ПРОГРАММА «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
( 5-6 класс) Пояснительная записка
Школа и общество – сообщающиеся сосуды: изменения в обществе обязательно отражаются в жизни школы, в приоритетах, требованиях к ученику, структуре и содержании образования. Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка. Уникальной образовательной программой, отвечающей этим требованиям, является программа «Разговор о правильном питании», которая уже 10 лет успешно проходит в России. Поскольку питание является важнейшим фактором здоровья человека, программа «Разговор о правильном питании» не только формирует у ребенка рациональное отношение к собственному питанию, но и дает представление об основных принципах здорового образа жизни. Обучение основам рационального питания должно отвечать принципу практической целесообразности, т.е. все сведения, сообщаемые ребенку, формируемые навыки поведения, должны быть полезны в повседневной жизни. Учащиеся должны иметь представление о продуктах, являющихся источниками витаминов, так как помогает понять – почему каждый день нужно есть фрукты или овощи, пить соки, молоко и т.д. Ученик может помогать маме на кухне, расставляя посуду на столе, и таким образом осваивать простейшие правила сервировки, т.е иметь получать реальное практическое значение. Испокон веков основы культуры питания закладывались в семье. Здесь ребенок знакомился с традициями питания, здесь происходило формирование его вкусовых пристрастий, осваивались правила поведения за столом и т.д. К сожалению, сегодня роль семьи в этой сфере воспитании снижается. Из нашей жизни постепенно уходят традиции семейных застолий (ужин, когда вся семья собирается за столом, воскресные завтраки), нередко получается, что 5 раз в неделю ребенок завтракает, обедает, а то и ужинает вне дома – в школе или детском садике. Таким образом, семейное воспитание существенно дополняется и корректируется воспитанием в школьном коллективе. Обойтись без поддержки родителей в этой сфере воспитания школа, безусловно, не может. Формирование культуры питания – это всегда сотрудничество родителей и педагога. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом, заключается в эффективном взаимодействии с родителями. Первый шаг на этом пути – сформировать у взрослых членов семьи понимание важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья, расширить их осведомленность в этой области (вариантов много – лектории, клубы для родителей, выступление медиков, диетологов). Второй шаг – убедить родителей в практической пользе воспитательной работы, проводимой школой. И третий – не допустить неуважительного отношения к традициям питания в семье. Упоминаемые педагогом продукты, блюда должны быть доступны для семей с различным уровнем достатка, знакомы всем детям. Обучение строится как игра, позволяющая проявить ребятам свою активность. Значение имеет и учет традиций питания – все рекомендуемые в программе блюда и правила питания являются традиционными для российской кухни. Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с основными принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с такими проблемами, как (нежелание ребенка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы), но далеко не все родители считают необходимостью рассказать детям о важности правильного питания. Для оценки эффективности программы будет проведено анкетирование детей и родителей, с целью выявления предпочтений продуктов в начале года (до проведения программы) и в конце учебного года (после её проведения). Результаты покажут – изменился ли качественный и количественный состав продуктов ежедневного рациона питания детей. ЦЕЛЬ программы: сформировать у школьников представления о необходимости заботы о своем здоровье , о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. ЗАДАЧИ :
1. Формирование у младших школьников основ рационального питания; 2. Ознакомление учащихся с полезными продуктами; 3. Формирование представлений учащихся о необходимости заботы о своем здоровье; 4. Развитие практических навыков у учащихся в создании рационального питания; 5. Формирование уважительного отношения к традициям питания в семье; 6. Совершенствование у родителей учащихся понимания важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья, 7. Расширение осведомленности учащихся и их родителей в области рационального питания. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1.Умение делать выбор между вредными и полезными продуктами. 2.Наличие представления о рациональном питании. 3.Умение заботиться о себе 4.Решение проблемы с организацией питания детей. 5.Изменение отношения ребенка и родителей к режиму, гигиене и продуктам питания.
Диагностика результатов проводится через:
-анкетирование учащихся и их родителей ; - тестирование ; - опросы учащихся и их родителей; - рисунки учащихся.
За основу программы данного факультатива взяты учебно – методическое пособие и рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании» разработанных специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии образования(комплект подготовки при спонсорской поддержке компании «Нестле» в рамках «Программы о правильном питании»). Программа «Разговор о правильном питании» способствует развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, рациональному питанию, они многое узнают о витаминах, находящихся в овощах и фруктах, о пользе каш и запеканок и т.д., способствующих улучшению пищеварения, повышению иммунитета к различным заболеваниям, в т.ч. и простудным. У детей формируется позитивное отношение к режиму питания и продуктам питания. Программа предусматривает проведение 34 занятий с учащимися в течение года, что составляет 1 час в неделю. Программа будет реализовываться через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность включает занятия по программе « Разговор о правильном питании» через использование таких форм работы, как: · беседа; · игра; · проект; · практическая работа; · конкурс; · викторина; · инсценировка; · экскурсия; · праздник.
Содержание 5 класс
Вводное занятие- 1 час. Почему важно быть здоровым.
Тема 1. Здоровье это здорово – 9 часов. Почему важно быть здоровым. Режим дня. Составление учащимися режима дня.(практическая работа ). Питание и здоровье. Движение и здоровье.
Тема №2. Продукты разные нужны – блюда разные важны. Режим питания – 12 часов. Белки и продукты – источники белка. Продукты – источники углеводов. Продукты – источники жиров. Витамины и минеральные вещества. Режим питания.
Тема № 3.Энергия пищи – 6 часов. Калорийность продуктов. От чего зависит потребность в энергии. Движение и энергия. Тема № 4.Где и как мы едим – 6 часов. Где и как мы едим. Продукты для длительного похода или экскурсии.
6 класс
Тема 5. Ты покупатель – 5 часов. Основные отделы магазина. Правила для покупателей. О чем рассказала упаковка. Тема 6. Ты готовишь себе и друзьям – 6 часов. Бытовые приборы и безопасное поведение на кухне. Как правильно хранить продукты на кухне. Приготовление пищи и правила сервировки стола. Тема 7. Кухни разных народов – 5 часов. Питание и климат. Тема 8. Кулинарная история – 6 часов. Как питались доисторические люди. Как питались в Древнем Египте. Как питались в Древней Греции и Риме. Как питались в Средневековье. Тема 9. Как питались на Руси и в России – 6 часов. Традиционные русские блюда. Русская каша. Хлеб – всему голова. Посуда на Руси. Тема 10. Необычайное кулинарное путешествие – 4 часа. Кулинарные музеи. Кулинария в живописи. Кулинарная тема в музыке. Кулинарная тема в литературе. Составляем формулу правильного питания – 2 часа. Составление проектов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ».
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 5368 | |
Всего комментариев: 0 | |