«Наследники памяти дедов и отцов»

 

Краткое описание воспитательного проекта

«Наследники памяти дедов и отцов»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис патриотических идеалов. Кризис затрагивает патриотизм и ценностно-мотивационную сферу культуры. Традиционные ценности и идеалы перестают убеждать и воодушевлять. Ощущается апатия, утрачивается смысл жизни и патриотическая инициатива. Кризис патриотизма не ограничивается сферой науки, образования. Он проявляется и в обыденной жизни, в низком уровне патриотического воспитания, в растущей агрессивности подрастающего поколения, росте преступности, Но самым глубинным проявлением этого кризиса выступает деформация личности. Такая личность полностью включена в конкретную социальную среду, подчинена достижению личностных, престижных целей. Во многих семьях основное место в жизни детей занимают сомнительные по своему содержанию телевизионные передачи и компьютерные игры, где главными героями являются уродливые монстры. Телевидение нередко несет с экрана негативные тенденции к заполнению патриотического пространства разными видами шоу, произведениями низкого качества и эстетического вкуса; социум не дает возможности детям реализовать себя как творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Таким образом, в настоящее время в современной педагогике актуализировалась проблема необходимости воспитания в наших детях патриотизма и духовности на основе этнокультурных традиций своего народа, его истории.

Проект воспитательной работы в классе «Наследники памяти дедов и отцов» направлен на решение проблемы воспитания гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё будущее. Опыт гражданского воспитания через социальное партнёрство используется в течение трех лет.

С целью выявления нравственной позиции учащихся 7 б класса в начале 2015-2016 учебного года в классе было проведено входящее анкетирование по А.Г.Маклаковой и С.В.Чермяниной, которое показало следующие результаты:

1. Число детей, которые взаимно отрицают друг друга (т.е. не могут совместно выполнять какую – либо деятельность) составляет - 35% (высокое). Классу свойственна низкая сплочённость коллектива. Доказательство тому наличие микрогрупп в классе.

2. Снижено число учащихся со сформированной нравственной позицией:

Уровень

Позиция

7 кл

1

Нравственная позиция

50%

2

Безнравственная позиция

-

3

Несформированность отношений

50%

 

Уровень

7 кл

Низкий уровень коммуникативных способностей

18%

Ниже среднего уровень коммуникативных способностей

10%

Средний уровень коммуникативных способностей

10%

Выше среднего уровень коммуникативных способностей

26%

Высокий уровень коммуникативных способностей

36%

 

Из таблиц видно несоответствие полученных результатов с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности. В рамках внедрения стандартов второго поколения определен национальный идеал воспитания, который задает ориентиры организации воспитательной деятельности в школе: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Таким образом, я выявила проблему - недостаточно эффективная работа классного руководителя и родителей по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, необходимость повышения гражданственно- правовой компетенции учащихся с помощью механизмов социального партнерства и музейного дела.

 

Это приводит к дезориентации детей, к разрыву ценностного пространства многих поколений, что для школы создает большую проблему: все сложнее становится убедить воспитанников и их родителей в необходимости изучения истории своего края, малой родины, а также культуры и традиций своего народа.

  • считаю, одним из средств формирования базовых национальных ценностей, могут стать социальное партнёрство и музейное дело. И решила применить на практике эти технологии.

Основная цель данного опыта - проекта сформировать нравственную позицию и устойчивый интерес детей к изучению и сохранению истории и культуры российского народа, готовности к социально- значимой деятельности, развивать коммуникативные способности учащихся средствами социального партнерства и музейного дела.

Для достижения выбранной цели были определены следующие задачи:

  1. Обогатить представления обучающихся о культурном наследии родного края, о его историческом прошлом.
  2. Воспитать у обучающихся чувство национальной гордости за свою принадлежность к российскому народу.
  3. Воспитывать уважение к защитникам российской земли и чувство благодарности за их подвиги.
  4. Формировать экологическое сознание, способность бережно относиться к природе родного края, активно действовать
  5. Способствовать формированию понятия о значимости семейных ценностей, умение видеть, понимать, создавать прекрасное в человеческих отношениях.
  6. Активизировать участие родителей в деятельности художественно-эстетической направленности.
  7. Освоить методический инструментарий социального партнерства и музейного дела.
  8. Применить социальное партнерство и музейное дело в воспитательной работе с уч-ся.

Гипотеза исследования состоит в том, что ресурсы социального партнерства будут использованы более эффективно, если планировать и осуществлять взросло-детское проектирование и сотрудничество с гражданственно-правовыми компетенциями. Если я буду применять социальное партнерство в воспитательной работе с уч-ся, то повысится сформированность нравственной позиции и коммуникативных способностей уч-ся, что будет способствовать становлению высоконравственного, творческого, компетентного патриота России.

Актуальность и перспективность предлагаемой системы воспитательной работы обеспечивается ее направленностью на реализацию задач федерального государственного образовательного стандарта, предусматривающего решение широкого круга воспитательных задач, формирование общечеловеческих ценностей, которые можно реализовать через метод социального партнерства. «РАО Г.Н. Волкова: «Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической общности»,- подметил академик Г.Н. Волкова.

Появилась идея использования истории и культурного наследия наших предков как эффективного средства духовно-нравственного, патриотического воспитания школьников. С этой целью в классе мною реализовываться воспитательный проект «Наследники памяти дедов и отцов» на основе социального партнерства и музейного дела.

 

1. Какие знания приобретут воспитанники в результате реализации проекта?

Почти в каждом доме можно найти книги, посвященные Великой Отечественной войне: «Книга Памяти», «Они защищали Родину», «Они ковали Победу». Большая кропотливая работа, созданная на базе архивных данных в школьном краеведческом музее, должна быть продолжена.

2. Чему научатся?

  1. Углубят знания об истории родного края, о судьбах людей, которые в нем проживают.
  2. Появится потребность в совершении нравственных поступках в отношении старшего поколения.
  3. Чувству патриотизма и гордости за страну.
  4. Чувству благодарности в отношении людей старшего поколения.

3. Какие убеждения будут сформированы у воспитанников?

  1. Формирование у обучающихся духовно-нравственных и культурных ценностей и потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе;
  2. Создание условий для творческой самореализации личности, обеспечения досуга учащихся во внеучебное время;
  3. Формирование социально значимой деятельностной целеустремленности;
  4. Формирование и развитие потребности в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми;
  5. Формирование гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
  6. Сохранение и приумножение историко-культурных традиций школы, села.

 

4. К каким идеалам и ценностям жизни приобщатся воспитанники?

  1. Повышение интереса у молодого поколения и появление ярких положительных эмоций по отношению к старшему поколению.
  2. Непосредственное общение поколений (рассказы старшего поколения о героическом прошлом, о Великой Отечественной войне, о накопленном жизненном опыте и т.д.).

3. Воспитание патриотического чувства, чувства гордости и ответственности у молодого поколения по отношению к своим дедам и прадедам.

  1. Какими станут?

Людьми с активной гражданской позицией и патриотизмом, как основа личности гражданина России.

6. Что поможет в реализации поставленных целей

Проект включает в себя теоретические (беседа), так и практические формы занятий (экскурсии, походы). Теоретические занятия будут проводиться в учебные дни во время внеурочной деятельности, практические занятия планируем проводить в календарные выходные дни. Такая форма занятий, как выход к ветерану войны, их потомкам требует понимания и осмысления увиденного и услышанного.

После каждой встречи с участником или ветераном войны будет проведен анализ, обсуждение встречи: что больше запомнили дети, какое событие в жизни ветерана, труженика тыла осталось в их памяти, какое человеческое чувство надо было иметь, чтобы выстоять, выжить и победить врага! Эти занятия для детей будут настоящими уроками мужества, уроками нравственности.

Предполагаемые результаты деятельности:
- понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия;
- уважение человеческого достоинства, милосердие, доброжелательность;
- умение увидеть прекрасное в окружающей жизни, участие в различных кружках, в художественной самодеятельности;
- осознание учеником роли знаний в жизни человека;
- умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;
- формирование ценностного отношения своей малой и большой Родине, убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин гордиться своей Родиной, изучает ее историко-культурное и духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;
- воспитание экологической культуры, учащиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить,
- получение хорошей базы для самоопределения и профориентации.

Новизна опыта состоит в разработке системы работы учителя по формированию социальной активности в процессе духовно-нравственной направленности, в том числе приобщения к историческому и культурному наследию родного края.

Для начала работы я освоила методический инструментарий (совокупность методов и приемов, характерных для технологий «Коллективных творческих дел», «Социального проектирования», «Социального партнерства», «Музейное дело») и сделала выводы, что вовлечение учащихся в социальное партнерство и музейное дело максимально развивает их интеллектуальный потенциал и дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам. В основе моего опыта организации воспитательной работы положены идеи Н.Е.Щурковой («Программа воспитания школьников»), О.А.Селивановой (социальная педагогика), В.А.Караковского (педагогика сотрудничества). Организация системы воспитания учащихся школы на основе социального партнерства предполагает тесное сотрудничество с различными организациями:
Совместно с районным Домом культуры проводятся тематические мероприятия, праздники. Ребята участвуют в различных конкурсах и мероприятиях: «Защитникам отечества посвящается», «Этот день Победы», «О, святой хлеб войны – хлеб Победы!», «Афганистан болит в моей душе…». С большим интересом учащиеся выступают на патриотических мероприятиях посвященных «Дню защитника Отечества», «Дню великой Победы», «Дню солидарности всех стран», «Дню пожилого человека». Содержательно организована работа с районным обществом ветеранов Великой Отечественной войны.

 

Знакомясь с историей и классическим наследием родного края прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. И здесь сотрудничество с социумом открывает огромные возможности. Работа с социальными институтами села – это важное направление системы взаимодействия по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей.

Сразу наладилась работа с социальными институтами села, хотя школьный возраст с его особенностями и проблемами мог быть непонятен работникам социальной сферы, привыкшими работать с взрослыми людьми. В рамках работы по патриотическому воспитанию школьников с социальными учреждениями села ежегодно разрабатывается план мероприятий по осуществлению совместной деятельности.

Учащиеся под руководством классного руководителя участвуют в сельских праздниках, таких как: «День матери», «День пожилого человека», «9 мая». Данная форма сотрудничества способствует личностному становлению и развитию воспитанников, также способствует их социализации.

Содержательно организована совместная работа с районной центральной библиотекой. Учащиеся под моим руководством организуют и проводят на базе библиотеки встречи с интересными людьми (встреча с местной поэтессой Фанией Каримовой «Поэт родной земли!»), разрабатывают и реализуют творческие проекты (проект «Память сердца»), организуют тематические книжные выставки, литературно-музыкальные композиции, проводят акции по ремонту книг.

 

Работая совместно с коррекционной школой – интернат для детей сирот, учащиеся постигали сущность таких ценностей, как справедливость, милосердие, честь и достоинство, уважение к труду, целеустремлённость и настойчивость. Акция «Неделя добра» (учащиеся собрали для воспитанников книги, игрушки, вещи), благотворительный концерт для детей-сирот. Совместные беседы, лекции, оформление стендов, альбомов, пополнение разделов музея новыми экспонатами, материалами.

Совместно с руководителями Центра социального обслуживания ребята организовывают круглые столы с Обществом ветеранов локальных войн и военных конфликтов. На таких встречах звучат песни афганской войны, беседы и стихи о горячих точках, в которых гибнут невинные люди. Большой интерес вызывает у членов классного коллектива сотрудничество со структурными подразделениями « Детский сад « Улыбка» и «Детский сад «Березка», где ежемесячно воспитанники проводят экскурсии по школьному музею Боевой славы, придумывая новые сценарии. С огромным уважением ребята относятся к работе сотрудников ОВД и поэтому ежегодно воспитанники участвуют в концертной программе посвященной Дню полиции. Ответственно и кропотливо ребята подходят к подготовке и проведению акции милосердия и благотворительности, которую проводят совместно с центром «Семья». В октябре они принимают активное участие в «Осенней ярмарке». На полученные деньги приобретают для малышей карандаши, альбомы, краски, кисточки, книжки.

Проведённая работа показала, что формирование патриотизма, духовности и культуры подрастающего поколения, создание системы нравственного образования и воспитания, приобщение подрастающего поколения к историческим ценностям, воспитание гражданских и патриотических чувств возможна, необходима и доступна при выполнении следующих условий:

1. Комплексное использование разных педагогических методов: наглядного, практического, словесного, в их взаимодействии в условиях реализации деятельного подхода;

2. Тесное взаимодействие с эмоционально – нравственным, патриотическим, физическим развитием ребёнка;

3. Краеведческая деятельность развивает инициативу, активность учащихся, помогает их духовному и нравственному росту, дает возможность для правильной организации досуга, развития творческих способностей и коммуникативных навыков. Благодаря поисковой работе школьники ощущают свою причастность к близким и далеким предкам, родовым корням своей нации, народа.

4.Организация совместной работы с родителями на позициях партнёрства и сотрудничества, а также с социальными институтами села.

5.В рамках воспитательного проекта «Наследники памяти дедов и отцов», залогом успешной работы является союз членов классного коллектива, классного руководителя, педагогов, родителей и общественности.

Таким образом, взаимодействие с разными социальными институтами села способствует формированию личности ученика с высокими патриотическими, нравственными, морально-психическими и этическими качествами, которая позволяет чувствовать себя полноценным гражданином своей страны, Отечества.

 

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок в любом возрасте чувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине. Выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает участие детей в различных конкурсах. Члены классного коллектива принимают участие в областных конкурсах «Зеленая планета», «Победа», «Головкинские чтения» и другие. Ежегодно ребята принимают активное участие в озеленении Камышлы, территории новой школы и в Аллее Славы, занимаясь посадкой деревьев, проводят Акции по очистке родников в селе Камышла.

Работа с родителями является значимым направлением в системе моей воспитательной деятельности. Я стараюсь привлекать родителей к организации воспитательной работы в классе, что способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически-ориентированном воспитании детей. А также внимание уделяю их педагогическому и психологическому просвещению, провожу тематические собрания, индивидуальные беседы, заседания родительского комитета, посещение семей.

Доминирующей стала роль ученического самоуправления, которое по своей сути является гибким, т.е. роль лидера могут выполнять сразу несколько учащихся в зависимости от количества акций и проектов, над которыми велась работа. Свободно можно переходить из одной группы в другую в зависимости от мероприятий.

 

Одним из продуктов в процессе реализации воспитательного проекта «Наследники памяти дедов и отцов» с учащимися на основе социального партнерства – это создание школьного музея Боевой славы и сайта музея.

Музей Боевой славы ещё очень молод. Он был создан в 2015 году. Музей – плод труда моих учеников, которые самозабвенно любят свой край, не жалеют сил и времени на изучение его истории и сбор экспонатов. Дети в сотрудничестве с классным руководителем, родителями и общественными организациями сначала создали музейный уголок, потом музейную комнату в школе и дали мощный толчок историко-краеведческому направлению в работе школы как одному из самых приоритетных. Затем в течение 4 лет школьный музей пополнялся экспонатами. Создание самого школьного музея Боевой славы – это групповой социальный проект, который занял первое место в конкурсе социальных проектов «Я - Гражданин России».

В настоящее время в нашем школьном музее подготовлены и попеременно действуют следующие экспозиции: «Солдаты Победы», «Участники локальных войн и военных конфликтов живут среди нас».

Проходят экскурсии для учащихся школы, местных жителей и гостей села.

На базе музея проводятся уроки краеведения, занятия кружка «Музееведение», открытые мероприятия. Руководит работой школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят учащиеся, общественники, родители, ветераны Локальных войн и военных конфликтов.

Совместно со школьным музеем (я являюсь руководителем школьного музея) проводятся дела патриотической направленности. Разнообразие используемых форм совместной работы позволяют заинтересовать учащихся, расширить их кругозор. Например, группа учащихся - экскурсоводов музея подготовила и провела серию тематических экскурсий: «Занятия и быт жителей села в конце 19 века», «История села», «Герои локальных войн и военных конфликтов живут среди нас».

  • работа организуется на основе использования различных современных технологий. Так с помощью Интернет учащиеся сначала совершают виртуальную экскурсию в музеи г. Самара или музеи России. Выездные экскурсии совместно с родителями способствуют формированию учащихся как граждан своей страны. На экскурсиях учащиеся имели возможность прикоснуться к историческому прошлому городов Волгоград, Казань, Самара.

В процессе реализации воспитательного проекта «Наследники памяти дедов и отцов» на основе социального партнерства и музейного дела были достигнуты следующие результаты:

1. Количество детей, которые взаимно отрицают друг друга (т.е. не могут совместно выполнять какую – либо деятельность) заметно сократилось. С 35% в 7 классе до 16% в 8 классе, до 11% в 9 классе и 0% в 10 классе. Классу свойственна тенденция роста сплочённости коллектива. Доказательство тому отсутствие количества микрогрупп в классе. Если в 8 классе их было 5, то в 10 классе – это единая группа.

4. Удовлетворенность родителей работой составляет 100%.

5. Увеличение количества победителей в олимпиадах и научно – практических конференциях по истории и обществознанию (в 2 раза).

6. Увеличение участников социальных акций (на 80%).

7. Снижение количества безразличных учащихся (на 15%), и увеличение числа учащихся признающих положительные ценности в жизни (на 20%).

В процессе реализации воспитательного проекта «Наследники памяти дедов и отцов» на основе социального партнерства и музейного дела были созданы продукты: музей Боевой Славы, сайт музея, электронная и типографическая Книга Памяти.

Использование технологий социального партнёрства и музейного дела в качестве формы организации воспитательной работы позволяет сформировать у учащихся представления о базовых национальных ценностях: любовь к России, к Малой родине, к своему народу; уважение к защитникам Родины, долг перед Отечеством, старшими поколениями, умение отвечать за свои поступки. Развить коммуникативные, навыки сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности детей и взрослых.

Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (20.09.2019)
Просмотров: 234 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: