Урок истории на тему:" Гражданская война в России".
Тема урока по истории: "Гражданская война в России 1918–1922 гг. Технология завоевания политической власти и трагедии человеческих судеб".
 
 Цель:
 
 Образовательная:
 
 сосредоточить внимание учащихся на вопросах гражданской войны, требующих глубокого осмысления: гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе, как пример решения политических, экономических, социальных вопросов силовыми методами, основой которых стал террор. Причины поляризации общественных сил в период гражданской войны и влияние политического кризиса на отдельные человеческие судьбы.
 
 Развивающая:
 
 развивать умение работать с фактическим материалом, документами. Развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации. На основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения. Рассматривать исторические события с позиции участников исторического процесса.
 
Воспитательная:
 
 воспитывать чувство сопереживания трагическим событиям Отечественной истории. Усилить в сознании учащихся неприятие войны и силовых методов разрешения социально-политического кризиса через рассмотрение гражданской войны как величайшей народной трагедии, в которой нет победителей и побежденных. Подойти к выводу о необходимости выбора иных, не силовых путей решения важных политических вопросов в современном обществе.
 
 Тип урока: обобщение (урок-суд)
 
Оборудование: фрагмент фильма Г. Панфилова "Романовы. Венценосная семья”, видео-ролик о расстреле белогвардейцами крестьян, раздаточный материал (рабочий лист урока с отрывками из различных документов)-уч-ся сами нашли в Интернете.
 
Ход урока:
Учитель:- Здравствуйте, садитесь! На предыдущем уроке мы с вами изучили Гражданскую войну 1917-1922 гг. Она закончилась победой большевиков. Сегодня на уроке разберёмся в причинах этого, проанализировав события, происходившие в годы Гражданской войны между белыми и красными.
 
 Урок пройдёт в виде судебного заседания. Это для вас не ново, так как уроки истории у нас уже проводились в виде судебных разбирательств. Я вновь предлагаю вам выступить в роли защиты и присяжных заседателей и принять решение в конце заседания по данному делу. Участники судебного процесса ознакомлены с сюжетом и текстом судебного разбирательства. Займите, пожалуйста, свои места.
Белое движение представляет Фартдинов Алик со своими свидетелями, Красное движение- Борзов Николай со своими свидетелями.
 
 Председатель судебного заседания (учитель): – Объявляю заседание открытым. Все участники судебного разбирательства предупреждаются, что дача заведомо ложных показаний в соответствии со ст. 181 УК РФ наказывается лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на тот же срок. Слушается дело по факту Гражданской войны 1917-1922г.
 
 А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме,
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
 
 Начнем с "пламени и дыма”. Слово предоставляется представителю Красного движения Борзову Николаю.
 
Коля: -Красное движение в Гражданской войне действовало решительно и целенаправленно, создало регулярную, строго дисциплинированную Красную Армию. Ключевой внутренней причиной победы большевиков стало то, что они в конечном счёте получили поддержку преобладающей части населения России - мелкого и среднего крестьянства, а также трудящихся национальных окраин. В обеспечении единства советского тыла играла пропаганда и агитация большевиков. Граждан убеждали в том, что они начали дело «международной пролетарской революции» несущей в себе мечты о равенстве, братстве и социальной справедливости, а также призвание народа против Интервенции Антанты, заявив о себе как о защитниках свободы и независимости Родины. У меня пока всё, Ваша Честь.
 
 Председатель судебного заседания (учитель): - Слово предоставляется представителю Белого движения Фартдинову Алику.
 
Алик: - Я считаю, что события октября 1917 года явились отказом от буржуазно-демократического развития России. Утопические во многом лозунги большевиков отражали желания широких народных масс, что и принесло, собственно, им победу в борьбе за власть. Идеология Белого движения не провозглашала заранее, и формально не навязывала народу свою позицию по ключевым вопросам о будущей форме государственности России, и её социально- экономическом строе. Решение вопросов оставалось после ликвидации советской власти за «соборной воле народа». У меня пока всё.
 
 Коля: -Ваша Честь. Я хотел бы сразу возразить насчет утопических лозунгов. Если вы помните, у лидера Красных Владимира Ильича изначально была четкая программа действия, зафиксированная в "Апрельских тезисах”. Программа-минимум предполагала участие в демократическом движении и мирный исход буржуазно-демократической революции. И они шли единым политическим фронтом с левыми эсерами. Но, к сожалению, ни одна политическая партия, не готова была взять политическую власть в свои руки, кроме, конечно, Ленинской партии. Все ждали Учредительного собрания, не желая прекращения войны. В стране рушится политическая власть, а Временное правительство, Керенский, думают о союзническом долге. Что могло быть важнее внутренних проблем. Война увязла, голод, разруха, крестьяне без земли, рабочие не получают достойную оплату труда, а их условия жизни? А национальные окраины, задыхающиеся в тисках империи?
 
Алик: - Ваша Честь! Экономическая программа военного коммунизма порождали враждебное отношение к большевикам. Крестьяне уклонялись от мобилизации в Красную армию. Крестьянство выступало против злоупотреблений продотрядов, против изъятия хлеба, реквизиций скота. С усилением репрессий деревня перешла к методам крестьянской войны - террору против коммунистов и советских работников, прекратилась сдача хлеба. Леса наполнились армиями зеленых, державших в страхе сельские власти. Восстания крестьянства отмечались в центральной России, в Поволжье, на Урале, в Сибири.
 
Коля: - Ваша Честь! Но аграрная политика белых правительств была совершенно неприемлемой: все они пытались, как справедливо заметил кадетский лидер и историк Милюков, «перерешить земельный вопрос в интересах помещичьего класса». У Белых генералов, оказавшихся неспособными проводить эффективную социально-экономическую политику, оставался единственный метод- террор. Я ходатайствую о вызове свидетеля Гарифуллину Ленару, который подтвердит данный факт.
 
Председатель судебного заседания (учитель): - Слово предоставляется свидетелю со стороны Красного движения Гарифуллину Ленару.
 
 Ленар:- Я хочу зачитать Материалы газеты "В пути"

/ известия поезда предреввоенсовета Тройного/ «Самаро-Златоустовская железная дорога на протяжении 180 верст освободилась от чехобелогвардейских банд. Все мосты через Волгу ими взорваны. На разъезде… где находился завод взрывчатых веществ, валяется более 800 трупов рабочих, их жен и детей, изрубленных шашками. В Краткове и далее на линии валяется 306 трупов изрубленных арестованных, вывезенных из Самарской тюрьмы белогвардейцами, на станции Ляпиги расстреляны помощник Буданов, имеющий девять детей, дорожный мастер и стрелочник Соболев, в Самаре число расстрелянных велико». Трудно оправдать подобные злодеяния. Основной идеей Белого движения было восстановление боеспособной армии для отпора большевизму и возрождение великой неделимой России. Но разве цель оправдывает средства? Имея только цель и не имея конкретной программы действий /например, аграрной/, Белое движение было обречено на провал. По мере того, как это становилось все более ясным, ненависть к большевизму и его лидерам сменялась злобой, бесцельной жестокостью.
 
ВИДЕОРОЛИК с комментариями Ленара и Коли (расстрел белогвардейцами крестьян ).
 
Алик: - Ваша Честь! Я хотел бы пояснить, главной своей целью Александр Васильевич Колчак ставил создание боеспособной армии, победу над большевизмом и установление законности и правопорядка, дабы народ мог беспрепятственно избрать себе образ правления, который он пожелает, и осуществить великие идеи свободы, ныне провозглашенные по всему миру. И для достижения этих целей ему приходилось быть жестоким. Но ни в какое сравнение это не идет с тем, что "творили” большевики. Я ходатайствую о вызове свидетеля по данному факту Хакимову Гульназ.
 
Председатель судебного заседания (учитель):- Слово предоставляется свидетелю со стороны Белого движения Хакимовой Гульназ.
 
Гульназ: Я зачитаю документ- Из акта расследования по делу о злодеяниях
большевиков в городе Ялте и ее окрестностях
/злодеяния против мусульманского населения/ 1918 г.
 
После бегства большевиков из Крыма была образована крымскотатарская следственная комиссия с участием двух юристов, которая в течение месяца произвела краткое обследование апрельских злодеяний большевиков, совершенных на Южном побережье Крыма. Протоколами этой следственной парламентской комиссии устанавливается, что в районе обследования за два-три дня апреля месяца убито мирных жителей более 200. Над жертвами издевались, отрезая им пальцы рук и ног, половые органы, обезображивая им лица, уничтожено имущество, общий же ущерб, причиненный большевиками татарскому населению Алушты, Кизильташа, Дерекоя, Алупки и более мелких поселков, по приблизительному подсчету превышает 8000000 рублей. Тысячи жителей оказались нищими. У меня всё Ваша Честь.
 
Председатель судебного заседания (учитель):- У сторон есть вопросы к свидетелю?
 
 Алик: Нет, Ваша Честь.
 
Коля: Нет, Ваша Честь.
 
 Председатель судебного заседания (учитель):- Присаживайтесь, свидетель. У сторон есть ли другие доказательства, либо свидетели по данному делу?
 
Коля: Ваша Честь! Я ходатайствую о вызове свидетеля Хакимова Ильдара, который дополнит по факту Белого террора.
 
 Председатель судебного заседания (учитель):- Слово предоставляется свидетелю со стороны Красного движения Хакимова Ильдара .
 
 Ильдар: Я зачитаю отрывки из писем крестьян…(из Интернета) Из частных писем эпохи гражданской войны (май - декабрь 1919 г.)
 
Все равно какая будет власть, лишь бы скорее установился порядок (Полтавская губ, 2 июня 1919 г.). Люди едят мох, дерево, мякину одну, без примеси муки, и живут все, не помирают... живучи люди (Псковская губ., 2 июня 1919 г.). Все взоры народа обращены на восток, откуда ожидают своего избавителя Колчака, который свергнет ненавистное всем иго коммунизма (Калужская губ, 9 июня 1919 г.). Долой буржуев и кулаков. Да здравствует Советская власть на весь мир. Смерть банкирам (Московская губ., 20 июня 1919 ). Настроение в народе против Советской власти. И как не быть против, когда наши коммунисты распоряжаются в тылу, как сами хотят. Придут к тебе в дом и отберут все ценные вещи и уходят, а на фронт идти не хотят. Нас грабят до основания и еще хотят, чтобы мы за них головы свои клали. Крестьяне все люди беспартийные, и им из-за прав нечего воевать (Тверская губ., 20 июня 1919 г.). Я теперь нагляделся, что делают белые в Вятской губернии, в 30 домах оставили одну лошадь, а то все забирали. Рабочих расстреливали, а трупы жгли на костре. Крестьяне там платят большие налоги, с бедняков берут 1000 руб. Белые закололи более 300 человек, не считаясь с женщинами и детьми, у кого служит сын, все семейство вырезают. Где были схоронены красные, то вырывали, обливали керосином и жгли (Вятская губ., 14 июля 1919 г.). Есть недовольство Советской властью, но также есть определенное нежелание стремиться и способствовать Колчаку (Новгородская губ., 20 июня 1919 г.). В Сибири в настоящее время царский старый режим. Все буржуи, капиталисты, помещики, генералы и адмиралы сели опять на шею крестьян и рабочих. Крестьян душат податями, такие налоги наложили на крестьян, что невозможно никак уплатить. Хлеб дорогой, пуд ржаной муки 60 руб. (Вятская губ., 26 июля 1919 г.). Деникин творит страшные зверства. В деникинском войске началась страшная паника, потому что в деревнях начинают организовываться партизанские войска (Курская губ., 28 июля 1919 г.). Мы дали клятву везде и всюду защищать советскую власть, ибо она одна защитница бедного класса (Тамбовская губ., 28 июля 1919 г.). Пока всего хватает, но, видно, скоро вытянут последние соки. Коров, лошадей, овец не взяли. Но от остального немножко попробовали. Но все ерунда, лишь бы скорее сломить буржуазную сволочь. Все ждем и не можем дождаться, когда восторжествует советская власть. У меня в душе такая злоба к буржуазии, что я могла бы собственными руками их застрелить. Терпим до конца, и да здравствует советская власть (Гомельская губ., 14 декабря 1919 г.) (фото прилагается – на слайдах). У меня всё Ваша Честь.
 
Председатель судебного заседания (учитель):- У сторон есть вопросы к свидетелю?
 
 Алик: Нет, Ваша Честь.
 
 Коля: Нет, Ваша Честь.
 
Алик: Ваша Честь! Я ходатайствую о вызове свидетеля Зиякова Алмаза, который дополнит по факту Красного террора.
 
Председатель судебного заседания (учитель): - Слово предоставляется свидетелю со стороны Красного движения Зиякову Алмазу.
 
Алмаз: Из документов О РАСПРАВЕ НАД ВОССТАВШИМИ ПРОТИВ КОЛЧАКОВЦЕВ КРЕСТЬЯНАМИ. ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛА МАЙКОВСКОГО. 30 СЕНТЯБРЯ 1919 г.
 
I. В каждой деревне района восстания подробно обыскивать, захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте.
II. Арестовывать по показанию местных жителей всех агитаторов, членов Совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников и укрывателей и предавать военно-полевому суду.
III. Ненадежный и порочный элемент высылать в Березовский и Нерченский край, передавая их милиции.
IV. Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявших их распоряжения и не принявших всех мер к ликвидации красных своими средствами, предавать военно-полевому суду, наказание увеличивать до смертной казни включительно.
V. Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни. Родина. — 1990. — № 10. — С. 61.
 
 Сведения о злодеяниях большевиков в отношении Церкви и ее служителей в Ставропольской епархии. При расследовании злодеяний в области гонений на религию, Церковь и духовенство в Ставропольской епархии (Ставропольская губерния и Кубанская область) установлено, что уже в 1917 году, вслед за февральской революций, наблюдались случаи выступлений против Православной церкви и ее служителей, выражавшихся в удалении икон из некоторых казарм, в грубом обращении с лицами духовного звания, в намеренном проявлении неуважения к Церкви в виде появления в храме в шапке, закуривания папирос от зажженной перед образом свечи и т.п., однако тогда это были поступки отдельных лиц из наиболее недоброкачественных элементов общества, из среды преступников, массами освобождавшихся из мест заключения, и из среды деморализованных солдат, но ни одного не было случая, чтобы такие поступки допускались или тем более совершались представителями власти большевиков как нечто систематическое, проводимое в жизнь с невероятной жестокостью и кощунством. (фото на слайдах) У меня всё Ваша Честь.
 
Председатель судебного заседания (учитель): - У сторон есть вопросы к свидетелю?
 
Алик: Нет, Ваша Честь.
 
Коля: Нет, Ваша Честь.
 
Алик: Ваша Честь! Зловещая страница в истории большевизма – расстрел царской семьи. Напомню, что например, в Англии и во Франции в годы революции были казнены монархи-короли, Карл I и Людовик ХVI, но семьи их не казнили. Совсем по-иному поступили в России. Николай II имел возможность спастись и спасти свою семью. Английская разведка разработала специальную операцию по спасению царя России, но Николай II, отказался покинуть Россию, сказав – ''я русский'', любовь к России была сильнее жизни, да и к тому же он не думал, что большевики дойдут до таких крайностей. Буквально недавно Русская православная церковь причислила Николая II к лику святых. Я считаю, сейчас будет важным посмотреть последние кадры фильма Г. Панфилова "Романовы. Венценосная семья”. Это момент истины, момент всеобщего покаяния и прощения за трагические страницы истории гражданской войны.
 
ВИДЕО с кадрами фильма Г. Панфилова "Романовы. Венценосная семья”.
 
Это момент истины, момент всеобщего покаяния и прощения за трагические страницы истории гражданской войны.
 
Коля: Ваша Честь! Как писал позднее Троцкий, «казнь царской семьи нужна была не просто для того, чтобы запугать, ужаснуть, лишить надежды врага, но и для того, чтобы встряхнуть собственные ряды, показать, что отступления нет, что впереди полная победа или полная гибель».
 
 Председатель судебного заседания (учитель): - У сторон есть ли другие доказательства, либо свидетели по данному делу?
 
Алик: Нет, Ваша Честь.
 
 Коля: Нет, Ваша Честь.
 
 Председатель судебного заседания (учитель):- Приступаем к прениям сторон. Слово предоставляется представителю Красного движения Борзову Николаю.
 
 Коля: Ваша Честь, в силу отмеченных выше факторов чаша весов все более склоняется в сторону поддержки нашей позиции. Нас поддержало крестьянство, а это 100 млн. населения страны; нас поддержали национальные окраины. Мы смогли сплотить свои силы и создать революционное правительство. И решающим стало создание Красной Армии. А Белое движение, демократическая контрреволюция оказались неспособными взять политическую власть в свои руки. У меня всё.
 
Председатель судебного заседания (учитель):- Слово предоставляется представителю Белого движения Фартдинову Алику.
 
Алик: Да, мы готовы признать свои ошибки, отсутствие единого командования, координации действий, разрозненность нашего движения, неспособность принять военную диктатуру. Да и вообще все антисоветские силы страдали от отсутствия политического и идеологического единства. Большевизм победил, однако поддержка, полученная им со стороны непролетарских слоёв населения, носила ограниченный, условный характер, что предвещало новые великие потрясения. У меня всё
 
Председатель судебного заседания (учитель):- Уважаемые присяжные заседатели Вам предоставляется слово для вынесения решения по данному делу.
 
 ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ:
 
Горбунова Светлана:
 
 - Мы считаем, что события октября 1917 года явились отказом от буржуазно-демократического развития России. Утопические во многом лозунги большевиков отражали желания широких народных масс, что и принесло, собственно, им победу в борьбе за власть. Все последующие события стали борьбой различных политических сил за окончательный выбор исторического пути, но путем вооруженной борьбы. К сожалению оба лагеря в своей борьбе за идеи проявили лютую ненависть, жестокость и террор. Мы думаем, что сегодня мы с вами, все наше общество, должны понимать события гражданской войны, как величайшую трагедию, где не было победителей и проигравших. Поскольку коснулось всех граждан России. Мы должны очистить себя от этих разрушительных сил и погасить, искоренить в себе этот дух грозящих нам гражданских войн.
 
Олифер Ульяна:
 
 - Все пострадавшие в гражданской войне, в итоге, имели одну общую беду – разрушенную жизнь, и в этой войне не было победителей и проигравших, поскольку коснулось всех жителей России. Мы думаем, что подобная технология, которой воспользовались большевики для захвата политической власти, имела свое начало еще во времена Великих революций. И сегодня ни в коем случае не должна использоваться в России. Только путь реформирования, а еще лучше постоянных инновационных изменений – единственно приемлемый для развития России в рамках правового государства. Пусть же пережитые Россией уроки не пропадут даром. Надо знать ошибки прошлого. Чтобы не повторить их в будущем.
 
Председатель судебного заседания (учитель):- На этом судебное заседание объявляется закрытым.
 
 УЧИТЕЛЬ:- И в завершение нашего урока хочу зачитать строки Марины Цветаевой:
 
Все рядом лежат –
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
 Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белый стал:
Смерть побелила.
 
Анализируя стихотворение, ученики отвечают на вопросы:
 
 -Какая мысль содержится в этом отрывке?
 
 - Согласны ли вы с автором?
 
-Готово ли нынешнее общество к такому пониманию гражданской войны?
 
Обобщающие вопросы урока:
 
 -«Каковы итоги гражданской войны?»
 
 -«Какие итоги гражданской войны остались не усвоенными обществом».
 
 - Ребята, домашнее задание я предлагаю вам (по выбору учащихся):
(По итогам изучения темы работы с документально-методическим комплексом).
 
1.Напишите свою страницу о гражданской войне для школьного учебника истории.
 
2.Напишите мемуары или отдельный документ гражданский войны от имени её участника или современника (попробуй воссоздать образ мыслей, взгляды, настроения людей того времени, объясни мотивы их поступков, понять их ценности).
 
 3.Попробуйте описать (нарисовать) ваш вариант памятника участникам и жертвам гражданской войны.
Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (04.04.2013)
Просмотров: 1261 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: