Тема урока: «Франко- прусская война. Объединение Германии».
Тема урока: «Франко- прусская война. Объединение Германии».
 
Цель урока:
Образовательная: выяснить причины Франко-прусской войны, познакомиться с событиями, оценить её последствия для мира и для участников войны.
 
Развивающая: продолжить работу над развитием умений учащихся анализировать, обобщать, систематизировать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним.
 
Воспитательная: развивать у учащихся человеколюбие и толерантность.
 
Тип урока: изучение нового материала.
 
Оборудование урока: 1.Мульимедийный проектор. 2.OMS module «Объединение Германии». 3. Карта " Европа 1815 – 1871гг.”.
 
Ход урока:
 
1. Организационный момент.
 
 2. Проверка домашнего задания. (с использованием OMS module «Объединение Германии».
 
 -Вспомним историю создания Германского союза и его задачи. В результате Венского конгресса 1815 года германские государства были объединены в конфедерацию государств – Германский союз. В него вошли 35 монархий и 4 вольных города. Германский союз, по мысли его создателей, должен был стать защитой против возможных притязаний Франции на господство в Европе, но не решал ни политических, ни экономических вопросов. Он с охранял старые устои.
 
 -Кто председательствовал в Германском союзе?
 За право председательствовать в союзе боролись два государства – Пруссия и Австрия. Однако благодаря политической ловкости австрийского канцлера Меттерниха это право досталось Австрии. Австрия встала во главе союзного сейма – парламента Германского союза.
 
 -Когда был создан Таможенный союз?
 Пруссия не удовлетворилась ролью простого члена Германского союза. В первой половине XIX века она вела активные действия в его рамках. Одним из больших успехов Пруссии стало создание Таможенного союза в 1834 году. Германия была разделена огромным количеством таможен и каждое, даже самое карликовое, государство претендовало на сбор пошлин. 18 государств, вошедших в Таможенный союз, уничтожили таможни и тем самым создали предпосылки для развития капитализма на своих территориях.
 
 -Кто приходит к власти в 60-е гг. в Пруссии?
 В 1862 году на пост министра-президента, или канцлера Пруссии был назначен Отто фон Бисмарк, бывший дипломат, крупный помещик, принадлежавший к юнкерскому сословию. Новый канцлер обладал неукротимой энергией. Он решил во что бы то ни стало возвысить Пруссию и поставить ее во главе объединенной Германии. За сильную волю и стремление любыми средствами добиваться поставленной цели современники прозвали его «железным канцлером». (два ученика у доски рассказывают о Вильгельме Первом и Отто фоне Бисмарке
 
) - Определите пути и результаты начала объединения. (работа по карте)
 
1 ученик: Шаги к объединению Германии были сделаны не дипломатическим путем, а путем военных конфликтов. В 1864 году Пруссия при поддержке Австрии начала войну с Данией. Целью этой войны стало отторжение датских провинций – Шлезвига и Гольштейна(работа по карте), население которых было по большей части немецкого происхождения. Через четыре месяца военных действий Дания вынуждена была уступить провинции.
 
2 ученик: Несмотря на помощь, которую Австрия оказала Пруссии в войне с Данией, следующей жертвой стала именно она. Цель Пруссии была ясна: уничтожение влияния Австрии в германских землях. Развернув широкомасштабную дипломатическую игру, Бисмарк сумел добиться нейтралитета со стороны европейских монархов: Александра II в России, Виктора-Эммануила II в Италии и Наполеона III во Франции. Война с Австрией началась в 1866 году. В решающей битве при Садове в июле 1866 года Австрийская империя была разбита. По мирному договору Австрия отказалась от главенства в Германском союзе и передала Пруссии королевство Ганновер, Гессен-Кассель, Нассау и город Франкфурт-на-Майне.
 
 3 ученик: В 1867 году по инициативе Пруссии был создан Северогерманский союз, включавший в себя 22 германских государства. Эти государства сохраняли свою независимость, органы самоуправления и руководителей государств. Во главе Северогерманского союза стоял президент, которым стал пожизненно прусский король Вильгельм I. Он имел право объявлять войну, заключать мир, председательствовать на союзном рейхстаге. О. фон Бисмарк стал канцлером нового союза.
 
Разминка (гимнастика для глаз – проводит Садриева Миляуша).
 
 3.Объяснение новой темы с использованием OMS module «Объединение Германии». (работа по карте)
 
Учитель: - Откройте тетради, запишите число 23.10.2009 г., тему. Тема нашего урока " Франко- прусская война 1870-1871 гг. Объединение Германии.”. (Слайд 1 )
 
 В 1870 году началась война между Северогерманским союзом и Францией. Франция уже давно стала препятствием на пути дальнейшего объединения Германии. Эта была держава, на которую ориентировались католические южногерманские государства, не вошедшие в Северогерманский союз. Бисмарк сфальсифицировал документы, и Наполеон III, император французов, не замедлил объявить Германии войну. Историки называют эту войну франко-прусской, однако в ней участвовала большая часть германских государств, поэтому ее можно считать франко-германской войной.
 
-Каковы цели сторон? (запись в тетради)
 
 Германия хотела полностью объединиться, присоединив южногерманские государства. Франция хотела уничтожить зарождавшегося соперника Германию. -Причина войны? Обе страны жаждали войны. 1 сентября 1871 года в местечке Седан близ бельгийской границы французская армия потерпела сокрушительное поражение, названное «Седанской катастрофой». Франция капитулировала, Наполеон III отрекся от престола. Уже в январе 1871 года французское правительство подписало капитуляцию (словарная работа, запись в тетради).
 
 Итоги войны были крайне тягостны для Франции и успешны для Германии.
 
 Из учебника на стр.140 найдите условия мирного договора. (работа с учебником) Франция потеряла две важные в промышленном отношении области: Эльзас и Лотарингию, которые находились на границе с Германией. Кроме того, Франция обязалась выплатить Германии в течение пяти лет контрибуцию (словарная работа) в пять миллиардов франков – баснословно огромную сумму. Германия же получила прекрасную возможность развивать свою промышленность за счет аннексии и контрибуции. Самым важным стало то, что в результате франко-германской войны произошло окончательное объединение Германии «железом и кровью», по словам О. фон Бисмарка. В январе 1871 года в зеркальном зале Версальского дворца Вильгельм I был провозглашен императором Германской империи. Рассмотрите на карте, какие государства вошли в Германскую империю, образованную в 1871 году. OMS module «Объединение Германии». (работа по карте)
 
 4. Закрепление новой темы.
 
 -Назовите годы Франко-прусской войны.
 
-Причины, основные события.
 
-Итог войны.
 
5. Домашнее задание.
 
Домашнее задание: & 18, вопросы и задания к &.
 
6. Выставление оценок.
 
7. Подведение итога урока.
 
Рефлексия – 3 минуты.
 
 На отдельных листках попробуйте оценить свою работу на сегодняшнем уроке по 10-балльной системе. Для этого ответьте на вопросы: а) - как я усвоил материал: - узнал ли больше получил глубокие знания – 9-10 баллов усвоил материал частично – 7-8 баллов мало что понял и запомнил – 4-5 баллов б) - как я работал? - где допустил ошибки - удовлетворен ли своей работой? везде справился самостоятельно – 9-10 баллов допустил ошибки – 7-8 баллов работой не удовлетворен , справился с заданиями плохо – 4-5 баллов Мое мнение: было ли интереснее на этом уроке по сравнению с другими? с какими трудностями столкнулся? какие пожелания могу дать?
Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (31.03.2013)
Просмотров: 3385 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: