Урок обществознания в 8 классе. Тема «Радости и сложности общения».
 
Урок обществознания в 8 классе. Тема «Радости и сложности общения».
 
 Цель урока:
 
Образовательная: Показать, что общение является одним из важных моментов в межличностных от­ношениях. Определить место общения в микроклимате контактов и взаимодействий чело­века с другими людьми.
 
Развивающая: Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной учебной деятель­ности, анализировать, правильно и грамотно излагать свои мысли
 
Воспитательная: Прививать учащимся культуру общения, а так же такие качества характера как: терпимость, взаимопонимание, уважительное отношение к окружающим.
 
Тип урока: комбинированный с элементами игры.
 
Приёмы и средства обучения: работа с текстом учебника, анализ ситуаций, работа в группах и парах, индивидуальные задания.
 
Оборудование: Мульимедийный проектор
 
Ход урока:
 
 Индивидуальные письменные задания.
 
 -Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним, что такое межличностные отношения и каково их содержание.
 
На доске изображено грустное солнышко без лучиков, ребята должны приклеить лучики. На лучиках написаны вопросы, на которые ребята должны ответить прежде, чем приклеить к солнышку. Вопросы на лучиках солнышка.
 
1 .Дайте определение понятию «межличностные отношения».
2.Что входит в систему взаимосвязей между людьми?
3. Взаимовосприятие - это...
4. Что составляет эмоциональную основу межличностных отношений?
 5. На сколько и какие группы можно разделить чувства?
 6. Дайте классификацию межличностных отношений по способу организации?
7. На какие уровни подразделяются межличностные отношения?
8. Насколько и ка­кие уровни подразделяются знакомства?
9. Какой уровень межличностных отношений считается более близким?
10.Что является важным условием межличностных отношений?
 
Изучение новой темы.
 
-На прошлом уроке мы говорили о том, что межличностные отношения -это сложные отношения. Во многом на то, как строятся межличностные отношения, влияет общение.
Сегодня на нашем уроке мы продолжим знакомиться с тем, как складываются отно­шения между людьми в обществе. В нашем разговоре мы попробуем определить, какую роль играет общение в межличностных отношениях.
Рассмотрим конфликт и варианты стратегии его разрешения.
 
 Поэтому название темы нашего урока звучит так: «Радости и сложности общения». (Слайд 1и 2) Постановка проблемного задания. Обратите внимание на тему нашего урока. Как вы понимаете суть этого назва­ния? В конце нашего урока мы должны определить, когда общение источник радости, а когда - огорчений?
 
 -Прежде всего, мы должны определить, что такое общение. Какова его роль в меж­личностных отношениях.
 - Происходит ли общение, когда человек читает книгу, выступает с лекцией, смотрит телевизор?
 - Многие из вас читали роман английского писателя Даниэля Дефо «Приключения Робинзона Крузо». Кто может кратко напомнить сюжет этого романа? (Ответы учащихся).
Как вы думаете, чего не хватало Робинзону, не смотря на то, что он не испытывал нужды в еде, одежде, деньгах? (Ответы учащихся).
Какого общения ему не хватало?
 
Вывод уч-ся: Робинзону не хватало человеческого общения. -Как вы лично понимаете, что для вас значит это слово - об­щение? (Ответы учащихся).
 
Работа со словарём учебника: общение - это обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, чувства­ми, оценками и т.п. (Запись термина в тетрадь).
 
Человек нуждается в общении с момента своего рождения. Это дает возможность развиваться человеку. Недостаток общения мо­жет в дальнейшем привести к серьезным отклонениям в развитии человека.
-Как вы считаете, что человек получает через общение? (Слайд 3 )
 Какие положительные качества формируются в процессе общения? (Ответы уча­щихся).  (Слайд 4)
 
- Средства общения Игра «Слепой, немой, глухой» Ученики получают таблички с обозначениями ролей и играют роли: « слепого», « немого», «глухого».
 Предлагается передать определённую информацию в разном порядке: немой- глухому и слепому; слепой – глухому и немому; глухой – слепому и немому.
В конце игры уч-ся должны ответить на вопрос: Какие средства общения вы использовали?
Запись на доске и в тетради: Средства общения Вербальные Невербальные (речь) (мимика, жесты, интонация, движения тела)
 
 Проведение психологического упражнения «Спина к спине».
 
Цель упражнения: создать ситуацию необычного общения.
 Инструкция: «В группе имеется возможность получить опыт общения, недоступный в повседневной жизни. Двое учащихся садятся спиной друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддерживать разговор».
1. Было ли это похоже на знакомые житейские ситуации?
2.В чем отличия?
3.Легко ли было вести разговор?
4.Получается ли беседа более откровенной или нет?
 
Вывод уч-ся: Ценности общения, о важной роли визуального общения.
 - Культура общения -Человек через общение получает новые знания, ему пе­редается опыт.
В то же время через общение люди оценивают поступки друг друга, усваи­вают нормы и правила поведения. Через общение могут формироваться такие положи­тельные качества характера как принципиальность, отзывчивость, честность, доброта. Но, к сожалению, в общении зачастую приходится сталкиваться с отрицательными сторонами человеческой сущности. Во многом это зависит от уровня культуры общения, Многим людям неуютно среди других людей - именно из-за неумения общаться. Что же помогает и что мешает людям общаться?
 Давайте еще раз вспомним Робинзона Крузо. Вы наверняка помните, что у него был попугай, с которым он часто разговаривал и даже обучил птицу произносить некоторые слова человеческим голосом. Как вы думаете можно ли считать, что Робинзон имел пол­ноценное общение? Свой ответ аргументируйте.
 Вывод уч-ся: полноценность общения зависит от его содержания. Содержание общения - это то, что сообщается и как сообщается.
 
Работа в парах: Первые в паре говорят о себе, о своих интересах, вторые - о со­седе, его интересах, переживаниях. - В каком случае вам было легче, а в каком случае труднее го­ворить? Когда вы говорили о себе, или о соседе? Для пол­ноценного общения необходимо не только обладать культурой речи, но и уметь (и хотеть) учитывать интерес других к вашим сообщениям. Уже в древности люди придавали большое значение культуре общения и выработали заповеди общения. Некоторые заповеди содержатся у вас в учебнике.
 
 Прочитать во втором разделе параграфа на стр. 69 заповеди и на основе этого выработать одно собственное правило культуры общения. (Работа в группах). ГУМАННОЕ ОТНОШЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ. (Слайд 5)
 
 Во время работы учитель намеренно нарушает правила общения, например; повора­чивается спиной к отвечающему ученику или перебивает говорящего. Затем задается во­прос. -Какое правило культуры общения нарушил учитель? (Ответы учащихся).
 
Одним из важных правил культуры общения является уступчивость. М. Горький пи­сал: «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего». Очень хорошо о настоящей культуре общения сказал российский писатель М. Рощин. Прочитайте цитату (стр.70) в конце второго раздела параграфа. Что Рощин считает секретом культуры общения? (Ответы учащихся).
 
(На листочках раздается уч-ся)
Советы Дейла Карнеги 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
2. Улыбайтесь.
3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.
 
 - Конфликт и способы его разрешения. Общение очень сложное искусство. Там, где не хватает культуры общения, могут возникать конфликты. - Что такое конфликт?
 
 Работа со словарём учебника – что такое конфликт. -А может, ли кто ни будь, из вас, вспомнить и рассказать нам ситуацию, когда вы конфликтовали с кем-либо. (Разбор ситуации). - Что послужило источником конфликта? Хорошо ли вы чувствовали себя во время конфликта?
 
Инсценировка конфликта. Один из друзей не мог пойти гулять в тот момент, когда его приглашал другой. Друг обиделся и повесил трубку (разговор шёл по телефону).
 
Разбор конфликта (Слайд 6)
 Вывод: источником конфликта нередко является несовпадение мнений других о вас и вашего, о себе. Прослеживается такая закономерность: людям свойственно переоцени­вать свое положение в коллективе, особенно если к человеку относятся неудовлетвори­тельно.
 
-Существуют три фазы конфликтной ситуации.
Найдите в параграфе учебника на стр.71 описание этих фаз, и выписать их в тетрадь.
 
 - УХОД – прекращение общения,
 - ПЕРЕГОВОРЫ или ТОРГ – в результате каждая сторона получает если не все, к чему стремится, то хотя бы какую-то часть, которая ее может удовлетворить,
- БОРЬБА – стремление получить максимум желаемого. -Скажите, какой способ наиболее продуктивен? Почему? (Слайд 7)
 
 Вывод: конфликт связан с острыми эмоциями, переживаниями, аффектами, что не всегда благоприятно отражается на физическом состоянии человека. -Поэтому одним из важных условий нормального разрешения конфликта является овладение умением спо­рить.
 Кто из вас может назвать условия ведения спора? (Ответы учеников). (Слайд 8) Напомните, пожалуйста, проблемное задание, которое было поставлено в начале нашего урока. Когда общение - источник радости, а когда - огорчений?
 
 (Обобщения учеников). Источник радостиИсточник огорчения
Эффективное общениеКонфликт
Культура общенияОтсутствие культуры общения
(Слайд 9)
 
Чтение отрывка из рассказа А.П.Чехова «Тоска»
 
 -У извозчика Ионы Потапова умер сын. Весь он полон своим горем, а поговорить не с кем, разве что седокам рассказать о нём… интереса у седоков то, что хочет им поведать Иона, не вызывает. Так проходит целый день. «Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улиц: не найдется ли среди этих тысяч людей хоть один, который бы его выслушал?» Не находится. И поздней ночью, встав поглядеть лошадь, старик заговаривает с ней: « − Так-то, брат, кобылочка… нету Кузьмы Ионыча… приказал долго жить… взял и помер зря… Таперя, скажем, у тебя жеребёночек, и ты этому жеребёночку приказал долго жить… Ведь жалко? Лошаденка жуёт, слушает и дышит на руки своего хозяина… Иона увлекается и рассказывает ей всё…»
 
- Имеет ли отношение история, рассказанная А.П.Чеховым, к теме урока «Радости и трудности общения»? своё мнение аргументируйте.
Вывод: Общение очень сложный процесс межличностных отношений. Но оно необходимо человеку, так как в процессе общения человек познает не только окру­жающий мир, но и самого себя. Общаясь, человек узнает не только что-то хорошее, но и плохое. Через воспитание в себе культуры общения мы можем преодолеть конфликты в отношении с родными, друзьями, знакомыми.
 
 Домашнее задание (разноуровневое). -Домашнее задание: & 12, вопросы и задания к &. И по желанию – написать эссе по любому высказыванию на стр.73
 
Выставление оценок. Подведение итога урока.
Рефлексия. - Как вы себя чувствовали на уроке? - Какое настроение у вас было? Нарисуйте в тетради любое из этих лиц.
Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (22.07.2013)
Просмотров: 2793 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: