Формирование универсальных учебных действий через смысловое чтение и работу с текстом на уроках истории в 5 – 6 классах
01.06.2015, 12:34

Тема: Формирование  универсальных учебных действий через смысловое чтение и работу с текстом на уроках истории в

5 – 6 классах

Формированию универсальных  учебных действий способствует технология развития критического мышления через чтение и письмо. Она позволяет формировать вдумчивое, смысловое, продуктивное чтение текста. Помогает структурировать и творчески перерабатывать информацию.

 

В основе ТКМ смыслового чтения трехфазовая структура:

1. Вызов: заинтересовать темой, озадачить проблемой

2.Осмысление: предоставить условия для осмысления; поисковый, исследовательский опыт;

3.Рефлексия: помочь обобщить знания, побудить к творчеству.

1.Приемы формирования коммуникативных  и регулятивных УУД

Регулятивные УУД: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:  Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество.

 

В своей работе использую следующие приемы работы с текстом.

 

А) Постановка вопросов к теме урока

ТЕМА: Появление неравенства и знати

Задача учащихся сформулировать вопросы к данной теме.

- Когда оно появилось?

- Почему появилось неравенство?         

- Что такое -  «знать»?

 

Учащиеся учатся целеполаганию, планированию своей деятельности.

 

Б) Постановка простых и сложных вопросов к тексту: «Вопрос другу».

 Тема: Ассирийская держава.

1.В каком веке стали широко использовать железо? →2.Какая руда встречалась в природе чаще? →3.Что стали изготовлять из железных орудий труда? → 1.Что стали впервые   использовать ассирийцы в вооружении?

 

Возможно проведение повторения с контролем.

Вопросы задают по цепочке, выделяя главную информацию.

Сам задающий вопрос,  анализирует  и корректирует ответ товарища.

2.Приемы формирования познавательных УУД

Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

 

Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;;
• учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
 • уметь осуществлять сравнение  по заданным критериям;
• уметь устанавливать причинно-следственные связи;
• уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

 

Для формирования познавательных УУД  использую следующие   приемы:
 

А)«Текст  с историческими ошибками»

При изучении нового материала в парах или группах ученики составляют 2 -3 предложения с историческими ошибками и задают друг другу.

Тема урока:  Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1.В Вавилоне письменные законы были написаны Тутмосом. 2.Богатые вавилоняне владели полями и садами с оливковыми пальмами.3. Работать на хозяина должник должен был  лишь 6 лет.

Найденную ошибку необходимо аргументировать, привлекая доказательства правоты. Ученик учиться структурировать знания. Формируется умение строить высказывания.

Б) «Исторический текст, с пропусками слов». Учащимися  составляются  тексты и слова для справокдля индивидуальной  работы.

Тема урока: Афинский порт Пирей

«В двух военных гаванях порта Пирей находились 400 ____.На военных кораблях служили только афинские____. Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба ______были граждане. По закону_______ граждане должны были за свой счёт боевой корабль».

1. богатейшие 2. родителя   3.граждане 4. триер

Ученик учится ориентироваться в содержании текста и понимании его целостного смыла. Ставит пред собой цель логического  чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

В)Формулировать на основе текста свои доказательства. (индивидуальная  или парная работа).У ученика формируется умение обнаруживать в тексте доводы в подтверждение или опровержение выдвинутых тезисов. Учатся выражать свои мысли.

Составить два суждения «Верно ли, что…»

1.Верно ли, что египтяне изображали и мужчин и женщин с одинаковым цветом кожи?

2.Верно ли, что Спарта была военным лагерем?

Г) Составить сравнительную таблицу. Формируется умение структурировать анализ исторического источника или учебного текста, выделять не только главную, но избыточную информацию. Ученики учатся преобразовывать текст, используя новые формы представления информации (знаково - символические умения).

Д) «Три подсказки» (парная работа, ответы на карточках сдают учителю)

Для того чтобы заинтересовать детей во внимательном чтении об исторических событиях и личностях использую  данный прием. Учащиеся составляют три подсказки, чтобы определить о ком или о чем идет речь.Этот приём можно использовать и на этапе повторения.

1.Город вел войну с Персией

2.Находится в области, которая является соседней с областью Мессенией

3.Город военный – лагерь(Спарта)

 

1.Очень уважаемый человек

2.Его боялись все кроме одного

3.Он собирал налоги в Египте                              (Писец)

 

Формируется самоопределение учащегося, его самооценка и умение корректировать свои знания, т. е регулятивные учебные действия.

Е) Написание творческих заданий. Продолжить рассказ, используя полученные знания на уроке. (6-7 предложений)

Ученик учится понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Моделирует, прогнозирует  возможные исторические последствия какого – либо события. Формируется умение смыслообразования.

Древние вавилоняне перестали приносить жертву богу Эа. И он решил наказать их …обильным снегом в горах. Жрецы Ниневии и других  самых близких городов знали местонахождение священного храма у истоков Ефрата. В этом храме стояла статуя великого Эа. Через две недели утомительного и долгого пути жрецы пришли в храм. Они принесли в жертву двенадцать быков. И добрый бог Эа смиловался над ними и остановил весеннее наводнение.

 

С помощью данных технологических приемов формируются познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные универсальные учебные действия у пятиклассников. Урок, построенный в рамках учебной деятельности, помогает учащимся приобретать навыки самостоятельной работы с информацией. Учитель   выполняет роль координатора, создавая условия для работы школьников. Он не диктует свою позицию, а выступает в качестве соучастника образовательного процесса. Подобное положение на уроках истории особенно важно, когда неоднозначность и неоднородность исторического материала изначально подталкивает учителя и ученика к развитию самостоятельности мышления. Новые знания оказываются для учащихся не чем-то отстраненным, что надо выучить на оценку, а тем, во что вложены собственные силы. А значит, повышается интерес к предмету и мотивация пятиклассников, при изучении сложного для них предмета истории.

 

 

Используемая литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

2. Шалашова М.М. ФГОС как инструмент модернизации сисетмы образования;

В.Ю. Саликов .Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории и правовым дисциплинам; 

4. Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении», М. 1993

5. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М.1998

6. Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова

Как формировать универсальные учебные действия на уроках истории?

Выдержки из ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Татьяна
Просмотров: 3250 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1   [Материал]
Уважаемый учитель вы разместили мой методический материал. Требую его удалить он нарушает мое авторское право.

Имя *:
Email *:
Код *: