Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Моя родословная»

Пояснительная записка

В программах школьных курсов преподавание истории России практически не соотносится с историей семьи, собственного рода. Утрата национальной исторической памяти, утрата национальных семейных традиций является, по сути, национальной трагедией.

Одно из объективных требований сегодняшнего времени – поддержать интерес и потребности школьника в изучении собственной истории – семьи, рода в рамках изучения истории России ХХ века.

Актуальность курса заключается в том, что изучая историю России, ученик осознает, что самая значимая для него неотъемлемая составная её часть – это частная жизнь личности, семьи, рода.

Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность. Он включает в себя знакомство с основными понятиями и категориями генеалогии, теорию и практику составления родословных таблиц, изучение специфических особенностей методов сбора информации и её анализа.

Курс содержит большой потенциал для самореализации школьника: архивариус, библиограф, художник, журналист… – роли, исполнение которых влечет за собой яркую специализацию личности.

Базовыми науками для курса являются история, генеалогия, этнография, социология, геральдика.

Программа определяет главный способ самоорганизации ученика – поиск, научно-исследовательская работа, проект.

Цель курса:

- организация поиска материалов, позволяющих изучить родословную семьи (рода).

Задачи курса:

- изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;

- совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной;

- обучение методам классификации.

Прогнозируемый результат:

- составление поколенных росписей, родословных таблиц, хронологических таблиц;

- составление семейного календаря (хроники);

- составление семейного герба.

Курс предполагает классно-урочную систему, клубные занятия, индивидуальную работу и  рассчитан на учащихся 8 классов.

 

Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

теория  практика

1

Семейный архив, как исторический источник для составления родословия семьи (рода)

3

3

2

Наука генеалогия. Принципы составления родословного древа

3

3

3

Память рода моего. Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства

3

3

4

Помни имя свое

3

3

5

Равняясь на Карамзина

3

3

6

Расскажи нам о себе

0

4

Итого:

15

19

Всего:

34

 

Методические материалы для учителя

Тема 1

Семейный архив как исторический источник для составления

родословной семьи (рода)

Цель:

-  познакомиться с историческими источниками, хранимыми в домашних условиях;

-  обучить методам классификации;

-  развивать хронологические умения.

Базовые понятия:

- хронология;

- классификация;

- исторические источники.

Оборудование:

  • таблица №1 «Классификация по группам»;
  • таблица №2 «Классификация по разделам»;
  • приложение (перечень) «Что составляет семейный архив».

Формы организации деятельности учащихся:

  • беседа;
  • практическая работа;
  • самостоятельная работа.

Задания. Прогнозируемые результаты:

Учащиеся будут уметь:

- составлять семейный хронологический календарь;

- записывать услышанные от родственников рассказы о свадьбах, похоронах, семейных праздниках,  о событиях, отмеченных наградами, грамотами, дипломами;

-  создавать свой архив, составлять опись документов, вести регистрационную книгу, записывать папки для хранения различных групп материалов.

Приложение № 1

Таблица «Классификации по группам»:

 

библиографические материалы

служебные бумаги

переписка, рукописи

фотографии

воспоминания

ксерокопии газетных статей

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Таблица «Классификации по разделам»:

 

по персоналиям

по родовым ветвям

по фамилиям

 географически

по временным отрезкам

по задаче, идее рода

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Исторические источники, хранимые в домашних архивах или «Что составляет семейный архив?»

- Дневники. Письма. Открытки. Фотографии. Книги и подарки с дарственными надписями. Документы. Удостоверения. Свидетельства. Аттестаты. Газеты, журналы разных лет. Справки. Квитанции. Талоны. Награды. Грамоты. Дипломы. Семейные реликвии. Записи устных рассказов, воспоминаний.

Тема 2

Наука «генеалогия». Принципы составления родословного древа

Цель:

- Раскрыть сущность науки «генеалогия».

-  Познакомить с родословными знаменитых родов России.

- Познакомить с принципами составления родословного древа.

Базовые понятия:

- генеалогия;

- родословная схема;

- поколенная роспись;

- идеал;

- дворянство;

- «государственный человек».

Оборудование:

- словари;

- родословные таблицы родов Рюриковичей, Романовых, Голицыных, Пушкиных;

- перечень «Род Голицыных на службе Отечеству» (Приложение №1).

Формы организации деятельности учащихся:

- проблемная беседа;

- лабораторная работа со схемами;

- словарная работа.

 

Задания. Прогнозируемый результат

Учащиеся будут уметь: по таблице «Род Голицыных…» и перечню формулировать идею рода, задачу рода, составлять свои родословные таблицы.

Приложение № 1

- Перечень «Род Голицыных на службе Отечеству»: 22 боярина, 2 фельдмаршала, 50 генералов и адмиралов, 22 георгиевских кавалера, 4 человека пали в боях Отечественной войны 1812 года.

Тема 3

Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства

Цель:

- раскрыть понятия родство кровное и духовное  и с других родственных наименований;

-  изучить родственные связи по восходящей линии и боковым трех видов;

-  продолжить работу  над своей родословной.

Базовые понятия:

- кровное родство;

- духовное родство;

- крестный (восприемник).

Оборудование:

- таблица №1 «Таблица кровного родства»;

- таблица № 2 « Перечень древних родственных наименований»;

- таблица № 3 «Схема прямого родословия».

 

Формы организации деятельности учащихся:

  • беседа;
  • музейная лекция;
  • встреча со священником;
  • самостоятельная работа.

 

Задачи.  Прогнозируемый результат:

Учащиеся будут уметь устанавливать личности, имена, фамилии, годы жизни, место рождения, места жительства, образование, род занятий, национальность своих прямых предков;

-  разбирать подробно свои родственные связи – восходящую, боковые трех видов;

- расписывать по наименованиям свих родственников;

-  заполнять таблицы прямого родословия;

- заполнять таблицы поколенных росписей.

Приложение № 1

Таблица кровного родства

прадед

 

я

 

 

 

дед

 

сын

 

 

 

отец

 

внук

 

 

 

я

 

правнук

 

 

Боковые линии

 

Первая

 

Вторая

 

Третья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отец

 

 

 

Дед

 

 

 

Прадед

 

 

 

 

Брат

 

 

 

Дядя

 

 

 

Двоюродный дед

Я

 

 

 

Отец

 

 

 

Дед

 

 

 

 

Племянник

 

 

 

Двоюродный брат

 

 

 

Двоюродный дядя

 

 

 

 

Я

 

 

 

Отец

 

 

 

 

 

 

 

 

Двоюродный племянник

 

 

 

Троюродный брат

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

 

 

 

 

Таблица № 2

Перечень древних родственных наименований

  • Пращур – отец прадеда;
  • старый великий – двоюродный дед;
  • тетка великая – двоюродная бабка;
  • старый – дядя по отцу;
  • старый малый – двоюродный дядя (двоюродный брат отца или матери);
  • тетка малая – двоюродная тетка (двоюродная сестра родителей);
  • братанич – племянник (сын брата);
  • сестричин – племянник (сын сестры);
  • сестрична – племянница (дочь сестры);
  • первые скрытные братья и сестры или первая брату чада – двоюродные братья и сестры;
  • вторые скрытные или внучатые братья и сестры или вторая брату чада – троюродные братья и сестры;
  • внуки скрытные – двоюродные племянник и племянница;
  • отчим – муж матери;
  • мачеха – жена отца;
  • пасынок  – сын мужа от прежней его жены или дочь жены от прежнего ее мужа;
  • падчерица – дочь мужа от прежней его жены или дочь жены от прежнего ее мужа;
  • единокровные братья и сестры – от одного отца, но разных матерей;
  • удиноутробные братья и сестры – дети, сближенные браком отца одного и матери другой;
  • свекор – отец мужа;
  • свекровь – мать мужа;
  • тесть – отец жены;
  • теща – мать жены;
  • зять – муж дочери, так же принято называть мужа сестры;
  • невестка – или сноха – жена сына, так же называют жену брата;
  • деверь – брат мужа;
  • шурин – брат жены;
  • золовка  – сестра мужа;
  • свояченица – сестра жены;
  • сватья (свать) и сваха – родители мужа и жены между собой;
  • ястров (ястровица) – жены деверя (жена мужина брата);
  • свояк – муж свояченицы (муж жениной сестры).

 

 

 

 

--------------- 63

– VI

колено

 

 

 

--------------- 31

 

– V

колено

 

 

--------------- 15

 

 

– IV

колено

 

6 --------------- 7

 

 

 

– III

колено

2 --------------- 3

 

 

 

 

– II

колено

 

1

 

 

 

 

 

– I

колено

 

Таблица № 3

Схема прямого родословия

Тема  4

Помни имя свое: география рода. Фамилия. Флаг семьи. Верования. Обычаи, традиции, праздники семьи (рода). События, легенды, загадки,  домыслы семьи (рода).

Цель:

- продолжить работу над заполнением таблиц и схем.

- Продолжить систематизацию фактов, рассказывающих о членах семьи (рода).

Базовые понятия:

- генеалогия;

- способы образования фамилий.

Оборудование:

- таблица № 1 «Перечень способов образования фамилий»;

- карта мира;

- карта России;

- словарь «Религии мира»;

- словарь фамилий;

- условные хронологические схемы № 1 и №2.

Формы организации деятельности учащихся:

- беседа;

- работа с картой;

- работа со словарем;

- самостоятельная работа.

Задания. Прогнозируемые результаты:

Учащиеся будут уметь: составлять карты расселения членов рода;

- собирать галереи фотопейзажей, рисунков, полотен, связанных с географией твоего рода;

- исследовать происхождение фамилий твоего рода, формулировать гипотезу появления своей фамилии, записывать историю ее возникновения;

- устанавливать религиозную принадлежность членов семьи (рода);

- выделять в рабочих записях факты, рассказывающие об обычаях, традициях, праздниках семьи (рода);

- описывать наиболее ярких членов своего рода ;

- выделять в своих рабочих записях факты, граничащие с легендами, домыслами, загадками.

- построить хронологические схемы жизненного пути самых ярких представителей вашей семьи (рода), запись биографии.

- построить синхронные хронологические таблицы событий в стране и мире, используя семейный календарь и схему прямого родословия.

 

Приложение № 1

Таблица №1

«Перечень способов образования фамилий»

Перечень способов образования имени

Мама, папа, бабушки, дедушки

Братья, сестры

Крестильное имя;

 

 

внутрисемейное прозвище;

 

 

имя отца;

 

 

имя деда;

 

 

мирское имя (прозвище);

 

 

от женского крестильного;

 

 

принадлежность по сословию;

 

 

искусственно созданные;

 

 

редкие;

 

 

умышленно измененные;

 

 

по профессии;

 

 

по роду занятий;

 

 

по принадлежности к нации;

 

 

по месту жительства и т.д.

 

 

 

Таблица № 2

«События в стране и семье»

 

Прапрадеды

 

1907

 

 

 

1917

 

 

Прадеды

1927

 

 

 

1937

 

Деды

 

1945 (Вов)

 

 

 

1947

 

 

 

1956 (Целина)

Родители

 

 

1967

 

 

 

1977 (Ноябрьск)

Я

 

 

1987

Схема № 1

(условная хронологическая)

«Графическое изображение жизненного пути деда»

Родился

Переехал в Казахстан

Женился

Переехал в Ноябрьск

Вышел на пенсию

1945

1956

1970

1977

2000

 

Тема 5

Равняясь на Н.М. Карамзина: пишем книгу «История семьи (рода)».

Цели: научить оформлять результаты исследовательской работы в письменном виде текста, родословных таблиц и поколенных росписей, приложений;

- сформировать умения составлять герб семьи (рода);

-  на основе геральдических принципов и правил развивать умения  создавать экспозиции домашнего музея.

Базовые понятия: геральдика, литературные жанры, научные жанры.

Оборудование:

  • материалы авторской разработки;
  • геральдические альбомы;
  • словари;
  • образцы литературных произведений (былина, рассказ, повесть, роман);
  • образцы научных работ (сообщение, доклад, реферат, монография, учебник).

Формы организации деятельности учащихся:

  • самостоятельная  проектная работа;
  • беседа;
  • научное консультирование;
  • лабораторная работа с текстами альбомов.

Задания. Прогнозируемые результаты:

Учащиеся будут уметь определять жанры литературных произведений и научных работ;

- записывать былину, рассказ, очерк, повести, стихотворение, сообщение и т.д.

- создавать эскизы и  оформлять экспозиции домашнего музея.

Тема 6

Расскажи нам о себе: защита проекта «Моя родословная»

Цель: организовать презентацию проекта, формировать коммуникативную компетентность, способность оценивать результаты

Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (13.02.2015)
Просмотров: 1373 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: