Воспитательная проблема

Классная воспитательная проблема:

 

   Формирование нравственно-этических норм поведения учащихся соответствующих культурной жизни общества, развивая активную жизненную позицию.

 

Цель:

-создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.

 

Задачи:

-организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами микрогрупп;

-развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;

-содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;

вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;

-создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в делах класса;

-воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Принципы воспитательной работы:

 

1.Личностно-ориентированные:

-целостное развитие (физическое, интеллектуальное, духовное);

психологический комфорт (атмосфера раскрепощенности, уважения, успешности, достижения поставленной цели);

-адаптивность ("Школа – мой дом!”).

 

2. Культурно-ориентированные:

-смысловое отношение к окружающему миру;

-опора на культуру как на основу мировоззрения;

-толерантность;

-целостная картина мира.

 

3. Деятельностно-ориентированные:

-овладение деятельностью (целеполагание, контроль, опора на самостоятельное развитие);

-креативность.

 

Приоритетные направления воспитательной работы класса.

 

1. Формирование личности воспитанника.

Поскольку в центр воспитательной работы я поставила ученика и ориентировала план работы на создание оптимальных условий для формирования полноценной личности, основное внимание следует уделить, на мой взгляд, следующим характеристикам личности:

-Интеллект.

Информационная база знаний, полученных в результате обучения в школе, должна сопровождаться рядом мыслительных способностей:

критичностью,

гибкостью,

способностью к рефлексии,

самостоятельностью, широтой и глубиной мышления,

способностью самостоятельно получать новые знания, находить им применение,

способность овладевать общеучебными умениями и навыками,

пользоваться ими в учебной и внеучебной деятельности.

- Креативность.

В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою "нишу” очень сложно. Каждый ученик класса должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности. Классному руководителю необходимо уделять особое внимание стимулированию детской активности, творчеству.

-Нравственные ценности.

Изучение общепринятых норм поведения в мире, в стране, в учебном заведении, культурных ценностей исторического прошлого обеспечивают внешнюю нормированность нравственного поведения учащегося. Формирование внутренней этической нормированности осуществляется посредством выработки рефлексивного отношения к себе в соответствии с этическими идеалами: гуманизмом, патриотизмом, интернационализмом, честностью, справедливостью, ответственностью, уважением к окружающим людям, чувством собственного достоинства, милосердием. Особое внимание, на мой взгляд, следует уделять национальной культуре, традициям русского и татарского народов.

 

-Коммуникативность.

В связи с необходимостью адаптации к изменяющимся условиям социума, выпускник школы должен обладать следующими коммуникативными навыками:

готовностью к сотрудничеству;

способностью к пониманию другой личности, к сопереживанию;

готовностью оказать помощь;

доброжелательностью;

тактом.

 -Здоровье.

Экологическая ситуация в мире нестабильна, влияние наркотических средств, алкоголя, никотина на молодой растущий организм губительно, возможности приобретения этих веществ расширяются, несмотря на деятельность правоохранительных органов – общество не справляется с этими проблемами.

В формировании у школьников следующих установок:

потребности в здоровом образе жизни;

неприятия негативного влияния окружающих;

умения управлять своими эмоциями, здоровьем (психическим, физическим);

стремления к укреплению, совершенствованию своего здоровья.

-Саморегуляция поведения.

Важной характеристикой личности является способность учащегося к саморегуляции поведенческих реакций, к самоорганизации своей жизни, умение планировать свою и чужую деятельность, иметь и отстаивать свои убеждения, реализовывать свои проекты. Для этого необходимо сформировать следующие качества личности: целеустремленность, инициативность, организованность, ответственность, самостоятельность, чувство долга, дисциплинированность, самоконтроль.

 

 

 

2. Поддержание, укрепление и формирование традиций класса.

Данное направление воспитательной работы призвано осуществлять культурно-ориентированные принципы воспитания. Целостное представление об окружающем мире учащиеся получают через переживание особых традиционных моментов школьной жизни, позволяющее формировать гражданина, семьянина, товарища. Гордость за свой класс, как и за свою семью, воспитывает дух патриотизма, стимулирует учеников и классного руководителя к формированию новых традиций, к совместному творчеству.

 

3. Создание условий для творчества классного руководителя  и учащихся класса.

Личности творческой, способной к принятию нестандартных решений, поиску нетрадиционного выхода из ситуации легче найти свое место, свою "нишу” в современном обществе. Реализацию данного направления воспитательной работы я вижу в соблюдении следующих условий:

учет индивидуальных способностей каждого;

учет возрастных периодов для развития потенциальных способностей к значимым видам деятельности;

предметное самоопределение учащихся с целью пробы себя в различных видах деятельности;

опора на соревновательность в учебно-воспитательном процессе (олимпиады, конкурсы, смотры, турниры и т.д.);

учет социального заказа общества;

творчество классного руководителя – залог успешного формирования творчества учащихся класса.

Данное направление воспитательной работы является ключевым для всей воспитательной работы класса.

4. Формирование системы самоуправления школьников в классе.

Смысл ученического самоуправления в классе  я вижу в обучении учеников основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью, коллективом.

Цели и задачи Совета класса:

Участие в жизни школы.

Деятельность по расширению прав и возможностей классного руководителя и учащихся класса, поощрение их инициативы. Защита прав.

Формирование и укрепление классных традиций.

Совместное решение классным руководителем и учащимися класса наиболее значимых вопросов учебно-воспитательного процесса класса.

 

Принципы деятельности Совета класса:

-Право на собственное мнение, на его ценность.

-Конструктивность предложений, соблюдение принципов морали и нравственности.

 

 

 

 

Структура Совета класса:

Председатель.

Совет руководителей секций (организационной, СМИ, Совета дела, образовательной, исторический, досуговой, организационной, дисциплины и порядка, политической).

 

Функции секций Совета класса:

-связь с классными коллективами, активами классов;

-обсуждение проблем учебно-воспитательного процесса класса;

-разработка и реализация программ мероприятий, связанных с расширением пространства реализации ученической инициативы;

-создание и контроль деятельности службы по соблюдению санитарного состояния класса, разрешение ситуаций нарушения дисциплины учащимися класса;

-организация КТД;

создание информационного пространства класса;

-ведение документации школьного музея.

 

В процессе воспитания принимают участие родители учащихся класса. Задачи работы в данном направлении в вовлечении как можно большего числа родителей в жизнь класса, в укреплении внутрисемейных отношений, отношений семей и класса, в повышении активности родительской общественности. Причем все это должно преследовать одну цель: создание условий для формирования полноценной личности учащегося класса. Это становится возможным при соблюдении следующих условий:

-единство требований педагогов и родителей к учебно-воспитательному процессу, к конечному его результату – модели выпускника школы;

согласованность действий взрослых по отношению к ребенку;

-распределение обязанностей и ответственности за результат совместного воздействия на ребенка;

по отношению к ребенку – принцип "трех П”: пойми, прости, полюби;

заинтересованность родительской общественности в развитии класса, в приумножении ее славы.

 

 Каждый классный руководитель и каждый учитель-предметник должен понимать всю важность системного подхода к воспитанию учащихся, должен обладать следующими характеристиками:

-установкой на деятельность в инновационном режиме;

-умением анализировать воспитательный процесс, находить пути его оптимизации;

-умением проектировать и реализовывать воспитательные цели;

-умением осваивать свой опыт через рефлексию и обобщать его, пользоваться обобщенным опытом коллег;

-способностью к самовыражению.

 

 

 

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться, на мой взгляд, классный руководитель, и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

 

 

  Воспитание имеет приоритет

над образованием. Создает человека воспитание.

                                 Антуан де Сент-Экзюпери

 

 

 

 

 

   Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.

                                                    Жан Жак Руссо

 

 

 

 

    Чтобы обучить другого требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

                                                 Мишель Монтель

 

 

ЗАКОНЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ

 

Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.

Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий.

Закон любви: Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает.

 

Закон доброты: Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро.

 

Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!

 

Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.

 

Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!!

 

Неписанные правила класса.

 

·        Самоутверждаться за счёт товарища недопустимо.

·        Нельзя унижать личность. Она суверенна.

·        Человеку надо доверять. Если заплакал всё ему прощается, особенно, если прегрешение и человек маленькие. Слезам верят…Симулянты продержатся только до первого повтора.

·        Надо уважать в ребёнке личность, даже если он заврался или «нашкодил».

·        Признание права ребёнка на ошибку. Не нужно загонять ошибку внутрь-проще разобраться.

·        Я звучит хорошо, когда вызывают добровольцев.

·        В классе все равны. Грубость недопустима.

·        Лидер прежде всего друг, а потом уже командир.

·        Классный руководитель для детей – друг.

 

                             Никакое дело нельзя хорошо сделать,

                               если неизвестно, чего хотят достигнуть.

(А.С.Макаренко)

Ожидаемые результаты:

I .1)  Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;

       2) Знание истории края;

       3) Ощущение себя равноправным членом коллектива.

 

II.1) Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;

       2) Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам.

 

III. Раскрытие собственной индивидуальности через:

       а) навыки группового взаимодействия;

       б) работу творческого коллектива "Класс!”.

 

IV. Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.

 

V. Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.

Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (27.01.2014)
Просмотров: 6921 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: