Программа внеурочной деятельности «Моя родословная» Пояснительная записка В программах школьных курсов преподавание истории России практически не соотносится с историей семьи, собственного рода. Утрата национальной исторической памяти, утрата национальных семейных традиций является, по сути, национальной трагедией. Одно из объективных требований сегодняшнего времени – поддержать интерес и потребности школьника в изучении собственной истории – семьи, рода в рамках изучения истории России ХХ века. Актуальность курса заключается в том, что изучая историю России, ученик осознает, что самая значимая для него неотъемлемая составная её часть – это частная жизнь личности, семьи, рода. Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность. Он включает в себя знакомство с основными понятиями и категориями генеалогии, теорию и практику составления родословных таблиц, изучение специфических особенностей методов сбора информации и её анализа. Курс содержит большой потенциал для самореализации школьника: архивариус, библиограф, художник, журналист… – роли, исполнение которых влечет за собой яркую специализацию личности. Базовыми науками для курса являются история, генеалогия, этнография, социология, геральдика. Программа определяет главный способ самоорганизации ученика – поиск, научно-исследовательская работа, проект. Цель курса: - организация поиска материалов, позволяющих изучить родословную семьи (рода). Задачи курса: - изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности; - совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной; - обучение методам классификации. Прогнозируемый результат: - составление поколенных росписей, родословных таблиц, хронологических таблиц; - составление семейного календаря (хроники); - составление семейного герба. Курс предполагает классно-урочную систему, клубные занятия, индивидуальную работу и рассчитан на учащихся 8 классов.
Тематическое планирование
Методические материалы для учителя Тема 1 Семейный архив как исторический источник для составления родословной семьи (рода) Цель: - познакомиться с историческими источниками, хранимыми в домашних условиях; - обучить методам классификации; - развивать хронологические умения. Базовые понятия: - хронология; - классификация; - исторические источники. Оборудование:
Формы организации деятельности учащихся:
Задания. Прогнозируемые результаты: Учащиеся будут уметь: - составлять семейный хронологический календарь; - записывать услышанные от родственников рассказы о свадьбах, похоронах, семейных праздниках, о событиях, отмеченных наградами, грамотами, дипломами; - создавать свой архив, составлять опись документов, вести регистрационную книгу, записывать папки для хранения различных групп материалов. Приложение № 1 Таблица «Классификации по группам»:
Приложение № 2 Таблица «Классификации по разделам»:
Приложение № 3 Исторические источники, хранимые в домашних архивах или «Что составляет семейный архив?» - Дневники. Письма. Открытки. Фотографии. Книги и подарки с дарственными надписями. Документы. Удостоверения. Свидетельства. Аттестаты. Газеты, журналы разных лет. Справки. Квитанции. Талоны. Награды. Грамоты. Дипломы. Семейные реликвии. Записи устных рассказов, воспоминаний. Тема 2 Наука «генеалогия». Принципы составления родословного древа Цель: - Раскрыть сущность науки «генеалогия». - Познакомить с родословными знаменитых родов России. - Познакомить с принципами составления родословного древа. Базовые понятия: - генеалогия; - родословная схема; - поколенная роспись; - идеал; - дворянство; - «государственный человек». Оборудование: - словари; - родословные таблицы родов Рюриковичей, Романовых, Голицыных, Пушкиных; - перечень «Род Голицыных на службе Отечеству» (Приложение №1). Формы организации деятельности учащихся: - проблемная беседа; - лабораторная работа со схемами; - словарная работа.
Задания. Прогнозируемый результат Учащиеся будут уметь: по таблице «Род Голицыных…» и перечню формулировать идею рода, задачу рода, составлять свои родословные таблицы. Приложение № 1 - Перечень «Род Голицыных на службе Отечеству»: 22 боярина, 2 фельдмаршала, 50 генералов и адмиралов, 22 георгиевских кавалера, 4 человека пали в боях Отечественной войны 1812 года. Тема 3 Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства Цель: - раскрыть понятия родство кровное и духовное и с других родственных наименований; - изучить родственные связи по восходящей линии и боковым трех видов; - продолжить работу над своей родословной. Базовые понятия: - кровное родство; - духовное родство; - крестный (восприемник). Оборудование: - таблица №1 «Таблица кровного родства»; - таблица № 2 « Перечень древних родственных наименований»; - таблица № 3 «Схема прямого родословия».
Формы организации деятельности учащихся:
Задачи. Прогнозируемый результат: Учащиеся будут уметь устанавливать личности, имена, фамилии, годы жизни, место рождения, места жительства, образование, род занятий, национальность своих прямых предков; - разбирать подробно свои родственные связи – восходящую, боковые трех видов; - расписывать по наименованиям свих родственников; - заполнять таблицы прямого родословия; - заполнять таблицы поколенных росписей. Приложение № 1 Таблица кровного родства
Боковые линии
Таблица № 2 Перечень древних родственных наименований
Таблица № 3 Схема прямого родословия Тема 4 Помни имя свое: география рода. Фамилия. Флаг семьи. Верования. Обычаи, традиции, праздники семьи (рода). События, легенды, загадки, домыслы семьи (рода). Цель: - продолжить работу над заполнением таблиц и схем. - Продолжить систематизацию фактов, рассказывающих о членах семьи (рода). Базовые понятия: - генеалогия; - способы образования фамилий. Оборудование: - таблица № 1 «Перечень способов образования фамилий»; - карта мира; - карта России; - словарь «Религии мира»; - словарь фамилий; - условные хронологические схемы № 1 и №2. Формы организации деятельности учащихся: - беседа; - работа с картой; - работа со словарем; - самостоятельная работа. Задания. Прогнозируемые результаты: Учащиеся будут уметь: составлять карты расселения членов рода; - собирать галереи фотопейзажей, рисунков, полотен, связанных с географией твоего рода; - исследовать происхождение фамилий твоего рода, формулировать гипотезу появления своей фамилии, записывать историю ее возникновения; - устанавливать религиозную принадлежность членов семьи (рода); - выделять в рабочих записях факты, рассказывающие об обычаях, традициях, праздниках семьи (рода); - описывать наиболее ярких членов своего рода ; - выделять в своих рабочих записях факты, граничащие с легендами, домыслами, загадками. - построить хронологические схемы жизненного пути самых ярких представителей вашей семьи (рода), запись биографии. - построить синхронные хронологические таблицы событий в стране и мире, используя семейный календарь и схему прямого родословия.
Приложение № 1 Таблица №1 «Перечень способов образования фамилий»
Таблица № 2 «События в стране и семье»
Схема № 1 (условная хронологическая) «Графическое изображение жизненного пути деда»
Тема 5 Равняясь на Н.М. Карамзина: пишем книгу «История семьи (рода)». Цели: научить оформлять результаты исследовательской работы в письменном виде текста, родословных таблиц и поколенных росписей, приложений; - сформировать умения составлять герб семьи (рода); - на основе геральдических принципов и правил развивать умения создавать экспозиции домашнего музея. Базовые понятия: геральдика, литературные жанры, научные жанры. Оборудование:
Формы организации деятельности учащихся:
Задания. Прогнозируемые результаты: Учащиеся будут уметь определять жанры литературных произведений и научных работ; - записывать былину, рассказ, очерк, повести, стихотворение, сообщение и т.д. - создавать эскизы и оформлять экспозиции домашнего музея. Тема 6 Расскажи нам о себе: защита проекта «Моя родословная» Цель: организовать презентацию проекта, формировать коммуникативную компетентность, способность оценивать результаты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1406 | |
Всего комментариев: 0 | |