Пояснительная записка
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования. Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей. Авторская дополнительная образовательная программа «Школьный музей» относится к образовательной области «История Отечества. Краеведение» и включает два ведущих компонента: способы деятельности и реализации регионального компонента в образовании. Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность. Задачи:
Концепция авторской дополнительной образовательной программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной итоговой технологии — музейной педагогики.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Практическая культурно-образовательная деятельность музея
Осуществляемый в музее процесс передача культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музеем. Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:
По основной направленности программа является развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций. По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений. Программа переработана с упором на систему личностно-ориентированного обучения (В. Сериков) с использованием трех базовых методик: - технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решить); - технологии диалога (при работе над содержательной стороной необходимо представить материал в форме конфликтно-проблемных вопросов и найти оптимальное решение, способное не подавить учащихся, а обогатить педагога и ребенка); - технологии имитационной деловой игры (используется при организации деятельности музея, при распределении обязанностей). Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами. Технологическую основу программы образуем система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий. Направления деятельности:
Формы организации работы с музейной аудиторией:
Прогнозируемые результаты: 1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории г. Армавира, Краснодарского края и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России. 2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края. 3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся
Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно разделить на несколько этапов (блоков). К работе в школьном музее учащиеся привлекаются только на добровольной основе. Первый этап – информационный или ознакомительный. Он рассчитан на учащихся 5-6-х классов. Информация о работе музея должна быть предоставлена учащимся в доступной, увлекательной форме. Это могут быть экскурсии в музей, встречи с Советом и активом музея, презентации, короткие фильмы.
Блок №1 «Музей и история родного края»
Перечень тем может быть изменен или дополнен по желанию учащихся. Целесообразно на этом этапе привлечение детей к выполнению несложных видов работ. Это может быть участие в театрализованных представлениях, экспедициях по сбору памятников истории и культуры, оформление альбомов, встречи с интересными людьми. Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится в процессе знакомства с направлениями, методами работы музея. Ученики выбирают направление по интересам. Наш школьный музей работает по нескольким направлениям. Это – «История заселения нашего края», «История родной школы», «Наши земляки – участники войн», «Этнография», «Топонимика».
Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея. Обучение начинается с 7-8 классов. Это наши «архивариусы». Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний. Каждый экспонат музея сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя его владельца, оценку состояния и т.д. (Приложение №2) У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями. Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения экспонатов.
Блок №2 «Документоведение»
Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся 8-9-х классов становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией. Исчезает скованность, неуверенность, каждый вырабатывает свой стиль общения.
Блок №3 «Методика подготовки и проведения экскурсий»
Пройдя курс обучения учащиеся включаются в работу по проведению экскурсий.
Четвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности. При организации творческой деятельности учащихся ставятся следующие задачи: - выявление детей, предрасположенных к исследовательской деятельности; - создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации; - развитие познавательной активности и интереса обучающихся; - развитие творческих задатков и коммуникативных способностей учащихся; - развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений. Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к исследовательской деятельности, оказывают учителя-предметники. Интересы детей помогают выявить родители.
Блок №4 «Введение в поисково-исследовательскую деятельность»
Содержание программы кружка «Школьный музей»
1.Вводное занятие. Теория: Постановка целей и задач музея. Изучение и анализ имеющегося краеведческого материала. Организация учета экспонатов. Распределение по основным темам. Совет музея. Экскурсовод. Практика: Ведение музейной документации.
2.«Я — житель своего края». Теория: История края. Посещение краеведческого музея. «Мой край прежде», «Мой край сегодня». Практика: Акция «Серия фотографий», «Виды родного города». Выставка по итогам акции «Виды родного края». Экспозиция «Мой край прежде», «Мой край сегодня». Подготовка экскурсий по экспозициям музея.
3.Музейный работник. Теория: Встречи с музейными работниками. Музейный экспонат. Хранилище музея. Создание исследовательских групп среди учащихся школы. Создание киногрупп и редакционного совета из активистов музея с целью увековечивания тех свидетельств и памяти, которые сохранились в народных массах, подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных уроков мужества. Практика: Правила ведения музейной документации. Оформление музейных экспозиций.
4.Экспозиция «Листая школьные страницы». Теория: Летопись школы. Изучение истории школы. Ознакомление с Уставом школы и ее традициями. Практика: Пополнение экспозиции.
5.Экспозиция «Гордость школы». Теория: Поисково-исследовательская деятельность. Встречи с бывшими учителями и выпускниками школы. Беседы и интервью с ними. Практика: Пополнение экспозиции.
6. Символика края. Теория: История символики края. История создания герба и флага родного края. Практика: Выставка рисунков на тему символики родного края. Пополнение экспозиции «Наш родной край».
1.История моей семьи в истории родного края. Теория: Акция-конкурс «Самая интересная фотография нашей семьи». Практика: Экскурсия-лекция «Из семейного альбома».
8.Военная история края. Теория: Изучение военной истории края, основные боевые действиями на территории нашего края в ходе ВОВ и военных конфликтов. Подготовка экскурсии. Практика: Пополнение экспозиции. Тематическая выставка.
9.Встреча с участниками и ветеранами ВОВ. Теория: Акция «Мы против войны». Литературно-историческая композиция «Дети войны». Встречи с ветеранами. Беседы с ветеранами. Подготовка экскурсий. Практика: Фотосессия «Портрет (ветеранов ВОВ, тружеников тыла, детей войны) на фоне города». Пополнение экспозиций – «Ваш подвиг бессмертен» и «Победа деда – моя победа».
10.«Чтобы помнили». Теория: Ознакомление с экспозицией (выпускники нашей школы, погибшие в Великой Отечественной войне). Практика: Проведение экскурсии для учащихся.
11.«Деревенский быт». Теория: Изучение материальной культуры края. Деревенский дом. Утварь. Одежда . Практика: Пополнение экспозиции «Деревенский быт». Проведение экскурсии для учащихся.
12.Растительный и животный мир Самарского края. Теория: Знакомство с флорой и фауной нашего края. Красная книга Самарского края. Практика: Творческие проекты по разнообразию растительного и природного мира родного края.
13. «Экология края». Теория: Экологические проблемы нашей малой Родины. Пути их решения. Практика: Фото-акция «Экологические проблемы». Научно-исследовательская проблема. Защита проектов.
14.Музейное сотрудничество. Теория: Посещение музеев города и образовательных учреждений. Знакомство с их экспозициями. Практика: Обзорная лекция-экскурсия для гостей из других музеев города.
15.«История техники». Теория: Знакомство с развитием технической мысли. Внедрение инноваций в родном крае в ходе исторического развития. Развитие технической мысли в современном крае. Достижения науки и техники. Практика: Пополнение экспозиции.
16. Защита творческих проектов учащихся.
17.Итоговое занятие. Теория: Итоги работы школьного музея. Практика: Учет экспонатов и документального фонда.
Учебно-тематический план
Всего программа рассчитана на 34 часа в год, 1 раз в неделю.
Список литературы:
Артемов Е. Г. Музейно-педагогическая технология. СПб., 1999. Вельганенко Т.М. Организация работы музея образовательного учреждения. Краснодар, 2001. 3. Крицына Л. И. Детский музейный центр // Материальная база культуры: Науч.-информ.сб.Вып.I.М.,2001. 4. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. 6.Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003. 7.Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001.
Приложение №1 Совершенствование программы деятельности музея
Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации: - Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" от 11 июля 2005 года № 422; - Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" от 10 февраля 1995 г; Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории. Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества. В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны. Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории и боевой летописи армии и флота, о деятельности выдающихся полководцев России. Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел.
Механизм реализации программы развития музея Руководство работой музея Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея, привлекая актив учащихся, совет: направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея, организует учет и хранение существующих фондов, » проводит экскурсии по экспозициям музея, разрабатывает план работы. Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно-воспитательном процессе. Координацию деятельности совета осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций. Но главную координацию деятельности по развитию и организации работы музея осуществляют директор школы, его заместитель – заместитель директора по учебной работе. Они обеспечивают контроль над тем, чтобы материалы школьного музея использовались в учебной, внеклассной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.
Приложение №2
Совет музея
1.Состав: - учащиеся (7 человек) - представители администрации, учителя- ветераны школы, - представители родительской общественности, -ветераны Великой отечественной войны.
2. Виды и формы деятельности: - определение задач на текущий учебный год; - комплектование по классам поисковых групп, подготовка заданий и контроль за исполнением; - помощь в организации мероприятий на базе музея; - работа с фондами музея, реставрация имеющихся документов.
Разделы экспозиций школьного музея: 1.
Приложение № 3
Использование музея в учебно-воспитательном процессе ГБОУ СОШ
Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общешкольного организма, если учителя будут широко использовать его экспозицию и фонды в учебно-воспитательном процессе. Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. В практике нашей школы сложились следующие её виды: - учебная экскурсия в музее; - урок-экскурсия в музее; - использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке; - демонстрация музейных предметов во время беседы учителя; - подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее; - проведение учебно-практических конференций. Работа в музее проводится по ряду предметов: краеведению, ОБЖ, истории, литературе, этикету, ИЗО, трудовому обучению и на классных часах. Учителя, используя возможности музея, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают информацию, но и демонстрируют учащимся сложные пути ее получения. Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых воспитываются нынешние поколения.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2102 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||