ПРОГРАММА «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ» 5-6 кл

ПРОГРАММА «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

 

( 5-6 класс)

 

Пояснительная записка

 

    Школа и общество – сообщающиеся сосуды: изменения в обществе обязательно отражаются в жизни школы, в приоритетах, требованиях к ученику, структуре и содержании образования. Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка.

       Уникальной образовательной программой, отвечающей этим требованиям, является программа «Разговор о правильном питании», которая уже 10  лет успешно проходит в  России. Поскольку питание является важнейшим фактором здоровья человека, программа «Разговор о правильном питании» не только формирует у ребенка рациональное отношение к собственному питанию, но и дает представление об основных принципах здорового образа жизни.

   Обучение основам рационального питания должно отвечать принципу практической целесообразности, т.е. все сведения, сообщаемые ребенку, формируемые навыки поведения, должны быть полезны в повседневной жизни. Учащиеся должны иметь представление о продуктах, являющихся источниками витаминов, так как помогает понять – почему каждый день нужно есть фрукты или овощи, пить соки, молоко и т.д. Ученик может помогать маме на кухне, расставляя посуду на столе,  и таким образом  осваивать  простейшие  правила сервировки,  т.е иметь получать  реальное практическое значение.

    Испокон веков основы культуры питания закладывались в семье. Здесь ребенок знакомился с традициями питания, здесь происходило формирование его вкусовых пристрастий, осваивались правила поведения за столом и т.д. К сожалению, сегодня роль семьи в этой сфере воспитании снижается. Из нашей жизни постепенно уходят традиции семейных застолий (ужин, когда вся семья собирается за столом, воскресные завтраки), нередко получается, что 5 раз в неделю ребенок завтракает, обедает, а то и ужинает вне дома – в школе или детском садике. Таким образом, семейное воспитание существенно дополняется и корректируется воспитанием в школьном коллективе. Обойтись без поддержки родителей в этой сфере воспитания школа, безусловно, не может. Формирование культуры питания – это всегда сотрудничество родителей и педагога. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом, заключается в эффективном взаимодействии с родителями. Первый шаг на этом пути – сформировать у взрослых членов семьи понимание важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья, расширить их осведомленность в этой области (вариантов много – лектории, клубы для родителей, выступление медиков, диетологов). Второй шаг – убедить родителей в практической пользе воспитательной работы, проводимой школой. И третий – не допустить неуважительного отношения к традициям питания в семье. Упоминаемые педагогом продукты, блюда должны быть доступны для семей с различным уровнем достатка, знакомы всем детям.

        Обучение  строится как игра, позволяющая проявить ребятам свою активность. Значение имеет и учет традиций питания – все рекомендуемые в программе блюда и правила питания являются традиционными для российской кухни.

   Как показывают исследования специалистов, только  20% пап и мам знакомы с основными принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с такими проблемами, как (нежелание ребенка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы), но далеко не все родители считают необходимостью рассказать детям о важности правильного питания. Для оценки эффективности программы будет проведено анкетирование детей и родителей, с целью выявления предпочтений продуктов в начале года (до проведения программы) и в конце учебного года (после её проведения). Результаты покажут – изменился ли качественный и количественный состав продуктов ежедневного рациона питания детей.

   ЦЕЛЬ  программы:  сформировать у школьников представления о необходимости заботы о своем здоровье , о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

   ЗАДАЧИ :

 

1.     Формирование у  младших школьников основ рационального питания;

2.     Ознакомление  учащихся  с полезными продуктами;

3.      Формирование   представлений  учащихся о необходимости заботы о своем здоровье;

4.     Развитие  практических навыков  у учащихся в  создании рационального питания;

5.     Формирование уважительного отношения к традициям питания в семье;

6.     Совершенствование  у родителей учащихся  понимания важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья,

7.     Расширение  осведомленности учащихся и их родителей в области рационального питания.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

 

1.Умение делать выбор между вредными и полезными продуктами.

2.Наличие представления о рациональном питании.

3.Умение заботиться о себе

4.Решение проблемы с организацией питания детей.

5.Изменение отношения ребенка и родителей к режиму, гигиене и продуктам питания.

 

Диагностика результатов проводится через:

 

-анкетирование учащихся и  их родителей ;

 - тестирование ;

- опросы учащихся и  их родителей;

-  рисунки учащихся.

 

  За основу программы данного факультатива взяты учебно – методическое пособие и рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании» разработанных специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии образования(комплект подготовки при спонсорской поддержке компании «Нестле» в рамках «Программы о правильном питании»).

Программа «Разговор о правильном питании» способствует развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, рациональному питанию, они многое узнают о витаминах, находящихся в овощах и фруктах, о пользе каш и запеканок и т.д., способствующих улучшению пищеварения, повышению иммунитета к различным заболеваниям, в т.ч. и простудным.

 У детей формируется позитивное отношение к режиму питания и продуктам питания.

   Программа предусматривает проведение 34 занятий с учащимися в течение года, что составляет 1 час в неделю.

  Программа будет реализовываться   через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность включает занятия по программе « Разговор о правильном  питании» через  использование таких форм работы, как: 

·       беседа;

·       игра;

·        проект;

·       практическая работа;

·         конкурс;

·       викторина;

·        инсценировка;

·        экскурсия;

·       праздник.

                 

 

 

 

 

Содержание

5 класс

 

Вводное занятие- 1 час.

Почему важно быть здоровым.

 

Тема 1. Здоровье это здорово – 9 часов. Почему важно быть здоровым. Режим дня. Составление учащимися режима дня.(практическая работа ). Питание и здоровье. Движение и здоровье.

 

Тема №2. Продукты разные нужны – блюда разные важны. Режим питания – 12 часов. Белки и продукты – источники белка. Продукты – источники углеводов. Продукты – источники жиров. Витамины и минеральные вещества. Режим питания.

 

Тема № 3.Энергия пищи – 6 часов. Калорийность продуктов. От чего зависит потребность в энергии. Движение и энергия.

Тема № 4.Где и как мы едим 6 часов. Где и как мы едим. Продукты для длительного похода или экскурсии.

 

6 класс

 

Тема 5. Ты покупатель – 5 часов. Основные отделы магазина. Правила для покупателей. О чем рассказала упаковка.

Тема 6. Ты готовишь себе и друзьям – 6 часов. Бытовые приборы и безопасное поведение на кухне. Как правильно хранить продукты на кухне. Приготовление пищи и правила сервировки стола.

Тема 7. Кухни разных народов – 5 часов. Питание и климат.

Тема 8. Кулинарная история – 6 часов. Как питались доисторические люди. Как питались в Древнем Египте. Как питались в Древней Греции и Риме. Как питались в Средневековье.

Тема 9. Как питались на Руси и в России – 6 часов. Традиционные русские блюда. Русская каша. Хлеб – всему голова. Посуда на Руси.

Тема 10. Необычайное кулинарное путешествие – 4 часа. Кулинарные музеи. Кулинария в живописи. Кулинарная тема в музыке. Кулинарная тема в литературе.

          Составляем формулу правильного питания – 2 часа. Составление проектов.

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ».

 

 

5 КЛАСС

     

Тема занятия.

Теоретические занятия

Практические занятия

Итого

 

Вводное занятие.

 

Тема №1. Здоровье это здорово – 9 часов.

1.1.

Почему важно быть здоровым.

1.2.

Режим дня

1.3.

Питание и здоровье

1ч.

1.4.

Движение и здоровье

Тема №2. Продукты разные нужны – блюда разные важны. Режим питания – 12 часов.

2.1

Белки и продукты – источники белка

2.2

Продукты – источники углеводов

2.3

Продукты – источники жиров

2.4

Витамины и минеральные вещества

2.5

Режим питания

Тема № 3.Энергия пищи – 6 часов.

3.1

Калорийность продуктов

3.2

От чего зависит потребность в энергии

3.3

Движение и энергия

Тема № 4.Где и как мы едим 6 часов.

4.1

Где и как мы едим

4.2

Продукты для длительного похода или экскурсии

   

19ч

15ч

34ч

 

6 КЛАСС

     
 

Тема 5. Ты покупатель – 5 часа

     

5.1

Основные отделы магазина

5.2

Правила для покупателей

5.3

О чем рассказала упаковка

 

 

Тема 6. Ты готовишь себе и друзьям – 6 часов

     

6.1

Бытовые приборы и безопасное поведение на кухне

6.2

Как правильно хранить продукты на кухне

6.3

Приготовление пищи и правила сервировки стола

 

Тема 7. Кухни разных народов –  5 часов

     

7.1

Питание и климат

 

Тема 8. Кулинарная история – 6 часов

     

8.1

Как питались доисторические люди

8.2

Как питались в Древнем Египте

 

8.3

Как питались в Древней Греции и Риме

8.4

Как питались в Средневековье

 

 

Тема 9. Как питались на Руси и в России – 6 часов

     

9.1

Традиционные русские блюда

9.2

Русская каша

 

9.3

Хлеб – всему голова

 

9.4

Посуда на Руси

 

Тема 10. Необычайное кулинарное путешествие – 4 часа

     

10.1

Кулинарные музеи

 

10.2

Кулинария в живописи

 

10.3

Кулинарная тема в музыке

 

10.4

Кулинарная тема в литературе

 

 

Составляем формулу правильного питания

 

 

Итого

18 ч

16 ч

34ч

           

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (29.10.2014)
Просмотров: 5264 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: