Рабочая программа по краеведению на 7 класс «Мой Камышлинский край»(34 часа)

Рабочая программа

по краеведению на 7 класс «Мой Камышлинский край»(34 часа)

Пояснительная записка

                 

Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, Россия активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную личность.

С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Ведущая идея программы - общая культура личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального самосознания молодёжи.

         Программа по краеведению для учащихся 7 классов общеобразовательного учреждения.  «Школьное краеведение» предполагает комплексное изучение родного края, знакомство учащихся  под руководством учителя с природными, культурными и  историческими особенностями края.  

 В ходе этого курса учащиеся узнают историю Камышлинского района, растительный и животный мир, водные ресурсы родного края. Узнают так же об экологии, о памятниках истории и культуры.  Об участниках боевых действий во Время Великой Отечественной войны и в «горячих точках»,  о тружениках тыла, ветеранах труда.  Совершат заочные и очные  путешествия по селам района, посетят школьные музеи района.

Целью данной Программы является -  систематизация и расширение представлений учащихся о своем крае, развитие чувства патриотизма.

Для реализации  учебного курса по краеведению будут использоваться следующие виды учебной деятельности: урок-экскурсия, урок - беседа,  урок - игра, проектная деятельность. Особое внимание будет уделяться  экскурсиям. В основном, это комплексные экскурсии по местным достопримечательностям, в музеи. В разработках экскурсионных занятий предусматриваются вопросы учащимся для наблюдений и обобщения увиденного, практические задания, дополнительный материал для рассказа экскурсовода или учителя.

По окончанию каждой четверти предлагается  проводить уроки контроля в виде  защиты проекта, викторин,  конкурсов, игр. А также будет предложено учащимся выполнить творческие работы по подтемам,  по результатам которых, следует определять уровень знаний учащихся по данному курсу. Нужно учесть, что проведение лекционных занятий в 7 классе не соответствует возрасту учащихся. Знакомство с новым материалом проводится в форме вопросов и ответов, с использованием игровых моментов.  Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет использование цифровых образовательных ресурсов.  При разработке заданий необходимо учитывать общий уровень развития ученического коллектива; возрастные  и личностные особенности учащихся; специфику  учебного предмета.

             В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;


познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;


ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;


основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия.

Учащиеся получат возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

            Компонент  базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для изучения учебного предмета «Краеведение» в 7 классе на этапе основного общего образования, из расчета 1 учебный час в неделю.

Реализация содержания программы осуществляется на основе технологий деятельностного  типа, включающих поисковую, исследовательскую деятельность, работу над проектами, организационную деятельность (организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов), индивидуальную работу с учащимися и др.

В основу программы положены следующие принципы образования:

- природосообразность (как соответствие возрастным особенностям ребят);

-  культуросообразность (село со своими традициями, историей, этническими природными и географическими особенностями);

-  деятельность, личностный подход, опора на  интересы и возможности детей.

       

Поисково-исследовательская деятельность учащихся в процессе реализации программы

Ребята находят предметы старины, которые, так или иначе, имеют отношение к истории малой родины и судьбам его людей. После изучения этих предметов старины, вещи для них приобретают совершенно иное значение, более глубокое и значимое.

Дети большим удивлением и интересом рассматривают старые фотографии, домашнюю утварь, хозяйственные  инструменты и орудия труда прадедов и прабабушек, архивные источники или старинную газету начала 20 века.

 Именно эти впечатления и показывают значимость курса «Краеведение», определяют ее основное направление – укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом. Поэтому в организацию музееведческой работы считаю целесообразным закладывать принципы педагогики сотрудничества.

Работа исследовательского направления планируется индивидуально или группами в виде проектов. Такой метод позволяет выявить и развивать и индивидуальные способности и умение работать в коллективе. В ходе исследовательской работы реализуются творческие способности обучающегося, развиваются и приобретаются познавательные  умения и навыки, формируются УУД.

           Просветительская деятельность в ходе реализации программы

Основная задача данного направления – вовлечение в работу школьного  музея, изучению родного края - своей малой родины, значительного числа школьников, родителей, населения.

Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:

Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков - экскурсий;

Местный или сельский уровень включает в себя приглашение и ознакомление с экспозициями школьного краеведческого музея односельчан, родителей обучающихся, гостей образовательного учреждения, экскурсии для них, мероприятия с их участием.

Районный, окружной, областной уровень – представление ученических исследовательских проектов на различных конкурсах.

           Планируемые результаты обучения:

Учащиеся будут знать:

 где расположены наш район,  область, какие полезные ископаемые, растения, животные, водные ресурсы есть в регионе, краткую историю района, названия поселений, их местонахождение, достопримечательности района,  основные экологические проблемы края и способы их решения, что такое заповедные зоны района.

Учащиеся будут уметь:

 рассказывать краткую историю района, области, находить их на карте,  показывать месторождения и добычи полезных ископаемых, реки района, области, называть основные виды животных и растений района, давать краткую характеристику сельским поселениям района, о его достопримечательностях, формулировать основные экологические проблемы края способы их решения, рассказать о заповедной зоне района. Делать сообщения и выполнять индивидуальные задания учителя. Работать с картой.

 

Источники составления программы:

Конституция Российской Федерации;
Закон об образовании РФ от 10.12.2001 г.,
Закон «О ветеранах» от 24.12.2002 г.
Закон «О днях воинской славы России» от 13.03.1995 г.
Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»
Программа развития  ГБОУ СОШ с. Камышла
Устав  ГБОУ СОШ с. Камышла

Возраст обучающихся: 12-13 лет, 7 класс

Учебный период:   34 часа

Количество уроков в неделю: 1 урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно- тематическое планирование по краеведению на 7 класс

 

Тема урока.

Тип урока

 

 

Кол-во часов

 

Планируемые результаты

Виды деятельности учащихся. Текущий и промежуточный контроль

Учебно-наглядное оборудование электронные образовательные ресурсы

Предметные (содержание урока)

Универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

1

Введение. Что изучает краеведение.

1

Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса.

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. 

 

 

 

 

  Раздел  I.  Природа Камышлинского  края и Самарской области    -  7 часов

2

Растительный мир Камышлинского края и Самарской области.  Растения, занесенные в Красную книгу.

1

Растительный мир лесостепной и степной зон Самарской области: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Зависимость между местными формами рельефа, климатом и растительными группировками, их приспособленность к данным средам обитания.

Местные лекарственные и ядовитые растения. 

в области познавательных УУД:

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - умение проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; - построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его истории; - систематизацию краеведческих знаний;

в области регулятивных УУД:

- принятие и сохранение учебной задачи; - учитывание выделенных учителем ориентиров действия в новом материале; - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

в области личностных УУД:

- проявление устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи и малой родины. - уважительное и бережное отношение к родной природе, к памятникам архитектуры и культуры; - проявление активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; инициативности и творчества в труде, бережного отношения к результатам труда, осознания значимости труда;

в области коммуникативных УУД:

- формирование честности, уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдения правил культуры, организованности, пунктуальности и требовательности к себе. - побуждение интереса к самопознанию; - использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний; - формулирование собственного мнения и позиции, ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии; - умение задавать вопросы.

 

Составление презентаций

презентация

3

Лекарственные растения и грибы Камышлинского края и Самарской области

1

Работа в интернете

Составление презентаций

презентация

4

Культурные растения нашего района и области

1

Работа в интернете

Составление презентаций

презентация

5

Водоемы Камышлинского края и Самарской области. Растения и
животные водоемов

1

Реки Самарской области. Численность и протяженность местных рек. Численность озер. Местные грунтовые воды (родники, колодцы). Пруды и водохранилища. Рациональное использование в хозяйственной деятельности чело века местных поверхностных и грунтовых вод. Местные водные растения и животные. Меры по экономному использованию и охране водных объектов района ( села)

Работа в интернете

Составление презентаций

 

6

Животный мир края.
Животные, занесенные в Красную
книгу

1

Животный мир лесной, лесостепной и степной зон Самарской области: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Описание местных животных и определение их хозяйственного значения. Животные - синантропы, спутники человека. Охрана местных растений и животных. Эндемические, редкие и исчезающие виды растений и животных в районе (городе, селе). «Красная книга» Самарской области. 

Работа в интернете

Составление презентаций

презентация

7-8

 Защита проектов.

Обобщение

2

 

Порядок действий:

1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов.

 

Презентация проектов учащихся

 

 

 

Раздел II. «Родословная»   -   4 часа

9-10

Семья,
родословная;
генеалогическое
древо
семьи

2

 

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - умение проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; - построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его истории; - систематизацию краеведческих знаний;

 

создание презентации, выставки  работ и др.)

Презентация учителя

11

Семейные традиции и праздники

1

 

 

 

презентация

12

Защита проектов.

Обобщение

 

 

Создание истории своей семьи

Презентации проектов учащихся

                         Раздел III. «История Камышлинского края и Самарской области» - 18 часов

13

Географическое положение Камышлинского края и Самарской области,  границы поселения Камышла и их изменение

 

1

Характеристика и особенности географического положения Камышлинского края и  Самарской области

Официальные символы области и края

в области познавательных УУД:

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; - умение проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; - построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его истории; - систематизацию краеведческих знаний;

в области регулятивных УУД:

- принятие и сохранение учебной задачи; - учитывание выделенных учителем ориентиров действия в новом материале; - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

в области личностных УУД:

- проявление устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи и малой родины. - уважительное и бережное отношение к родной природе, к памятникам архитектуры и культуры; - проявление активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; инициативности и творчества в труде, бережного отношения к результатам труда, осознания значимости труда;

 

Работа в интернете

Составление презентаций

Карты Камышлинского района, Самарской области и России

14

История Камышлинского края и Самарской области

1

происхождение  названия, легенды, предания  и сказания о родном крае

Работа в интернете

Составление презентаций

Презентации учащихся

15

Верования и религии Камышлинского края и Самарской области, история мечетей и храмов

 

1

 

Работа в интернете

Составление презентаций

Презентации учащихся

16-17

Памятники истории Камышлинского края и Самарской области: усадьба помещика Неклюдова. С.Т.

 

 

Работа в интернете

Составление презентаций

Презентации учащихся

18-19

История развития сельского хозяйства Камышлинского края и Самарской области. Встречи с ветеранами труда села Камышла.

 

 

 

Работа в интернете

Составление презентаций

Презентации учащихся

20

История создания и развитие школы Камышлиского края

 

 

 

Работа в интернете

Составление презентаций

Презентации учащихся

21

Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край.

 

 

Работа в интернете

Составление презентаций

Презентации учащихся

22

Камышлинский край и Самарская область в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921-1922 гг.

 

 

 

Работа в интернете

Составление презентаций

презентация

23-26

Ратные подвиги земляков-на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны.

4

Исторические  события  нашего  государства  и  родного  края  периода  Великой Отечественной  войны.Перестройка всей жизни  на военный лад. Героизм камышлинцев на фронтах войны.  Вклад камышлинцев в победу над врагом. Знакомство с Книгой Памяти.

Сбор материала  о  земляках

Составление презентаций

Презентации учащихся

27-28

Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми.

 

 

Составление презентаций

Презентации учащихся

29

Защита проектов.

Обобщение

 

 

Презентации учащихся

Раздел  V. Творческая работа   -  5 часов

30-31

Экскурсия в музеи Камышлинского края

2

Посещение школьного краеведческого музея с. Камышла

Посещение школьного краеведческого музея с. Старое Ермаково

 

 

 

32-34

Проектно-исследовательская  работа

 

3

Оформление и защита проектно-исследовательской  работы

 

 

Оформление проектно-исследовательской  работы

 

Презентации учащихся

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (01.10.2015)
Просмотров: 2444 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: