Школьная олимпиада по истории
07.05.2013, 22:14
Задания школьной олим­пи­а­ды по ис­то­рии
 
 5 класс
 
 Выберите один правильный ответ:
 
 1Пер­вые го­су­дар­ст­ва об­ра­зо­ва­лись в до­ли­нах рек:
 а) 5 ты­сяч лет на­зад;
 в) 3 ты­ся­чи лет на­зад:
б) 6 ты­сяч лет на­зад;
г) 2 ты­ся­чи лет на­зад.
 
2 За­во­е­ва­тель­ные по­хо­ды фа­ра­о­на Тут­мо­са Тре­тье­го бы­ли со­
вер­ше­ны око­ло:
 
а) 5500 го­да до н.э.;
 
в) 1500 го­да до н.э.;
 
б) 2600 го­да до н.э.;
 
 I') 1100 го­да до н.э.
 
3 Еги­пет рас­по­ло­жен:
 
а) вдоль по­бе­ре­жья Кра­с­но­го мо­ря;
б) на бе­ре­гах по­л­но­вод­ной ре­ки Нил от пер­во­го
до чет­вер­то­го по­ро­га;
в) в дель­те ре­ки Нил ме­ж­ду вто­рым и седь­мы­ми
ру­ка­ва­ми;
 г) на бе­ре­гах ре­ки Нил от пер­во­го по­рог до Сре­­д­изе­мн­ого мо­ря;
 
 4 Бли­жай­ши­ми по­мощ­ни­ка­ми фа­ра­о­на в уп­ра­в­ле­нии го­су­дар­ст­вом бы­ли:
 
а) жре­цы;
 в) пи­с­цы;
6} вель­мо­жи;
 г) вои­ны;
 
5 При­спо­соб­ле­ние, при по­мо­щи ко­то­ро­го в Еги­п­те по­ли­ва­ли са­ды
и ого­ро­ды, на ко­то­рые не до­хо­ди­ла во­да во время раз­ли­вов:
 
 а) на­сыпь;
 в) ка­нал;
б) рель­еф;
 г) ша­дуф.
 
 6.Слу­жи­те­ля­ми бо­га в еги­пет­ском хра­ме бы­ли:
 
 а) жре­цы;
в) фа­ра­о­ны;
 б) пи­с­цы;
г) во­ж­ди.
 
 Выберите несколько правильных ответов:
 
 7.На обе­ден­ном сто­ле у еги­п­тя­ни­на-зе­м­ле­дель­ца мо­ж­но бы­ло уви­деть:
 
 а) яч­мен­ные ле­пеш­ки;
 д ) грец­кие оре­хи;
б) го­ря­чий чай;
е) пи­ро­ги с фи­ни­ка­ми;
 в) вя­ле­ную ры­бу;
ж) ви­но­град.
г) пе­че­ный кар­то­фель;
 
 
 8.От­меть­те про­фес­сии древ­не­еги­пет­ских ре­ме­с­лен­ни­ков:
 
а) юве­лир; г) ко­раб­ле­стро­и­тель; б) са­по­ж­ник; д) сто­ляр; в) ткач; е) ста­ле­вар,
 
 9. Древ­ние еги­п­тя­не по­чи­та­ли свя­щен­ных жи­вот­ных.
 
 Это бы­ли: а) бык; в) кен­гу­ру; д)кош­ка; б) мед­ведь; г) верб­люд; е) кро­ко­дил.
 
 10. Во вре­ме­на пра­в­ле­ния фа­ра­о­на Тут­мо­са Тре­тье­го, его еги­пет­ское вой­ско име­ло на во­о­ру­же­нии:
 
 а) коль­чу­ги; б) со­евые ко­ле­с­ни­цы;
в) лук и стре­лы; г) сте­но­бит­ные сна­ря­ды (та­ра­ны); д) длин­ные ко­пья и кин­жа­лы; е) ко­рот­кие ко­пья — дро­ти­ки.
 
 11. Жи­те­ли Еги­п­та ис­поль­зо­ва­ли для пись­ма:
 
 а) паль­мо­вые ли­стья; в) па­пи­рус; б) гли­ня­ные таб­ли­ч­ки; г) бам­бу­ко­вые до­ще­ч­ки.
 
12. Древ­не­еги­пет­ская шко­ла го­то­ви­ла:
 
 а) зе­м­ле­дель­цев; в) жре­цов; б) пи­с­цов; г) вель­мож.
 
Школьная олим­пи­а­да по ис­то­рии сред­них ве­ков
 
 6 класс
 
 Выберите один или несколько правильных ответов:
 
 1. Ко­г­да про­изо­шел рас­кол хри­сти­ан­ской цер­к­ви на ка­то­ли­че­с­кую и пра­во­слав­ную?
 
а) 1095 г. б) 1054 г. в) 988 г.
 
2. На ка­ком язы­ке шло бо­го­слу­же­ние в ка­то­ли­че­с­ких цер­к­вях?
 
 а) ла­тин­ском б) гре­че­с­ком в) ис­пан­ском
 
3. Что обо­з­на­ча­ет те­перь вы­ра­же­ние «пой­ти в Ка­нос­су»?
 
а)пре­одо­леть тру­д­но­сти б) до­бить­ся це­ли в) пой­ти на уни­зи­тель­ные ус­туп­ки
 
 4. Вы­бе­ри­те пра­виль­ное оп­ре­де­ле­ние по­ня­тия «цер­ков­ная де­ся­ти­на»?
 
а) пла­та го­су­дар­ст­ва цер­к­ви б) осо­бый на­лог на со­дер­жа­ние хра­мов и ду­хо­вен­ст­ва в) часть до­хо­дов цер­к­ви, ко­то­рую она пла­ти­ла го­су­дар­ст­ву
 
5. Что та­кое ин­дуль­ген­ция?
 
 а) гра­мо­та о про­ще­нии гре­хов б) про­кля­тие, ко­то­рое по­сы­лал па­па им­пе­ра­то­ру в) со­юз ме­ж­ду па­пой им­пе­ра­то­ром
 
6. Вну­т­ри­цер­ков­ное дви­же­ние за об­но­в­ле­ние цер­к­ви:
 
 а) Фран­ци­скан­цев б) До­ми­ни­кан­цев в) Ци­с­те­ри­ан­пев г) Клю­ний­ское дви­же­ние
 
 7. У ка­ко­го италь­ян­ско­го зам­ка им­пе­ра­тор Ген­рих IV вы­ну­ж­ден был умо­лять о про­ше­нии Гри­го­рия VII?
 
 
а) Ур­би­но б) Ман­туя в) Бур­гос г) Ка­нос­са
 
 8. При ка­ком па­пе рим­ский пре­стол до­бил­ся ма­к­си­маль­но­го мо­гу­ще- ства?
 
 а) При Гри­го­рии VIII б) При Ин­но­кен­тии III в) При Ур­ба­не II г) При Бо­ни­фа­ции VIII
 
9. Ка­кой из этих мо­на­ше­ских ор­де­нов на­зы­вал­ся «ни­щен­ст­ву­ю­щим»?
 
а) фран­ци­скан­ский в) ци­с­те­ри­ан­ский б) бе­не­ди­к­тин­ский г) ка­пу­ци­нов
 
10 При­чи­ны по­я­в­ле­ния но­вых Го­ро­дов в сре­д­не­ве­ко­вой Ев­ро­пе:
 
 а) ус­пе­хи в хо­зяй­ст­ве г; б) от­де­ле­ние ре­ме­с­ла от сель­ско­го хо­зяй­ст­ва в) пра­виль­но толь­ко б) г) пра­виль­но а) и б)
 
 11 Го­род, жи­те­ли ко­то­ро­го по­бе­ди­ли в борь­бе с сень­о­ром:
 
 а) мо­но­по­лия б) ком­му­на в) фор­ту­на
 
12 Ор­ган уп­ра­в­ле­ния го­ро­дом, из­би­ра­е­мый го­ро­жа­на­ми?
 
 а) со­вет на­род­ных де­пу­та­тов б) ра­ту­ша в) го­род­ской со­вет г) со­вет ре­ме­с­лен­ни­ков
 
13 Что та­кое цех?
 
 а) ме­с­то до­бы­чи сы­рья б) ме­с­то об­ра­бот­ки сы­рья в) со­юз ре­ме­с­лен­ни­ков од­ной спе­ци­аль­но­сти

 

 


14 Кто яв­лял­ся хо­зя­и­ном ма­с­тер­ской?

а) цех б) це­хо­вой стар­ши­на в) ма­с­тер
 
15 Что та­кое гиль­дия?
 
а) со­юз стар­шин б) со­юз ку­п­цов в) со­юз пра­ви­те­лей.
 
 Школьная олим­пи­а­да по ис­то­рии
7 класс
 
 1. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­с­ком по­ряд­ке сле­ду­ю­щие со­бы­тия:
 
а. Ас­т­ра­хан­ский по­ход б. Вве­де­ние сро­ка сы­с­ка бег­лых кре­сть­ян в. Вос­ста­ние И. Бо­лот­ни­ко­ва г. Вос­ста­ние Сте­па­на Ра­зи­на д. Из­бра­ние на цар­ст­во Ми­ха­и­ла Ро­ма­но­ва е. Оп­ри­ч­ни­на ж. Ос­во­бо­ж­де­ние Мо­с­к­вы от по­ля­ков з. Пер­вый Зем­ский со­бор и. При­ня­тие Ива­ном Гроз­ным ти­ту­ла ца­ря ___________________________________________________________
 
2 Объясните коротко: По­че­му Лже­дми­т­рий от­ка­зал­ся вы­пол­нять мно­гие обе­ща­ния, дан­ные по­ля­кам, хо­тя имен­но бла­го­да­ря ним он взо­шел на пре­стол? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3 Объясните коротко по культуре 16-17 вв: Как на­зы­ва­ет­ся но­вый жанр, по­я­вив­ший­ся в на­ча­ле 17 в., для ко­то­ро­го ха­ра­к­тер­ны свет­ское со­дер­жа­ние и при­е­мы ико­но­пи­си в на­пи­са­нии порт­ре­та? _____________________________________________________________ Как в 16-17 вв., на­зы­вал­ся жанр ли­те­ра­ту­ры, ко­то­рый мы сей­час на­зы­ва­ем «био­гра­фи­ей»?__________________________________________________ Как из­ве­ст­но, Цер­ковь пре­сле­до­ва­ла свет­ские раз­вле­че­ния. Пе­ние тан­цы. Ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка счи­та­лась бе­сов­ским по­ро­ж­де­ни­ем. Но бы­ли лю­ди, ко­то­рые, не об­ра­щая вни­ма­ния на эти за­пре­ты, ве­се­ли­ли пуб­ли­ку иг­рой на гу­с­лях, гуд­ках. Как на­зы­ва­лись эти лю­ди?_____________________________ 4.Объ­я­с­ни­те зна­че­ние слов: Зем­ский со­бор_______________________________________ по­ме­стье____________________________________________ ____________________________________________________ рас­кол______________________________________________ ____________________________________________________ се­ми­бо­яр­щи­на_______________________________________ 5. Ис­то­ри­че­с­кий порт­рет Как из­ве­ст­но, ко­ро­ля иг­ра­ет сви­та. Пе­ред ва­ми опи­са­­ние че­ло­ве­ка, чья де­я­тель­ность ока­за­ла боль­шое вли­я­ние на ход со­бы­тий. Кто он? Его се­мья при­на­д­ле­жа­ла к вы­с­шим кру­гам рус­ской ари­сто­кра­тии и бы­ла очень бо­га­та. Его дет­­с­тво и юность про­шли при дво­ре, он по­лу­чил хо­ро­­шее по тем вре­ме­нам об­ра­зо­ва­ние. Но свет­ская жизнь не прель­ща­ла его и, скрыв свое про­ис­хо­ж­де­­ние и со­сто­я­ние, он по­сту­па­ет по­слуш­ни­ком в Со­­л­ове­цкий мо­на­стырь. Вы­пол­ня­ет са­мую тя­же­лую и гряз­ную ра­бо­ту, не­сколь­ко лет жи­вет в ски­ту от­­шел­ьн­иком. Позд­нее его из­бе­рут игу­ме­ном. Все свои сред­ст­ва он упо­т­ре­бит на стро­и­тель­ст­во и усо­вер­­ше­нс­тв­ов­ание мо­на­сты­ря. По при­гла­ше­нию Ива­на Гроз­но­го ста­но­вит­ся ми­тро­по­ли­том всея Ру­си, но ре­з­ко кри­ти­ку­ет ца­ря за его бес­смы­с­лен­но же­с­то­­кое пра­в­ле­ние. Од­на­ж­ды он да­же пуб­ли­ч­но от­ка­­зал ца­рю в бла­го­сло­ве­нии. Был об­ви­нен в кол­дов­­с­тве и под­стре­ка­тель­ст­ве к из­ме­не. Был со­слан, ли­шен са­на, а впо­с­лед­ст­вии убит Ма­лю­той Ску­ра­то­вым. При­чи­с­лен к ли­ку свя­тых как за­ступ­ник, лю­би­мый и чти­мый на­ро­дом.________ ________________________________ _________________________________________________ _____________________________
 
 6. Про­чи­тай­те от­рыв­ки из ис­то­ри­че­с­ких ис­то­ч­ни­ков и от­веть­те на во­п­ро­сы:
 
А ...По­с­ле то­го взя­ли ме­ня со стрель­ца­ми, на пат-ри­ар­хо­ве дво­ре на цепь по­са­ди­ли. Три дни ни ел, ни пил; во тьме си­дя, кла­нял­ся, не знаю — на во­сток, не знаю — на за­пад. Ни­кто ко мне не при­­х­одил, ток­мо мы­ши и та­ра­ка­ны, и свер­ч­ки кри­чат, и блох до­воль­но... На­ут­ро ар­хи­ман­д­рит с бра­ти­ею при­шли и жу­рят мне: «Что па­т­ри­ар­ху не по­ко­ришь­ся?» Ве­ле­ли во­лочь в цер­ковь. У цер­к­­ви за во­ло­сы де­рут, и под бо­ка тол­ка­ют, и в гла­за плю­ют... Ви­дят они, что я не со­еди­ня­ю­ся с ни­ми. При­ка­зал го­су­дарь уго­ва­ри­вать ме­ня, что­бы я мол­чал, и я по­те­шил его: царь-то есть от Бо­га учи­нен, а се до­б­ре­нек до ме­ня... Да так-то с пол­го­­да жил, да ви­жу, яко цер­ков­ное ни­ч­то же ус­пе­ва­­ет, за­вор­чал, на­пи­сав ца­рю, что­бы он ста­рое бла­­г­оч­е­стие взы­скал и свя­тую цер­ковь от ере­сей обо­­р­онил22. Б О ца­рю Але­к­сее! По­ка­жу ти путь к по­ка­я­нию и ис­пра­в­ле­нию тво­е­му. Ей, те­бе ис­ти­ну го­во­рю: вре­мя по­ка­я­ти­ся!.. А ты, аще и уме­ешь гра­мо­те, но и ны­не­ча хмель­не­нек от Ни­ко­но­ва на­по­е­ния. Ве­даю ра­зум твой, уме­ешь мно­ги­ми язы­ки го­во­рить, да что в том при­быль?.. Ты ведь, Ми­ха­и­ло­вич, ру­сак, а не грек. Го­во­ри при­род­ным язы­ком; не уни­чи­жай его и в цер­к­ви, и в до­му, и в по­сло­ви­цах. А ты, ми­лень­кий, по­смо­т­ри-тко в па­зу­ху ту у се­бя, царь хри­сти­ан­ский, всех ли хри­сти­ан лю­бишь?.. Ведь мы не от­ни­мем у те­бя цар­ст­ва, но за ве­ру свою сто­им". 1. Оба до­ку­мен­та на­пи­са­ны од­ним че­ло­ве­ком. Как его зо­вут? _______________________________________ 2. Ка­кое со­бы­тие на­шло от­ра­же­ние в этих до­ку­мен­тах? 3. Как вы ду­ма­е­те, ка­кой до­ку­мент был на­пи­сан рань­ше?
4.К ка­ко­му жан­ру мо­ж­но от­не­сти пер­вый до­ку­мент? 5. Про­б­лем­ный во­п­рос: В 1646 г. был при­нят указ о со­ля­ном на­ло­ге, за­тем бы­ло со­кра­ще­но жа­ло­ва­ние стрель­цам, а позд­нее се­ре­б­ря­ные день­ги ста­ли ме­нять на мед­ные. Эти ме­ры при­ве­ли к зна­ме­ни­­тым вос­ста­ни­ям — со­ля­но­му и мед­но­му бун­там. Од­на­ко гнев бун­тов­щи­ков не был на­пра­в­лен про­тив ца­ря. По­че­му объ­е­к­том не­на­ви­с­ти ста­ли бо­я­ре, хо­тя они лишь ис­по­л­ни­­т­ели цар­ской во­ли?
 
 
 Школьная олим­пи­а­да по ис­то­рии но­во­го вре­ме­ни
 8 класс
 
1. Мо­дер­ни­за­ция - это: а) за­ме­на бра­ко­ван­ных де­та­лей ме­ха­низ­ма на
ис­прав­ные; б) про­цес­сы об­но­в­ле­ния тра­ди­ци­он­но­го общества, всту­па­ю­ще­го на путь дви­же­ния к современ­но­му об­ще­ст­ву; в) ис­поль­зо­ва­ние мо­де­лей для ра­ци­о­на­ли­за­ции
спо­со­бов по­стро­е­ния кон­ст­рук­ций; 2.Ука­жи­те, как на­зы­ва­ет­ся в ис­то­рии Фран­ции пе­ри­од с 9 но­я­б­ря 1799 г. по 18 мая 1804 г.: а) ди­ре­к­то­рия; б) им­пе­рия; в) кон­суль­ст­во; 3.Ука­жи­те, как на­зы­ва­ет­ся си­с­те­ма­ти­зи­ро­ван­ный еди­ный за­ко­но­да­тель­ный акт, ре­гу­ли­ру­ю­щий ка­кую-ли­бо од­но­род­ную об­ласть об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний: а) ко­де­к­сом; б) за­ко­ном; в) вер­ди­к­том. 4.Оп­ре­де­ли­те по­с­ле­до­ва­тель­ность со­бы­тий:_________ а) от­кры­тие Вен­ско­го кон­грес­са; б) за­гра­ни­ч­ный по­ход рус­ской ар­мии; в) Кон­суль­ст­во во Фран­ции (на­ча­ло); г) бит­ва при Ва­тер­лоо; д) объ­я­в­ле­ние кон­ти­нен­таль­ной бло­ка­ды; е) всту­п­ле­ние со­юз­ни­ков в Па­риж.___________ ____________________________________ 5. Ука­жи­те год за­клю­че­ния до­го­во­ра о ми­ре и со­ю­зе ме­ж­ду Рос­си­ей Але­к­сан­д­ра I и на­по­ле­о­нов­ской Фран­ци­ей:_________________________________ а) 1805; г) 1812; б) 1806; д) 1813. в) 1807; 6.Глав­ные це­ли уча­ст­ни­ков Вен­ско­го кон­грес­са 1814—1815 гг.
со­сто­я­ли в том, что­бы:_ а) за­кре­пить бур­жу­аз­ные по­ряд­ки во Фран­ции и
в дру­гих стра­нах Ев­ро­пы; б) вос­ста­но­вить об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­с­кие по­
ряд­ки, су­ще­ст­во­вав­шие до 1789 г.; в) под­дер­жать на­ци­о­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­ные дви­­ж­ение 7. Ин­ду­ст­ри­аль­ное об­ще­ст­во — это: а) об­ще­ст­во, со­сто­я­щее из ка­пи­та­ли­стов — хо­зя­ев
за­во­дов и тру­дя­щих­ся, ра­бо­та­ю­щих на этих
за­во­дах; б) об­ще­ст­во, со­сто­я­щее из уче­ных, ин­же­не­ров и
тех­ни­ков, за­ня­тых со­з­да­ни­ем и со­вер­шенство­ва­ни­ем ма­шин; в) ста­дия раз­ви­тия об­ще­ст­ва, сме­ня­ю­ще­го традици­он­ное (аг­рар­ное) об­ще­ст­во. 9.Ука­жи­те, как на­зы­ва­ет­ся пе­ри­од вто­ри­ч­но­го пра­в­ле­ния во
Фран­ции ди­на­стии Бур­бо­нов в на­ча­ле XIX в: а) Им­пе­ри­ей; б) Ре­с­тав­ра­ци­ей; в) Кон­суль­ст­вом. 10.Ука­жи­те, как на­зы­ва­ет­ся го­су­дар­ст­во, в ко­то­ром вер­хо­вен­ст­во
при­на­д­ле­жит за­ко­ну, обя­за­тель­но­му для всех: а) ли­бе­раль­ным; б) кон­фе­де­ра­тив­ным; в) пра­во­вым. 11.Оп­ре­де­ли­те по­с­ле­до­ва­тель­ность со­бы­тий: а) «Сто дней» На­по­ле­о­на Бо­на­пар­та (на­ча­ло); б) по­ход «Ве­ли­кой ар­мии» в Рос­сию; в) от­ре­че­ние им­пе­ра­то­ра На­по­ле­о­на I; г) об­ра­зо­ва­ние Свя­щен­но­го со­ю­за; д) ко­ро­но­ва­ние На­по­ле­о­на; е) «Бит­ва на­ро­дов» под Лейп­ци­гом. 12.Ука­жи­те,в ка­ком го­ду про­изош­ла «Бит­ва на­ро­дов»: а) 1806; г) 1813; б) 1807; д) 1815. в) 1812; Школьная олимпиада по истории (9 кл.) Краткие ответы вписывать в таблицу сразу после вопросов, развернутые ответы располагать в специально обозначенных местах. № п/пЗаданияКол-во баллов
1По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. 8
1.1П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, Э.И. Тотлебен, Н.Н. Муравьев.
1.2Конфискация; национализация; муниципализация; социализация.
1.3Крестьянское общинное землевладение; идея равного права всех людей на землю; общинное самоуправление; природный коллективизм; возможность построения социалистического общества.
1.41806 - 1812 гг.; 1828 - 1829 гг.; 1853 - 1856 гг.; 1877 - 1878 гг.
2Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните. 10
2.1Ликвидация или ограничение роли сословного представительства; неограниченная власть верховного правителя; наличие сословного самоуправления; высокая степень централизации власти.
2.2Крестоносцы; византийцы; печенеги; хазары.
2.3Н.Г. Чернышевский; А.С. Хомяков; А.И. Герцен; Д.И. Писарев.
2.4«Кровавое воскресенье»; отречение Николая II от престола; Октябрьская всероссийская политическая стачка; Декабрьское вооруженное восстание в Москве.
2.5 Ф. Шаляпин; А. Нежданова; Л. Собинов; М Петипа.
3Историк должен грамотно писать исторические термины и понятия. Впишите вместо пропусков правильную букву. 10
3.1Гл…з…бойка – окованная железом дубина для разбивания больших комьев земли.
3.2Кр…ц… – мягкая пористая масса с большой примесью шлаков, образованная в результате плавки.
3.3В…рв…нь – вытопленный жир морских животных.
3.4Б…льв…дер – башенка на здании как архитектурное украшение, или отдельная небольшая постройка на возвышенном месте.
3.5…собн…жительный – тип монастыря, в котором монахи, хотя и находились вместе, сохраняли известную самостоятельность
4Решите историческую задачу. 6
4.1 В 1072 г. в Киеве один из посадских людей обвинил одного из приезжих крестьян в краже принадлежавшей ему вещи. На суде крестьянин заявил, что купил эту вещь в соседней волости… и тут же был приговорен к наказанию. Почему ему никто не поверил? 3
4.2 Какие предметы Вы бы изучали, если учились бы в дореволюционной классической гимназии, и какие – в реальном училище? 3
5О ком или о чем говорится в высказываниях, приведенных ниже? 6
5.1 А) «…намерение сей книги на каждом листе видно – сочинитель оной наполнен и заражен французским заблуждением… выищивает все возможное к умалению почтения к власти, к приведению народа в негодавание противу начальства… Сии страницы криминального намерения, совершенно бунтовские». Б) «Труд сего писателя бесполезен не будет, ибо, обнажая шествие наших мыслей к истине и заблуждению устранит некоторых от пагубные стези и заградит полет невежества…». В) «… оная книга – писанная истинным представителем полупросвещения…». 2
5.2 А) «Ваше Величество! Трагедия, разыгравшаяся на Екатерининском канале, не была случайностью и ни для кого не была неожиданной… Правительство, конечно, может еще переловить и перевешать многое множество отдельных личностей… Но ведь это нисколько не изменит положения вещей…». Б) «Отца Вашего… всегда желавшего добра людям, старого, доброго человека, бесчеловечно изувечили… не личные враги его. Но враги существующего порядка вещей…». В) «Вот к чему привели эти реформы…». 2
5.3 А) «Такие партии не прочь вернуть кое-что из времени крепостного права и даже ещё из более старых времён русских царей. Бюрократия, полиция, верхи духовенства, дворянство, кулачество – вот основа этих партий. Только отчаянные средства насилия остаются в их руках…». Б) «Конечная цель, к которой должен стремиться этот союз – введение порядка на следующих основаниях: 1.Единство и неразделенность Российской империи, и незыблемость основных начал русской государственности; 2. Учреждение Государственной Думы с правом непосредственного доклада государю; 4. Допущение евреев в Государственной Думе в числе не более трёх лиц, выбранных от всего еврейского населения Российской империи; 7.Самое строгое, твердое… ограждение права собственности частных лиц, общества и государства…». 2
6Прочтите отрывок из сочинения историка. «Военные успехи в предшествующем царствовании позволяли России рассчитывать на усиление своих позиций в Европе. Император был полон честолюбивых устремлений. Приняв предложенное ему звание великого магистра ордена Иоаннитов, он намеревался под знаменем защиты христианства возглавить борьбу против «атеистов». В Северную Италию послан был великий Суворов. Российский флот под командованием адмирала Ушакова освободил Ионические острова». Ответьте на вопросы. 10
6.1О каких событиях идет речь? 4
6.2В правление какого императора произошли указанные события? 1
6.3Какие государства выступили союзниками России? 5
7Историку часто приходится иметь дело с устойчивыми выражениями, подменяющими строгие научные термины и понятия. Расшифруйте некоторые из них. 15
7.1«Нарочитая чадь»
7.2 «Большая соха»
7.3«Белоподкладочник»
7.4«Погромные герои»
7.5«Бумажная конституция»
8 Перед Вами изображение одного из символов царской власти. Расскажите о нем как можно более подробно 12
9Вставьте вместо пропусков даты, название организаций и имена известных исторических деятелей. Тайные общества, ставившие своей целью подготовку и осуществление преобразований, появились почти сразу после окончания заграничного похода русской армии. Первым крупным обществом стал________________________________________(1), действовавший с_____________(2) по__________________(3) После утверждения устава, эта организация стала называться____________ ____________________________(4) Его основателем был молодой полковник Генерального штаба _______________________(5), а членами________________(6),_________________(7),_____________ ______(8), ___________________(9),______________________(10). 10
10Соотнесите ордена и их девизы. 1. Святого апостола Андрея Первозванного (1698)А. «За труды и отечество»
2. Святой великомученицы Екатерины (1714)Б. «За любовь и отечество»
3. Святого Александра Невского (1725)В. «За службу и храбрость»
4. Святого великомученика и Победоносца Георгия (1769)Г. «За веру и верность»
8
11Соотнесите имена правителей и годы их правления. А. Елизавета Петровна1.1533 – 1584 гг.
Б. Петр I Алексеевич2. 1598 – 1605 гг.
В. Екатерина II Алексеевна3. 1613 – 1645 гг.
Г. Иван IV Васильевич4. 1645 – 1676 гг.
Д. Петр II Алексеевич5. 1682 – 1725 гг.
Е. Борис Годунов6. 1725 – 1727 гг.
Ж. Алексей Михайлович7. 1727 – 1730 гг.
З. Екатерина I Алексеевна8. 1730 – 1740 гг.
И. Михаил Федорович9. 1741 – 1761 гг.
К. Анна Иоановна10. 1762 – 1796 гг.

10
12Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов, словосочетаний, дат, имен из предложенного списка. Словосочетания даны в именительном падеже единственном числе. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний больше, чем пропусков в тексте! 17
12.1А.) Младшим современником Фоефана Грека был великий ________. Самая знаменитое творение этого мастера – икона _______ .Не случайно заседавший более ста лет спустя после смерти художника церковный Стоглавый собор в______ велел всем живописцам «писати… иконы, как писал он».
12.2Б.) В 1708 -1710 гг. прошла реформа органов_________. Старая система назначения из центра воевод для управления___________ отменялась. Между уездом и столицей появилось промежуточное звено _______ .
12.3В.) Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой президента Российской Академии наук графа ______, ставшего впоследствии _________. Он считал исконными основами русской жизни _______, _________ и ________.
12.4Г.) По настоянию военного министра ________ император принял решение перейти к планомерной осаде ________, руководство которой было поручено герою обороны Севастополя инженер-генералу _________. Турецкие войска вынуждены были в конце ноября _______ сдаться.
12.5Д.) Основным направлением реформы, начатой еще во время_____, было разрушение общины. В полную силу указ _______о переходе общинных наделов в частную собственность крестьян-единоличников «заработал» уже в послереволюционной России.
Варианты ответов: 1) местное управление; 2) С.С. Уваров; 3) православие; 4) Д.А. Милютин; 5) Э.Н. Тотлебен; 6) 1877 г.; 7) П.А. Столыпин; 8) «Троица»; 9) уезды; 10) 1551 г.; 11) Андрей Рублев; 12) 1900-1903 гг.; 13) 9 ноября 1906 г.; 14) самодержавие; 15) министр народного просвещения; 16) Февральская революция; 17) Плевна; 18) народность; 19) губерния; 20) революция 1905-1907 гг.
Школьная олимпиада по истории (10 кл.) Ответы вписывать в таблицу сразу после вопросов, развернутые ответы - в специально обозначенных местах. Максимальное количество баллов 128. № п/пЗаданияКол-во баллов
1По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. 8
1.1А.Н. Куропаткин, Р.И. Кондратенко, А.М. Стессель, С.О. Макаров.
1.2Конфискация; национализация; муниципализация; социализация.
1.3Расширение феодального землевладения; ослабление роли авторитета Киева в результате набегов кочевников; стремление отдельных городов стать самостоятельными местными центрами; усиление соперничества и усобиц князей
1.41054 – 1073 гг.; 1073 -1076 гг.; 1076 – 1078 гг.; 1078 – 1093 гг.
2Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните. 10
2.1Венеды, анты, склавины, сарматы, борисфениты.
2.2Приказы, коллегии, комиссариаты, совнархозы, министерства.
2.3Ростислав Владимирович; Ярослав Осмомысл; Всеволод Мстиславич; Роман Мстиславич; Даниил Романович.
2.4Иларион, Антоний, Феодосий, Феогност.
2.5 «Слово о законе и благодати»; «Хождение игумена Даниила в святые места»; «Слово о погибели русской земли»; «Память и похвала Владимира».
3Историк должен грамотно писать исторические термины и понятия. Впишите вместо пропусков правильную букву. 10
3.1Гл…з…бойка – окованная железом дубина для разбивания больших комьев земли.
3.2Кр…ц… – мягкая пористая масса с большой примесью шлаков, образованная в результате плавки.
3.3В…рв…нь – вытопленный жир морских животных.
3.4Б…льв…дер – башенка на здании как архитектурное украшение, или отдельная небольшая постройка на возвышенном месте.
3.5…собн…жительный – тип монастыря, в котором монахи, хотя и находились вместе, сохраняли известную самостоятельность
4Решите историческую задачу. 6
4.1 Мог ли архитектор, наблюдавший за постройкой Софийского собора в Новгороде, при посещении дома новгородского посадника посмотреть на знаменитое «Остромирово евангелие»? 3
4.2 Представьте, что Вы, находитесь в Киеве во времена правления Владимира Крестителя. Принадлежащий Вам участок земли Ваши соседи попытались уменьшить, перепахав межу. На какие статьи «Русской Правды» Вы будете опираться в княжеском суде и какое наказание требовать для обидчиков? 3
5О ком или о чем говорится в высказываниях, приведенных ниже? 6
5.1 А) «…намерение сей книги на каждом листе видно – сочинитель оной наполнен и заражен французским заблуждением… выищивает все возможное к умалению почтения к власти, к приведению народа в негодавание противу начальства… Сии страницы криминального намерения, совершенно бунтовские». Б) «Труд сего писателя бесполезен не будет, ибо, обнажая шествие наших мыслей к истине и заблуждению устранит некоторых от пагубные стези и заградит полет невежества…». В) «… оная книга – писанная истинным представителем полупросвещения…». 2
5.2 А) «Ваше Величество! Трагедия, разыгравшаяся на Екатерининском канале, не была случайностью и ни для кого не была неожиданной… Правительство, конечно, может еще переловить и перевешать многое множество отдельных личностей… Но ведь это нисколько не изменит положения вещей…». Б) «Отца Вашего… всегда желавшего добра людям, старого, доброго человека, бесчеловечно изувечили… не личные враги его. Но враги существующего порядка вещей…». В) «Вот к чему привели эти реформы…». 2
5.3 А) «… в целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса… гражданской конфронтации, хаоса и анархии, которые угрожают жизни и безопасности граждан… заявляем: 1. … ввести чрезвычайное положение… на срок 6 месяцев… 2. … временно ограничить перечень выпускаемых центральных, московских, городских и областных общественно-политических газет… и изданий». Б) «Солдаты и офицеры России! В эту трагическую для России минуту я обращаюсь к вам. Не дайте поймать себя в сети лжи, обещаний и демагогических рассуждений о воинском долге! Не станьте слепым орудием преступной группы авантюристов…». 2
6Прочтите отрывок из сочинения историка. «Военные успехи в предшествующем царствовании позволяли России рассчитывать на усиление своих позиций в Европе. Император был полон честолюбивых устремлений. Приняв предложенное ему звание великого магистра ордена Иоаннитов, он намеревался под знаменем защиты христианства возглавить борьбу против «атеистов». В Северную Италию послан был великий Суворов. Российский флот под командованием адмирала Ушакова освободил Ионические острова». Ответьте на вопросы. 10
6.1О каких событиях идет речь? 4
6.2В правление какого императора произошли указанные события? 1
6.3Какие государства выступили союзниками России? 5
7Историку часто приходится иметь дело с устойчивыми выражениями, подменяющими строгие научные термины и понятия. Расшифруйте некоторые из них. 15
7.1«Нарочитая чадь»
7.2 «Большая соха»
7.3«Белоподкладочник»
7.4«Погромные герои»
7.5«Бумажная конституция»
8 Перед Вами изображение одного из символов царской власти. Расскажите о нем как можно более подробно 12
9Вставьте вместо пропусков даты, название организаций и имена известных исторических деятелей. Тайные общества, ставившие своей целью подготовку и осуществление преобразований, появились почти сразу после окончания заграничного похода русской армии. Первым крупным обществом стал________________________________________(1), действовавший с_____________(2) по__________________(3) После утверждения устава, эта организация стала называться____________ ____________________________(4) Его основателем был молодой полковник Генерального штаба _______________________(5), а членами________________(6),_________________(7),_____________ ______(8), ___________________(9),______________________(10). 10
10Соотнесите ордена и их девизы. 1. Святого апостола Андрея Первозванного (1698)А. «За труды и отечество»
2. Святой великомученицы Екатерины (1714)Б. «За любовь и отечество»
3. Святого Александра Невского (1725)В. «За службу и храбрость»
4. Святого великомученика и Победоносца Георгия (1769)Г. «За веру и верность»
8
11Соотнесите даты и события. А. Сражение на р. Калка1.15 июля 1240 г.
Б. Полтавская битва 2. 1471 г.
В. Сражение на р. Шелонь3. 1714 г.
Г. Сражение у мыса Гангут4. 15 июля 1410 г.
Д. Невская битва5. 5 апреля 1242 г.
Е. Грюнвальдская битва6. 1720 г.
Ё. Сражение у деревни Лесная7. 1238 г.
Ж. Ледовое побоище8. 27 июня 1709 г.
З. Сражение у острова Гренгам9. 31 мая 1223 г.
И. Битва на р. Сить10. сентябрь 1708 г.
К. Сражение на р. Эмайыга11. 1234 г.
Л. Сражение на р. Вожа12. 1378 г.
М. «Стояние на Угре»13. 1480 г.
Н. Поражение русских войск под Нарвой14. 1561 г.
О. Разгром Ливонского ордена15. 1700 г.
П. Взятие русскими войсками крепости Измаил16. декабрь 1790 г.
Р. Сражение у мыса Калиакрия17. июль 1791 г.
С. Чесменское сражение18. 1770 г.
18
12Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов, словосочетаний, дат, имен из предложенного списка. Словосочетания даны в именительном падеже единственном числе. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний больше, чем пропусков в тексте! 17
12.1А.) Младшим современником Фоефана Грека был великий ________. Самая знаменитое творение этого мастера – икона _______ .Не случайно заседавший более ста лет спустя после смерти художника церковный Стоглавый собор в______ велел всем живописцам «писати… иконы, как писал он».
12.2Б.) В 1708 -1710 гг. прошла реформа органов_________. Старая система назначения из центра воевод для управления___________ отменялась. Между уездом и столицей появилось промежуточное звено _______ .
12.3В.) Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой президента Российской Академии наук графа ______ , ставшего впоследствии _________. Он считал исконными основами русской жизни _______, _________ и ________.
12.4Г.) По настоянию военного министра ________ император принял решение перейти к планомерной осаде ________, руководство которой было поручено герою обороны Севастополя инженер-генералу _________. Турецкие войска вынуждены были в конце ноября _______ сдаться.
12.5Д.) Основным направлением реформы, начатой еще во время_____, было разрушение общины. В полную силу указ _______о переходе общинных наделов в частную собственность крестьян-единоличников «заработал» уже в послереволюционной России.
Варианты ответов: 1) местное управление; 2) С.С. Уваров; 3) православие; 4) Д.А. Милютин; 5) Э.Н. Тотлебен; 6) 1877 г.; 7) П.А. Столыпин; 8) «Троица»; 9) уезды; 10) 1551 г.; 11) Андрей Рублев; 12) 1900-1903 гг.; 13) 9 ноября 1906 г.; 14) самодержавие; 15) министр народного просвещения; 16) Февральская революция; 17) Плевна; 18) народность; 19) губерния; 20) революция 1905-1907 гг.
Школьная олимпиада по истории (11 кл.) № п/пЗаданияКол-во баллов
1По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. 8
1.1А.И. Путилов, А.И. Вышнеградский, А.И. Утин.
1.2«Русские ведомости»; «Русская мысль»; «Освобождение».
1.3Зависимость монополистической буржуазии от государственной власти; использование иностранного капитала; отработочная система; концентрация производства.
1.41900 – 1903 гг.; 1904 – 1908 гг.; 1909 – 1913 гг.
2Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор. 10
2.1Смоленск, Чернигов, Свияжск, Суздаль.
2.2Генерал-губернатор, губернатор, сенатор, воевода.
2.3В.М. Чернов, М.Р. Гоц, М.А. Натансон, А.В. Пешехонов.
2.4«Земля и воля», группа «Освобождение труда», «Товарищество Санкт-Петербругских мастеровых», «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
2.5 Забастовка на Путиловском заводе; забастовка на Московско-Казанской железной дороге; стачка на Никольской мануфактуре Морозова в Орехово-Зуево; восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».
3Историк должен грамотно писать исторические термины и понятия. Впишите вместо пропусков правильные буквы и дайте определение термина. 15
3.1…гре…сия –
3.2С…гр…гация –
3.3К…нв…рсия –
3.4…нтаг…низм –
3.5С…кул…ризация –
4Решите исторические задачи 6
4.1Какие из названных положений относятся к содержанию проекта преобразований М.М.Сперанского? А) учреждение Государственного совета Б) восстановление коллегий В) создание Государственной Думы Г) внедрение принципа разделения властей Д) отмена крепостного права Е) перенос столицы из Петербурга в Нижний Новгород Запишите выбранные положения в виде их буквенных обозначений. 3
4.2Как известно, выборы в дореволюционную Государственную Думу осуществлялись по куриям. За кандидата А проголосовало 2 помещика; за кандидата Б – 5 представителей крупной буржуазии; за кандидата В – 12 крестьян; за кандидата Г – 25 рабочих. Все они претендуют на одно депутатское место. Кто из них получит его в соответствии с Положением о выборах, принятом 3 июня 1907 г. и почему? 3
5О ком или о чем говорится в высказываниях, приведенных ниже? 6
5.1А) «Опыт всех времен и народов доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для общества… Русский народ… не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства…». Б) «Мне показалось, что главное стремление нынешнего века состоит в борьбе между массами и народными и аристокрациями…». В) «Тут выразилась вполне важность…, которою ноги инсургентов, так сказать, приковались к занимаемому ими месту. Не имея сил идти вперед, они увидели, что нет спасения назад. Оставалось одно – стоять, обороняться и ждать развязки от судьбы. Они это сделали». 2
5.2А) «Такие партии не прочь вернуть кое-что из времени крепостного права и даже еще из более старых времен русских царей. Бюрократия, полиция, верхи духовенства, дворянство, кулачество – вот основа этих партий. Только отчаянные средства насилия остаются в их руках…». Б) «Конечная цель, к которой должен стремиться этот союз – введение порядка на следующих основаниях: 1. Единство и нераздельность Российской империи, и незыблемость основных начал русской государственности; 2. Учреждение Государственной думы с правом непосредственного доклада государю; 3. Допущение евреев в Государственной думе в числе не более трех лиц, выбранных от всего еврейского населения Российской империи; 4. Самое строгое, твердое… ограждение права собственности частных лиц, общества и государства…». 2
5.3А) «Человечеству не удалось пока найти ничего эффективнее рыночной экономики… Свойственные ей механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов…». Б) «В первый же день вводятся законодательные акты, закрепляющие основные принципы экономической реформы: - равенство прав физических и юридических лиц на любую хозяйственную деятельность; - разгосударствление экономики; - исключение из уголовного и административного законодательства статей, предусматривающих наказание за предпринимательскую деятельность. К 400-му дню из государственной собственности должны быть преобразованы в акционерные общества или переведены на аренду до 30 – 40 процентов основных фондов промышленности…». 2
6Прочтите отрывки из документов. Из доклада С.Ю. Витте: «Волнение, охватившее разнообразные слои общества, не может быть рассматриваемо как следствие частичных несовершенств государственного и социального устроения или только как результат организованных действий крайних партий. Корни этих волнений, несомненно, лежат глубже… Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому, на основе гражданской свободы». Из воспоминаний начальника канцелярии Министерства императорского двора А.А. Мосолова: «Граф (Фредерикс В.Б. – министр императорского двора) мне рассказал, что когда он, обрадованный приездом Николая Николаевича (Великий князь, дядя императора), сказал ему, что его приезд ждали, чтобы назначить диктатором, великий князь, будучи в каком-то неестественном возбуждении, выхватил револьвер и закричал: «Если государь не примет программы Витте и захочет назначить меня диктатором, я застрелюсь у него на глазах из этого револьвера». Ответьте на вопросы.10
6.1О каких событиях идет речь? 2
6.2 Какие два варианта выхода из кризиса содержатся в документах? 3
6.3Какой документ вынужден был подписать император под давлением со стороны некоторых министров и членов императорской фамилии? 5
7Историку часто приходится иметь дело с устойчивыми выражениями, подменяющими строгие научные термины и понятия. Расшифруйте некоторые из них.10
7.1«Самобытники»
7.2 «Бумажная конституция»
7.3«Мягкие искровцы»
7.4«Бонапартизм»
7.5«Потемкинские деревни»
8Перед Вами изображение символов Российского государства. 16
8.1Назовите изображенные символы и определите их значение.
8.2Опишите расположение этих регалий на гербе Российского государства.
8.3Назовите имя царя и годы его правления, при котором указанные регалии царской власти впервые были изображены на гербе России.
9Вставьте вместо пропусков даты, названия стран (городов) и имена правителей. В _________________(1) 1700 г. Россия объявила войну ______________(2). Русские войска двинулись к Нарве. К тому времени ______________(3) и __________________(4) уже сражались со шведами. Армия __________________(5) осадила Ригу. Датские полки овладели рядом прибалтийских городов. Однако 18-летний шведский монарх ___________________(6) не растерялся. Он не стал гоняться за датчанами по Прибалтике, а неожиданно высадился с голландских и английских кораблей с 15-тысячным отрядом под датской столицей ________________(7). Не имея под рукой достаточного числа солдат, датский король ___________________(8) заключил мир с _______________(9) и вышел из Северного союза. Гарантом мира выступила _________________(10), которая рассчитывала на быструю победу Швеции над Саксонией и Россией и ожидала шведской помощи в войне с Францией. 10
10Перед Вами изображения наград. А Б 7
10.1Назовите награды. Когда и за что они были учреждены? А. Б. 6
10.2Определите главную общую черту представленных наград. 1
11Соотнесите даты и события. А. Сражение на р. Калка1.15 июля 1240 г.
Б. Полтавская битва 2. 1471 г.
В. Сражение на р. Шелонь3. 1714 г.
Г. Сражение у мыса Гангут4. 15 июля 1410 г.
Д. Невская битва5. 5 апреля 1242 г.
Е. Грюнвальдская битва6. 1720 г.
Ё. Сражение у деревни Лесная7. 1238 г.
Ж. Ледовое побоище8. 27 июня 1709 г.
З. Сражение у острова Гренгам9. 31 мая 1223 г.
И. Битва на р. Сить10. сентябрь 1708 г.
К. Сражение на р. Эмайыга11. 1234 г.
Л. Сражение на р. Вожа12. 1378 г.
М. «Стояние на Угре»13. 1480 г.
Н. Поражение русских войск под Нарвой14. 1561 г.
О. Разгром Ливонского ордена15. 1700 г.
П. Взятие русскими войсками крепости Измаил16. декабрь 1790 г.
Р. Сражение у мыса Калиакрия17. июль 1791 г.
С. Чесменское сражение18. 1770 г.
18
12Ниже приведены положения, характерные для разных направлений общественно-политической мысли в России первой половины XIX в. Некоторые из них поддерживались представителями нескольких направлений. А. Ликвидация самодержавия. Б. Установление конституционной монархии. В. Сохранение крепостного права. Г. Крестьянская община – готовая «ячейка» социализма. Д. Самодержавие – единственно возможная и необходимая форма правления в России. Е. Проведение реформ во всех областях экономической и социально-политической жизни России. Ё. Ликвидация крепостного права. Ж. Усиление репрессивной политики, ужесточение цензуры и полицейского надзора. З. Возрождение земских соборов как органов сотрудничества между народом и царской властью. И. Преобразование России путем народной революции. К. Триада: самодержавие, православие, народность – теория «официальной народности». Л. Единство исторического пути развития России и Западной Европы. М. Установление в России демократической республики. Н. Введение в России демократических гражданских свобод. О. Особый исторический путь развития России, отличный от западного. П. Исконная приверженность русского народа православию. Р. Восстановление патриархальных отношений между крестьянами и помещиками. С. Отмена крепостного права правительством. Укажите (записав буквенное обозначение), какие из них были характерны для 22
12.1реакционно-охранительного направления:
12.2славянофильского направления:
12.3западнического направления:
12.4радикального направления:
 

 
Категория: Мои файлы | Добавил: Татьяна
Просмотров: 4769 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
0
1   [Материал]
Нужны ответы

Имя *:
Email *:
Код *: