в колхозах ... Из поколения в поколение передаётся эта память о тяжёлом прошлом.

Без памяти жить нельзя, потому что без прошлого нет будущего.

Можно сколь угодно проводить встречи с ветеранами, пока они с нами.

Но их число с каждым годом сокращается, их остались единицы, с кем же проводить встречи, когда уйдет последний?

  • несколько лет ребята, под руководством учителя истории Козловой Т.И. и совместно с родителями работают и знакомятся с документами семейного архива, исследуют важные документы семьи. Оформляют проекты про прадедов-фронтовиков, используя семейные документы с описаниями их особенностей и рассказов близких. Из семейных архивов извлекались фронтовые письма, фото, наградные книжки, военные билеты. Вдруг выяснялось, что некоторые ребята до этого и не знали о том, какие ценные вещи хранятся в их семье, а их прадеды и прабабушки имеют такое героическое прошлое. В ходе поисковой работы, я предложил объединить весь собранный материал в «Книгу памяти», которую назвали – «Наследники Памяти дедов и отцов»

Аннотация проекта

Книга памяти «Наследники Памяти дедов и отцов» содержит рассказы учащихся о своих прадедах-фронтовиках, фотографии, отсканированные письма, наградные листы, военные билеты, фотоматериалы из семейных архивов. Кроме того, в КНИГЕ опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах.

Актуальность

Великая Отечественная война унесла десятки миллионов жизней, горечь утрат коснулась каждой семьи. Всё дальше и дальше в историю уходят от нас эти исторические и грозные годы. Уже выросло не одно поколение, которое не испытало на себе горячего дыхания великой битвы и знает о ней из уроков истории, книг, фильмов и от тех, кто прошёл эту войну. Но ветераны уходят от нас, время берёт своё. Сегодняшняя правда такова, что героев, которые прошли все те страшные годы, становится всё меньше. А значит, исчезает живая память. Все же хочется, чтобы слова: «Никто не забыт и ничто не забыто», всегда были актуальными. И разбудить человеческую память – наша задача. Поэтому священный долг каждого поколения: сохранить имена солдат-защитников Родины, тружеников тыла, детей военной поры для своих потомков. Солдаты Великой Отечественной войны, живые и павшие, являются примером того, как надо любить Родину, отстаивать её честь, достоинство и свободу.
Воспитание памяти о своем роде, своей семье, о себе самом – начало воспитания такого человека, который понимает, как тесно соприкасаются события семейной истории с жизнью всего народа, страны, города с жизнью других людей. Понимание этого очень важно в юном возрасте, когда происходит формирование жизненной позиции, личностных качеств, мировоззрения. Ведь именно сегодняшним детям предстоит стать тем мостиком между поколениями, которые понесут славу нашей Победы дальнейшим поколениям. Обращение к историческим корням создает почву для формирования гражданско-правовой компетентности, отвечает задачам персонификации образования. Память – наша история и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие факты войны. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них. Поэтому бережное отношение к семейной памяти, ценностям, которые являются источником нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений, является актуальной задачей в настоящее время.

Проблема

В настоящее время остро стоит проблема сохранения исторической памяти. Президент Владимир Путин на заседании оргкомитета празднования Дня Победы выразил возмущение «циничной ложью» о Великой Отечественной войне: «Сегодня мы видим не только попытки переиначить, исказить события той войны, но и циничную, ничем не прикрытую ложь, наглое очернительство целого поколения людей, отдавших практически все этой Победе, отстоявших мир на Земле» [1]. В своем выступлении он отметил, что «…важно использовать все возможности, чтобы рассказать об истории Отечества, о ратных и трудовых подвигах наших предков» [1].

В нашем селе отсутствует какой-либо общедоступный источник информации о ветеранах Вов.

 

На мой взгляд, самый оптимальный способ увековечить память о наших героях – создать книгу Памяти, к которой будут иметь доступ все, но в первую очередь дети, ибо уважение к истории своей родины, гражданская позиция и патриотический дух должны воспитываться в человеке с детских лет.

Цель: создание «Книги памяти «Наследники Памяти дедов и отцов», содержащую рассказы учащихся о своих прадедах-фронтовиках для сохранения ценной информации для следующих поколений.

Задачи:

1.Изучение уже существующих книг Памяти, в том числе электронных.

2.Продумать оформление книги Памяти: объем (число страниц); содержательность; доступность книги; структурированность изложенных сведений; востребованность.

3.Привлечь учащихся школы к работе по возрождению и сохранению духовно-нравственных ценностей родной семьи.

4.Составить книгу Памяти.

«Книга Памяти» — некоммерческий проект современного общества, вступающего в глобальную информационную эпоху. Он создается исключительно в порядке общественной заинтересованности, личным безвозмездным трудом, в свободное время, на личные средства, пожертвования граждан и организаций.

От названия и постановки цели до самой книги можно выделить несколько этапов.

1 этап – подбор учащимися информации о прадедах, как из семейных архивов, так и из интернета, так как в некоторых семьях они не сохранились;

2 этап – оформление проектов о прадедах в электронном виде;

3 этап – соединение мною разрозненных рассказов учащихся воедино;

4 этап – непосредственное оформление книги и ее печать в типографии.

При составлении своих проектов о фронтовиках учащиеся изучили и обобщили документы, связанные с периодом Великой Отечественной войны, которые сохранились в семейных архивах, систематизировали фотоматериалы, семейные реликвии. Проанализировали базы данных интернет-сайтов: ОБД «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа», «Саксонские мемориалы», «Солдат.ru», «Бессмертный полк».

Объектом нашего исследования является изучение архивных сведений семейных хроник и информационных источников.

Предмет исследования – создание книги памяти «Горжусь своим прадедом».

Гипотеза: если инициативные учащиеся тщательно изучат архивы своих семей и восстановят события Великой Отечественной войны со слов близких родственников и электронной базы данных участников войны в Интернете, то возможно выпустить книгу Памяти, представляющую интерес для сегодняшнего и будущих поколений школьников, для сохранения ценной информации о Вов.

 

Основными источниками для нашего исследования являются рассказы родственников об участниках войны, семейные архивы, Книга Памяти Самарской области и электронная база данных об участниках войны в Интернете.

При проведении работы я использовал различные методы: поисково-исследовательский, аналитический, практико-ориентированный, метод опроса, интервью.

Практическая значимость работы состоит в воспитании уважения к предшествующим поколениям. Книгу Памяти можно использовать для бесед с учащимися на классных часах, при исследовании документов семейного архива.

«Наследники Памяти дедов и отцов»

Война… Как много говорит это слово. Уже десятилетия отделяют нас от суровых дней войны. Уходит поколение, вынесшее тяжелый груз войны. Но народная память сохранит и немеркнущий подвиг, и неслыханные страдания, и непреклонную веру людей. Для того, чтобы не было войны, необходима живая память о ней, иначе всё повторится, и вид содеянного будет ещё ужасней. Мы должны помнить имена людей, жертвовавших своей жизнью ради нас, мы должны помнить о тех подвигах, которые совершались во имя спасения мира на земле.

Социологический опрос учащихся школы.

Опрос показал, что

- в семьях знают о родственниках, участниках Великой Отечественной войны - 52 %

- не знают – 28%

- хранят семейные реликвии военных лет – 16%

- уверены в необходимости Книги Памяти – 100%

По результатам опроса сделал следующие выводы:

- большинство учащихся знают, что их родственники воевали в годы Великой Отечественной войны;

- небольшое количество семей хранит реликвии военной поры (фото, награды и др.)

- все респонденты уверены в необходимости создания Книги Памяти, т.е. хотели бы сохранить память о родственниках и земляках на долгие годы.

 

Работа учащихся школы над исследовательскими работами.

Мы родились в счастливое, мирное время, но много слышали о войне по книгам, по фильмам. Из бесед с родственниками мы узнали не очень много про своих прадедов, сведений было недостаточно. Анализируя литературу об участниках войны, мы нашли данные о своих прадедах только в «Книге Памяти Самарской области». На ее страницы занесены имена, павших в боях, умерших от ран и болезней, пропавших без вести, а также тех, чья жизнь оборвалась в плену.

 

Описание: hello_html_4c5d844e.jpg Часть ребят в «Книге Памяти» не смогли найти сведения о своих родственниках и продолжили поиск информации о родственниках в электронной базе данных участников Второй мировой войны. На сегодняшний день в Интернете существует множество ресурсов о Великой Отечественной войне: от уникальных архивов до мультимедийных карт военных действий, от сборников видеоинтервью ветеранов до фотоальбомов из семейных архивов.

  • Общедоступный электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (podvignaroda.ru), «Память народа».
  • Обобщенный банк данных ОБД Мемориал (obd-memorial.ru).
  • База памятников, мемориалов, воинских захоронений солдат Великой Отечественной войны «Помните нас» (pomnite-nas.ru).
  • Всероссийский проект «Наша общая Победа».
  • Сайт «Военная литература».
  • Частный фотопроект «Военный альбом».
  • Проект «Семейные фотохроники Великой Отечественной войны».
  • Проект «Победители» (pobediteli.ru).

 

Из этих ресурсов учащимся нашей школы удалось установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения на двух сайтах:

  • Обобщенный компьютерный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).
  • Общедоступный электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», в котором имеются документы из военных архивах о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной. Основной массив документов - это донесения боевых частей о безвозвратных потерях, другие архивные документы, уточняющие потери (похоронки, документы госпиталей и медсанбатов, трофейные карточки советских военнопленных и т.д.), а также паспорта захоронений советских солдат и офицеров.

 

Весь полученный материал передан учащимися для опубликования в книге Памяти «Наследники Памяти дедов и отцов».

 

В книге мы собрали материал не только о людях, воевавших на фронте, но еще и о тех, кто был в тылу и всеми силами помогал фронту, у нас есть рассказы и об узниках лагерей, а так же о детях, которые с детства увидели все ужасы войны. Мы даже и не подозревали, что можно узнать столько информации. Каждый год будут приходить новые ученики, они поднимут семейные архивы, и в Книгу Памяти будут вписаны новые имена.

 

Работа над созданием Книги Памяти «Наследники Памяти дедов и отцов. Электронная версия.

1.Весь полученный материал исследовательских работ учащиеся передали для опубликования в книге Памяти «Наследники Памяти дедов и отцов».

Описание: C:\Users\user4\Desktop\фото экспонатов 2016 ВОв\DSC01807.JPG

 

2.Соединение разрозненных рассказов учащихся воедино в электронной версии. (Приложение)

3.Дизайнерское оформление книги.

Книжная версия.

1.Оформление индивидуального номера книги USBN.

2.Печать книги Памяти в типографии.

Книга начинается с обращения к читателю. Состоит из двух частей. Первая часть «Я знаю, что мой прадед Герой». В ней содержится 18 работ учащихся, включающих в себя не только рассказы о своих прадедах, полученных из уст наших родителей и бабушек, но и уникальные архивные документы. Вторая часть называется «Посвящается моему прадеду …». Здесь опубликованы сочинения и стихотворения тех учащихся нашей школы, которые не смогли найти сведения о своих прадедах.

Готовая книга памяти вызовет огромный интерес и волнение у ребят. Но вначале, получив книгу в руки, каждый ученик станет искать свой рассказ. Особенно приятным, окажется, увидеть на страницах книги свои сочинения, истории, архивные материалы. Фотографии близких родных людей вызовут особую гордость. Работа по сохранению сведений об участниках войны нужная и важная как для самих ребят, так и для их родственников, особенно пожилых: ведь всё, что сохранено в семьях бабушками и дедушками небезразлично молодому поколению, не исчезнет, а сохранится и будет передаваться потомкам.

 

Заключение.

Считаю, что работа была проделана огромная. В подготовку книги с огромным энтузиазмом включились не только сами дети, но и родители, бабушки и дедушки. Были пересмотрены десятки семейных фотографий, опрошены многие родственники, которые что-либо помнили о войне. Некоторые семьи специально ездили в другие населенные пункты, чтобы собрать больше материала. Почти во всех семьях сведения о родственниках были собраны. Учащиеся получили информацию о членах своей семьи – участниках войны. Каждый учащийся почувствовал свою сопричастность к празднованию Дня Победы и конкретными делами и поступками, почувствовал гордость за «свою Родину».
Работа над созданием «Книги памяти» расширила представления об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим.). Недостаток сведений семейных архивов компенсируется документальными сведениями интернет-сайтов ОБД «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа», «Саксонские мемориалы», «Солдат.ru», «Бессмертный полк».

Эти маленькие истории рассказывают о конкретных подвигах своих прадедов на фронтах Великой Отечественной войны. Таким образом, создавая новую страницу своей книги Памяти мы, словно пишем страницы огромной книги, в которой история нашего села Камышла переплетается с историей России.

Вслушайтесь в шорох этих страниц! Книга памяти — самая великая книга, а имена людей — это имена героев. Долг живых - не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину от нацистского рабства.

Гипотеза выдвинутая в начале работы успешно подтвердилась.
Инициативные учащиеся тщательно изучив архивы своих семей и восстановив события Великой Отечественной войны со слов близких родственников и электронной базы данных участников войны в Интернете, выпустили книгу Памяти, представляющую интерес для сегодняшнего и будущих поколений школьников, для сохранения ценной информации о Великой Отечественной войне.

Работая над книгой, я и мои соавторы по-другому взглянули на историю страны – мы воочию увидели сопричастность каждого человека к истории своей страны и поняли, что историю творят не только политики или правители, но и простые граждане, наши прабабушки и прадедушки.

Победа наших дедов и прадедов в Великой Отечественной войне возлагает на нас огромную ответственность: мы должны соответствовать их подвигам, их героизму, их мужеству, их мощи, быть достойными называться последователями поколения Победителей.

 

Литература

 

  1. http://www.ntv.ru/novosti/1364797/
  2. http://podvignaroda.mil.ru/podvig-flash/
  3. http://www.obd-memorial.ru/html/
  4. Детская энциклопедия. Том 8. История СССР. – Издательство АПН РСФСР. Москва. 1960 год.
  5. Дуров В. Награды Великой Отечественной войны. – «Дрофа» Москва. 1993 год.
  6. История России. Учебник-хрестоматия. Просвещение, 2007
  7. Книга Памяти Самарской области.
  8. Сборник «Куйбышев в годы Великой Отечественной войны», 1987 г
  9. Энциклопедия для детей. Том 5. История России ее ближайших соседей. ХХ век. – Издательский центр «Аванта +». Москва.2000 год.
  10. Энциклопедия школьников. М., Дрофа, 2004
  11. Яковлев Н.Н. «Великая Отечественная…». - М.: «Молодая гвардия». 1983.-356с.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (05.03.2019)
Просмотров: 2874 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: