Школьная олимпиада по истории
07.05.2013, 22:14 | |
Задания школьной олимпиады по истории
5 класс
Выберите один правильный ответ:
1Первые государства образовались в долинах рек:
а) 5 тысяч лет назад;
в) 3 тысячи лет назад:
б) 6 тысяч лет назад;
г) 2 тысячи лет назад.
2 Завоевательные походы фараона Тутмоса Третьего были со
вершены около: а) 5500 года до н.э.;
в) 1500 года до н.э.;
б) 2600 года до н.э.;
I') 1100 года до н.э.
3 Египет расположен:
а) вдоль побережья Красного моря;
б) на берегах полноводной реки Нил от первого
до четвертого порога; в) в дельте реки Нил между вторым и седьмыми
рукавами; г) на берегах реки Нил от первого порог до Средиземного моря;
4 Ближайшими помощниками фараона в управлении государством были:
а) жрецы;
в) писцы;
6} вельможи;
г) воины;
5 Приспособление, при помощи которого в Египте поливали сады
и огороды, на которые не доходила вода во время разливов: а) насыпь;
в) канал;
б) рельеф;
г) шадуф.
6.Служителями бога в египетском храме были:
а) жрецы;
в) фараоны;
б) писцы;
г) вожди.
Выберите несколько правильных ответов:
7.На обеденном столе у египтянина-земледельца можно было увидеть:
а) ячменные лепешки;
д ) грецкие орехи;
б) горячий чай;
е) пироги с финиками;
в) вяленую рыбу;
ж) виноград.
г) печеный картофель; 8.Отметьте профессии древнеегипетских ремесленников:
а) ювелир; г) кораблестроитель; б) сапожник; д) столяр; в) ткач; е) сталевар,
9. Древние египтяне почитали священных животных.
Это были: а) бык; в) кенгуру; д)кошка; б) медведь; г) верблюд; е) крокодил.
10. Во времена правления фараона Тутмоса Третьего, его египетское войско имело на вооружении:
а) кольчуги; б) соевые колесницы;
в) лук и стрелы; г) стенобитные снаряды (тараны); д) длинные копья и кинжалы; е) короткие копья — дротики. 11. Жители Египта использовали для письма:
а) пальмовые листья; в) папирус; б) глиняные таблички; г) бамбуковые дощечки.
12. Древнеегипетская школа готовила:
а) земледельцев; в) жрецов; б) писцов; г) вельмож.
Школьная олимпиада по истории средних веков
6 класс
Выберите один или несколько правильных ответов:
1. Когда произошел раскол христианской церкви на католическую и православную?
а) 1095 г. б) 1054 г. в) 988 г.
2. На каком языке шло богослужение в католических церквях?
а) латинском б) греческом в) испанском
3. Что обозначает теперь выражение «пойти в Каноссу»?
а)преодолеть трудности б) добиться цели в) пойти на унизительные уступки
4. Выберите правильное определение понятия «церковная десятина»?
а) плата государства церкви б) особый налог на содержание храмов и духовенства в) часть доходов церкви, которую она платила государству
5. Что такое индульгенция?
а) грамота о прощении грехов б) проклятие, которое посылал папа императору в) союз между папой императором
6. Внутрицерковное движение за обновление церкви:
а) Францисканцев б) Доминиканцев в) Цистерианпев г) Клюнийское движение
7. У какого итальянского замка император Генрих IV вынужден был умолять о прошении Григория VII?
а) Урбино б) Мантуя в) Бургос г) Каносса
8. При каком папе римский престол добился максимального могуще- ства?
а) При Григории VIII б) При Иннокентии III в) При Урбане II г) При Бонифации VIII
9. Какой из этих монашеских орденов назывался «нищенствующим»?
а) францисканский в) цистерианский б) бенедиктинский г) капуцинов
10 Причины появления новых Городов в средневековой Европе:
а) успехи в хозяйстве г; б) отделение ремесла от сельского хозяйства в) правильно только б) г) правильно а) и б)
11 Город, жители которого победили в борьбе с сеньором:
а) монополия б) коммуна в) фортуна
12 Орган управления городом, избираемый горожанами?
а) совет народных депутатов б) ратуша в) городской совет г) совет ремесленников
13 Что такое цех?
а) место добычи сырья б) место обработки сырья в) союз ремесленников одной специальности
14 Кто являлся хозяином мастерской? а) цех б) цеховой старшина в) мастер 15 Что такое гильдия?
а) союз старшин б) союз купцов в) союз правителей.
Школьная олимпиада по истории
7 класс
1. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
а. Астраханский поход б. Введение срока сыска беглых крестьян в. Восстание И. Болотникова г. Восстание Степана Разина д. Избрание на царство Михаила Романова е. Опричнина ж. Освобождение Москвы от поляков з. Первый Земский собор и. Принятие Иваном Грозным титула царя ___________________________________________________________
2 Объясните коротко: Почему Лжедмитрий отказался выполнять многие обещания, данные полякам, хотя именно благодаря ним он взошел на престол? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3 Объясните коротко по культуре 16-17 вв: Как называется новый жанр, появившийся в начале 17 в., для которого характерны светское содержание и приемы иконописи в написании портрета? _____________________________________________________________ Как в 16-17 вв., назывался жанр литературы, который мы сейчас называем «биографией»?__________________________________________________ Как известно, Церковь преследовала светские развлечения. Пение танцы. Инструментальная музыка считалась бесовским порождением. Но были люди, которые, не обращая внимания на эти запреты, веселили публику игрой на гуслях, гудках. Как назывались эти люди?_____________________________ 4.Объясните значение слов: Земский собор_______________________________________ поместье____________________________________________ ____________________________________________________ раскол______________________________________________ ____________________________________________________ семибоярщина_______________________________________ 5. Исторический портрет Как известно, короля играет свита. Перед вами описание человека, чья деятельность оказала большое влияние на ход событий. Кто он? Его семья принадлежала к высшим кругам русской аристократии и была очень богата. Его детство и юность прошли при дворе, он получил хорошее по тем временам образование. Но светская жизнь не прельщала его и, скрыв свое происхождение и состояние, он поступает послушником в Соловецкий монастырь. Выполняет самую тяжелую и грязную работу, несколько лет живет в скиту отшельником. Позднее его изберут игуменом. Все свои средства он употребит на строительство и усовершенствование монастыря. По приглашению Ивана Грозного становится митрополитом всея Руси, но резко критикует царя за его бессмысленно жестокое правление. Однажды он даже публично отказал царю в благословении. Был обвинен в колдовстве и подстрекательстве к измене. Был сослан, лишен сана, а впоследствии убит Малютой Скуратовым. Причислен к лику святых как заступник, любимый и чтимый народом.________ ________________________________ _________________________________________________ _____________________________
6. Прочитайте отрывки из исторических источников и ответьте на вопросы:
А ...После того взяли меня со стрельцами, на пат-риархове дворе на цепь посадили. Три дни ни ел, ни пил; во тьме сидя, кланялся, не знаю — на восток, не знаю — на запад. Никто ко мне не приходил, токмо мыши и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно... Наутро архимандрит с братиею пришли и журят мне: «Что патриарху не покоришься?» Велели волочь в церковь. У церкви за волосы дерут, и под бока толкают, и в глаза плюют... Видят они, что я не соединяюся с ними. Приказал государь уговаривать меня, чтобы я молчал, и я потешил его: царь-то есть от Бога учинен, а се добренек до меня... Да так-то с полгода жил, да вижу, яко церковное ничто же успевает, заворчал, написав царю, чтобы он старое благочестие взыскал и святую церковь от ересей оборонил22. Б О царю Алексее! Покажу ти путь к покаянию и исправлению твоему. Ей, тебе истину говорю: время покаятися!.. А ты, аще и умеешь грамоте, но и нынеча хмельненек от Никонова напоения. Ведаю разум твой, умеешь многими языки говорить, да что в том прибыль?.. Ты ведь, Михаилович, русак, а не грек. Говори природным языком; не уничижай его и в церкви, и в дому, и в пословицах. А ты, миленький, посмотри-тко в пазуху ту у себя, царь христианский, всех ли христиан любишь?.. Ведь мы не отнимем у тебя царства, но за веру свою стоим". 1. Оба документа написаны одним человеком. Как его зовут? _______________________________________ 2. Какое событие нашло отражение в этих документах? 3. Как вы думаете, какой документ был написан раньше?
4.К какому жанру можно отнести первый документ? 5. Проблемный вопрос: В 1646 г. был принят указ о соляном налоге, затем было сокращено жалование стрельцам, а позднее серебряные деньги стали менять на медные. Эти меры привели к знаменитым восстаниям — соляному и медному бунтам. Однако гнев бунтовщиков не был направлен против царя. Почему объектом ненависти стали бояре, хотя они лишь исполнители царской воли? Школьная олимпиада по истории нового времени
8 класс
1. Модернизация - это: а) замена бракованных деталей механизма на
исправные; б) процессы обновления традиционного общества, вступающего на путь движения к современному обществу; в) использование моделей для рационализации способов построения конструкций; 2.Укажите, как называется в истории Франции период с 9 ноября 1799 г. по 18 мая 1804 г.: а) директория; б) империя; в) консульство; 3.Укажите, как называется систематизированный единый законодательный акт, регулирующий какую-либо однородную область общественных отношений: а) кодексом; б) законом; в) вердиктом. 4.Определите последовательность событий:_________ а) открытие Венского конгресса; б) заграничный поход русской армии; в) Консульство во Франции (начало); г) битва при Ватерлоо; д) объявление континентальной блокады; е) вступление союзников в Париж.___________ ____________________________________ 5. Укажите год заключения договора о мире и союзе между Россией Александра I и наполеоновской Францией:_________________________________ а) 1805; г) 1812; б) 1806; д) 1813. в) 1807; 6.Главные цели участников Венского конгресса 1814—1815 гг. состояли в том, чтобы:_ а) закрепить буржуазные порядки во Франции и в других странах Европы; б) восстановить общественно-политические по рядки, существовавшие до 1789 г.; в) поддержать национально-освободительные движение 7. Индустриальное общество — это: а) общество, состоящее из капиталистов — хозяев заводов и трудящихся, работающих на этих заводах; б) общество, состоящее из ученых, инженеров и техников, занятых созданием и совершенствованием машин; в) стадия развития общества, сменяющего традиционное (аграрное) общество. 9.Укажите, как называется период вторичного правления во Франции династии Бурбонов в начале XIX в: а) Империей; б) Реставрацией; в) Консульством. 10.Укажите, как называется государство, в котором верховенство принадлежит закону, обязательному для всех: а) либеральным; б) конфедеративным; в) правовым. 11.Определите последовательность событий: а) «Сто дней» Наполеона Бонапарта (начало); б) поход «Великой армии» в Россию; в) отречение императора Наполеона I; г) образование Священного союза; д) коронование Наполеона; е) «Битва народов» под Лейпцигом. 12.Укажите,в каком году произошла «Битва народов»: а) 1806; г) 1813; б) 1807; д) 1815. в) 1812; Школьная олимпиада по истории (9 кл.) Краткие ответы вписывать в таблицу сразу после вопросов, развернутые ответы располагать в специально обозначенных местах. № п/пЗаданияКол-во баллов 1По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. 8 1.1П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, Э.И. Тотлебен, Н.Н. Муравьев. 1.2Конфискация; национализация; муниципализация; социализация. 1.3Крестьянское общинное землевладение; идея равного права всех людей на землю; общинное самоуправление; природный коллективизм; возможность построения социалистического общества. 1.41806 - 1812 гг.; 1828 - 1829 гг.; 1853 - 1856 гг.; 1877 - 1878 гг. 2Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните. 10 2.1Ликвидация или ограничение роли сословного представительства; неограниченная власть верховного правителя; наличие сословного самоуправления; высокая степень централизации власти. 2.2Крестоносцы; византийцы; печенеги; хазары. 2.3Н.Г. Чернышевский; А.С. Хомяков; А.И. Герцен; Д.И. Писарев. 2.4«Кровавое воскресенье»; отречение Николая II от престола; Октябрьская всероссийская политическая стачка; Декабрьское вооруженное восстание в Москве. 2.5 Ф. Шаляпин; А. Нежданова; Л. Собинов; М Петипа. 3Историк должен грамотно писать исторические термины и понятия. Впишите вместо пропусков правильную букву. 10 3.1Гл…з…бойка – окованная железом дубина для разбивания больших комьев земли. 3.2Кр…ц… – мягкая пористая масса с большой примесью шлаков, образованная в результате плавки. 3.3В…рв…нь – вытопленный жир морских животных. 3.4Б…льв…дер – башенка на здании как архитектурное украшение, или отдельная небольшая постройка на возвышенном месте. 3.5…собн…жительный – тип монастыря, в котором монахи, хотя и находились вместе, сохраняли известную самостоятельность 4Решите историческую задачу. 6 4.1 В 1072 г. в Киеве один из посадских людей обвинил одного из приезжих крестьян в краже принадлежавшей ему вещи. На суде крестьянин заявил, что купил эту вещь в соседней волости… и тут же был приговорен к наказанию. Почему ему никто не поверил? 3 4.2 Какие предметы Вы бы изучали, если учились бы в дореволюционной классической гимназии, и какие – в реальном училище? 3 5О ком или о чем говорится в высказываниях, приведенных ниже? 6 5.1 А) «…намерение сей книги на каждом листе видно – сочинитель оной наполнен и заражен французским заблуждением… выищивает все возможное к умалению почтения к власти, к приведению народа в негодавание противу начальства… Сии страницы криминального намерения, совершенно бунтовские». Б) «Труд сего писателя бесполезен не будет, ибо, обнажая шествие наших мыслей к истине и заблуждению устранит некоторых от пагубные стези и заградит полет невежества…». В) «… оная книга – писанная истинным представителем полупросвещения…». 2 5.2 А) «Ваше Величество! Трагедия, разыгравшаяся на Екатерининском канале, не была случайностью и ни для кого не была неожиданной… Правительство, конечно, может еще переловить и перевешать многое множество отдельных личностей… Но ведь это нисколько не изменит положения вещей…». Б) «Отца Вашего… всегда желавшего добра людям, старого, доброго человека, бесчеловечно изувечили… не личные враги его. Но враги существующего порядка вещей…». В) «Вот к чему привели эти реформы…». 2 5.3 А) «Такие партии не прочь вернуть кое-что из времени крепостного права и даже ещё из более старых времён русских царей. Бюрократия, полиция, верхи духовенства, дворянство, кулачество – вот основа этих партий. Только отчаянные средства насилия остаются в их руках…». Б) «Конечная цель, к которой должен стремиться этот союз – введение порядка на следующих основаниях: 1.Единство и неразделенность Российской империи, и незыблемость основных начал русской государственности; 2. Учреждение Государственной Думы с правом непосредственного доклада государю; 4. Допущение евреев в Государственной Думе в числе не более трёх лиц, выбранных от всего еврейского населения Российской империи; 7.Самое строгое, твердое… ограждение права собственности частных лиц, общества и государства…». 2 6Прочтите отрывок из сочинения историка. «Военные успехи в предшествующем царствовании позволяли России рассчитывать на усиление своих позиций в Европе. Император был полон честолюбивых устремлений. Приняв предложенное ему звание великого магистра ордена Иоаннитов, он намеревался под знаменем защиты христианства возглавить борьбу против «атеистов». В Северную Италию послан был великий Суворов. Российский флот под командованием адмирала Ушакова освободил Ионические острова». Ответьте на вопросы. 10 6.1О каких событиях идет речь? 4 6.2В правление какого императора произошли указанные события? 1 6.3Какие государства выступили союзниками России? 5 7Историку часто приходится иметь дело с устойчивыми выражениями, подменяющими строгие научные термины и понятия. Расшифруйте некоторые из них. 15 7.1«Нарочитая чадь» 7.2 «Большая соха» 7.3«Белоподкладочник» 7.4«Погромные герои» 7.5«Бумажная конституция» 8 Перед Вами изображение одного из символов царской власти. Расскажите о нем как можно более подробно 12 9Вставьте вместо пропусков даты, название организаций и имена известных исторических деятелей. Тайные общества, ставившие своей целью подготовку и осуществление преобразований, появились почти сразу после окончания заграничного похода русской армии. Первым крупным обществом стал________________________________________(1), действовавший с_____________(2) по__________________(3) После утверждения устава, эта организация стала называться____________ ____________________________(4) Его основателем был молодой полковник Генерального штаба _______________________(5), а членами________________(6),_________________(7),_____________ ______(8), ___________________(9),______________________(10). 10 10Соотнесите ордена и их девизы. 1. Святого апостола Андрея Первозванного (1698)А. «За труды и отечество» 2. Святой великомученицы Екатерины (1714)Б. «За любовь и отечество» 3. Святого Александра Невского (1725)В. «За службу и храбрость» 4. Святого великомученика и Победоносца Георгия (1769)Г. «За веру и верность» 8 11Соотнесите имена правителей и годы их правления. А. Елизавета Петровна1.1533 – 1584 гг. Б. Петр I Алексеевич2. 1598 – 1605 гг. В. Екатерина II Алексеевна3. 1613 – 1645 гг. Г. Иван IV Васильевич4. 1645 – 1676 гг. Д. Петр II Алексеевич5. 1682 – 1725 гг. Е. Борис Годунов6. 1725 – 1727 гг. Ж. Алексей Михайлович7. 1727 – 1730 гг. З. Екатерина I Алексеевна8. 1730 – 1740 гг. И. Михаил Федорович9. 1741 – 1761 гг. К. Анна Иоановна10. 1762 – 1796 гг. 10 12Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов, словосочетаний, дат, имен из предложенного списка. Словосочетания даны в именительном падеже единственном числе. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний больше, чем пропусков в тексте! 17 12.1А.) Младшим современником Фоефана Грека был великий ________. Самая знаменитое творение этого мастера – икона _______ .Не случайно заседавший более ста лет спустя после смерти художника церковный Стоглавый собор в______ велел всем живописцам «писати… иконы, как писал он». 12.2Б.) В 1708 -1710 гг. прошла реформа органов_________. Старая система назначения из центра воевод для управления___________ отменялась. Между уездом и столицей появилось промежуточное звено _______ . 12.3В.) Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой президента Российской Академии наук графа ______, ставшего впоследствии _________. Он считал исконными основами русской жизни _______, _________ и ________. 12.4Г.) По настоянию военного министра ________ император принял решение перейти к планомерной осаде ________, руководство которой было поручено герою обороны Севастополя инженер-генералу _________. Турецкие войска вынуждены были в конце ноября _______ сдаться. 12.5Д.) Основным направлением реформы, начатой еще во время_____, было разрушение общины. В полную силу указ _______о переходе общинных наделов в частную собственность крестьян-единоличников «заработал» уже в послереволюционной России. Варианты ответов: 1) местное управление; 2) С.С. Уваров; 3) православие; 4) Д.А. Милютин; 5) Э.Н. Тотлебен; 6) 1877 г.; 7) П.А. Столыпин; 8) «Троица»; 9) уезды; 10) 1551 г.; 11) Андрей Рублев; 12) 1900-1903 гг.; 13) 9 ноября 1906 г.; 14) самодержавие; 15) министр народного просвещения; 16) Февральская революция; 17) Плевна; 18) народность; 19) губерния; 20) революция 1905-1907 гг. Школьная олимпиада по истории (10 кл.) Ответы вписывать в таблицу сразу после вопросов, развернутые ответы - в специально обозначенных местах. Максимальное количество баллов 128. № п/пЗаданияКол-во баллов 1По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. 8 1.1А.Н. Куропаткин, Р.И. Кондратенко, А.М. Стессель, С.О. Макаров. 1.2Конфискация; национализация; муниципализация; социализация. 1.3Расширение феодального землевладения; ослабление роли авторитета Киева в результате набегов кочевников; стремление отдельных городов стать самостоятельными местными центрами; усиление соперничества и усобиц князей 1.41054 – 1073 гг.; 1073 -1076 гг.; 1076 – 1078 гг.; 1078 – 1093 гг. 2Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните. 10 2.1Венеды, анты, склавины, сарматы, борисфениты. 2.2Приказы, коллегии, комиссариаты, совнархозы, министерства. 2.3Ростислав Владимирович; Ярослав Осмомысл; Всеволод Мстиславич; Роман Мстиславич; Даниил Романович. 2.4Иларион, Антоний, Феодосий, Феогност. 2.5 «Слово о законе и благодати»; «Хождение игумена Даниила в святые места»; «Слово о погибели русской земли»; «Память и похвала Владимира». 3Историк должен грамотно писать исторические термины и понятия. Впишите вместо пропусков правильную букву. 10 3.1Гл…з…бойка – окованная железом дубина для разбивания больших комьев земли. 3.2Кр…ц… – мягкая пористая масса с большой примесью шлаков, образованная в результате плавки. 3.3В…рв…нь – вытопленный жир морских животных. 3.4Б…льв…дер – башенка на здании как архитектурное украшение, или отдельная небольшая постройка на возвышенном месте. 3.5…собн…жительный – тип монастыря, в котором монахи, хотя и находились вместе, сохраняли известную самостоятельность 4Решите историческую задачу. 6 4.1 Мог ли архитектор, наблюдавший за постройкой Софийского собора в Новгороде, при посещении дома новгородского посадника посмотреть на знаменитое «Остромирово евангелие»? 3 4.2 Представьте, что Вы, находитесь в Киеве во времена правления Владимира Крестителя. Принадлежащий Вам участок земли Ваши соседи попытались уменьшить, перепахав межу. На какие статьи «Русской Правды» Вы будете опираться в княжеском суде и какое наказание требовать для обидчиков? 3 5О ком или о чем говорится в высказываниях, приведенных ниже? 6 5.1 А) «…намерение сей книги на каждом листе видно – сочинитель оной наполнен и заражен французским заблуждением… выищивает все возможное к умалению почтения к власти, к приведению народа в негодавание противу начальства… Сии страницы криминального намерения, совершенно бунтовские». Б) «Труд сего писателя бесполезен не будет, ибо, обнажая шествие наших мыслей к истине и заблуждению устранит некоторых от пагубные стези и заградит полет невежества…». В) «… оная книга – писанная истинным представителем полупросвещения…». 2 5.2 А) «Ваше Величество! Трагедия, разыгравшаяся на Екатерининском канале, не была случайностью и ни для кого не была неожиданной… Правительство, конечно, может еще переловить и перевешать многое множество отдельных личностей… Но ведь это нисколько не изменит положения вещей…». Б) «Отца Вашего… всегда желавшего добра людям, старого, доброго человека, бесчеловечно изувечили… не личные враги его. Но враги существующего порядка вещей…». В) «Вот к чему привели эти реформы…». 2 5.3 А) «… в целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса… гражданской конфронтации, хаоса и анархии, которые угрожают жизни и безопасности граждан… заявляем: 1. … ввести чрезвычайное положение… на срок 6 месяцев… 2. … временно ограничить перечень выпускаемых центральных, московских, городских и областных общественно-политических газет… и изданий». Б) «Солдаты и офицеры России! В эту трагическую для России минуту я обращаюсь к вам. Не дайте поймать себя в сети лжи, обещаний и демагогических рассуждений о воинском долге! Не станьте слепым орудием преступной группы авантюристов…». 2 6Прочтите отрывок из сочинения историка. «Военные успехи в предшествующем царствовании позволяли России рассчитывать на усиление своих позиций в Европе. Император был полон честолюбивых устремлений. Приняв предложенное ему звание великого магистра ордена Иоаннитов, он намеревался под знаменем защиты христианства возглавить борьбу против «атеистов». В Северную Италию послан был великий Суворов. Российский флот под командованием адмирала Ушакова освободил Ионические острова». Ответьте на вопросы. 10 6.1О каких событиях идет речь? 4 6.2В правление какого императора произошли указанные события? 1 6.3Какие государства выступили союзниками России? 5 7Историку часто приходится иметь дело с устойчивыми выражениями, подменяющими строгие научные термины и понятия. Расшифруйте некоторые из них. 15 7.1«Нарочитая чадь» 7.2 «Большая соха» 7.3«Белоподкладочник» 7.4«Погромные герои» 7.5«Бумажная конституция» 8 Перед Вами изображение одного из символов царской власти. Расскажите о нем как можно более подробно 12 9Вставьте вместо пропусков даты, название организаций и имена известных исторических деятелей. Тайные общества, ставившие своей целью подготовку и осуществление преобразований, появились почти сразу после окончания заграничного похода русской армии. Первым крупным обществом стал________________________________________(1), действовавший с_____________(2) по__________________(3) После утверждения устава, эта организация стала называться____________ ____________________________(4) Его основателем был молодой полковник Генерального штаба _______________________(5), а членами________________(6),_________________(7),_____________ ______(8), ___________________(9),______________________(10). 10 10Соотнесите ордена и их девизы. 1. Святого апостола Андрея Первозванного (1698)А. «За труды и отечество» 2. Святой великомученицы Екатерины (1714)Б. «За любовь и отечество» 3. Святого Александра Невского (1725)В. «За службу и храбрость» 4. Святого великомученика и Победоносца Георгия (1769)Г. «За веру и верность» 8 11Соотнесите даты и события. А. Сражение на р. Калка1.15 июля 1240 г. Б. Полтавская битва 2. 1471 г. В. Сражение на р. Шелонь3. 1714 г. Г. Сражение у мыса Гангут4. 15 июля 1410 г. Д. Невская битва5. 5 апреля 1242 г. Е. Грюнвальдская битва6. 1720 г. Ё. Сражение у деревни Лесная7. 1238 г. Ж. Ледовое побоище8. 27 июня 1709 г. З. Сражение у острова Гренгам9. 31 мая 1223 г. И. Битва на р. Сить10. сентябрь 1708 г. К. Сражение на р. Эмайыга11. 1234 г. Л. Сражение на р. Вожа12. 1378 г. М. «Стояние на Угре»13. 1480 г. Н. Поражение русских войск под Нарвой14. 1561 г. О. Разгром Ливонского ордена15. 1700 г. П. Взятие русскими войсками крепости Измаил16. декабрь 1790 г. Р. Сражение у мыса Калиакрия17. июль 1791 г. С. Чесменское сражение18. 1770 г. 18 12Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов, словосочетаний, дат, имен из предложенного списка. Словосочетания даны в именительном падеже единственном числе. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний больше, чем пропусков в тексте! 17 12.1А.) Младшим современником Фоефана Грека был великий ________. Самая знаменитое творение этого мастера – икона _______ .Не случайно заседавший более ста лет спустя после смерти художника церковный Стоглавый собор в______ велел всем живописцам «писати… иконы, как писал он». 12.2Б.) В 1708 -1710 гг. прошла реформа органов_________. Старая система назначения из центра воевод для управления___________ отменялась. Между уездом и столицей появилось промежуточное звено _______ . 12.3В.) Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой президента Российской Академии наук графа ______ , ставшего впоследствии _________. Он считал исконными основами русской жизни _______, _________ и ________. 12.4Г.) По настоянию военного министра ________ император принял решение перейти к планомерной осаде ________, руководство которой было поручено герою обороны Севастополя инженер-генералу _________. Турецкие войска вынуждены были в конце ноября _______ сдаться. 12.5Д.) Основным направлением реформы, начатой еще во время_____, было разрушение общины. В полную силу указ _______о переходе общинных наделов в частную собственность крестьян-единоличников «заработал» уже в послереволюционной России. Варианты ответов: 1) местное управление; 2) С.С. Уваров; 3) православие; 4) Д.А. Милютин; 5) Э.Н. Тотлебен; 6) 1877 г.; 7) П.А. Столыпин; 8) «Троица»; 9) уезды; 10) 1551 г.; 11) Андрей Рублев; 12) 1900-1903 гг.; 13) 9 ноября 1906 г.; 14) самодержавие; 15) министр народного просвещения; 16) Февральская революция; 17) Плевна; 18) народность; 19) губерния; 20) революция 1905-1907 гг. Школьная олимпиада по истории (11 кл.) № п/пЗаданияКол-во баллов 1По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. 8 1.1А.И. Путилов, А.И. Вышнеградский, А.И. Утин. 1.2«Русские ведомости»; «Русская мысль»; «Освобождение». 1.3Зависимость монополистической буржуазии от государственной власти; использование иностранного капитала; отработочная система; концентрация производства. 1.41900 – 1903 гг.; 1904 – 1908 гг.; 1909 – 1913 гг. 2Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор. 10 2.1Смоленск, Чернигов, Свияжск, Суздаль. 2.2Генерал-губернатор, губернатор, сенатор, воевода. 2.3В.М. Чернов, М.Р. Гоц, М.А. Натансон, А.В. Пешехонов. 2.4«Земля и воля», группа «Освобождение труда», «Товарищество Санкт-Петербругских мастеровых», «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». 2.5 Забастовка на Путиловском заводе; забастовка на Московско-Казанской железной дороге; стачка на Никольской мануфактуре Морозова в Орехово-Зуево; восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». 3Историк должен грамотно писать исторические термины и понятия. Впишите вместо пропусков правильные буквы и дайте определение термина. 15 3.1…гре…сия – 3.2С…гр…гация – 3.3К…нв…рсия – 3.4…нтаг…низм – 3.5С…кул…ризация – 4Решите исторические задачи 6 4.1Какие из названных положений относятся к содержанию проекта преобразований М.М.Сперанского? А) учреждение Государственного совета Б) восстановление коллегий В) создание Государственной Думы Г) внедрение принципа разделения властей Д) отмена крепостного права Е) перенос столицы из Петербурга в Нижний Новгород Запишите выбранные положения в виде их буквенных обозначений. 3 4.2Как известно, выборы в дореволюционную Государственную Думу осуществлялись по куриям. За кандидата А проголосовало 2 помещика; за кандидата Б – 5 представителей крупной буржуазии; за кандидата В – 12 крестьян; за кандидата Г – 25 рабочих. Все они претендуют на одно депутатское место. Кто из них получит его в соответствии с Положением о выборах, принятом 3 июня 1907 г. и почему? 3 5О ком или о чем говорится в высказываниях, приведенных ниже? 6 5.1А) «Опыт всех времен и народов доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для общества… Русский народ… не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства…». Б) «Мне показалось, что главное стремление нынешнего века состоит в борьбе между массами и народными и аристокрациями…». В) «Тут выразилась вполне важность…, которою ноги инсургентов, так сказать, приковались к занимаемому ими месту. Не имея сил идти вперед, они увидели, что нет спасения назад. Оставалось одно – стоять, обороняться и ждать развязки от судьбы. Они это сделали». 2 5.2А) «Такие партии не прочь вернуть кое-что из времени крепостного права и даже еще из более старых времен русских царей. Бюрократия, полиция, верхи духовенства, дворянство, кулачество – вот основа этих партий. Только отчаянные средства насилия остаются в их руках…». Б) «Конечная цель, к которой должен стремиться этот союз – введение порядка на следующих основаниях: 1. Единство и нераздельность Российской империи, и незыблемость основных начал русской государственности; 2. Учреждение Государственной думы с правом непосредственного доклада государю; 3. Допущение евреев в Государственной думе в числе не более трех лиц, выбранных от всего еврейского населения Российской империи; 4. Самое строгое, твердое… ограждение права собственности частных лиц, общества и государства…». 2 5.3А) «Человечеству не удалось пока найти ничего эффективнее рыночной экономики… Свойственные ей механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов…». Б) «В первый же день вводятся законодательные акты, закрепляющие основные принципы экономической реформы: - равенство прав физических и юридических лиц на любую хозяйственную деятельность; - разгосударствление экономики; - исключение из уголовного и административного законодательства статей, предусматривающих наказание за предпринимательскую деятельность. К 400-му дню из государственной собственности должны быть преобразованы в акционерные общества или переведены на аренду до 30 – 40 процентов основных фондов промышленности…». 2 6Прочтите отрывки из документов. Из доклада С.Ю. Витте: «Волнение, охватившее разнообразные слои общества, не может быть рассматриваемо как следствие частичных несовершенств государственного и социального устроения или только как результат организованных действий крайних партий. Корни этих волнений, несомненно, лежат глубже… Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому, на основе гражданской свободы». Из воспоминаний начальника канцелярии Министерства императорского двора А.А. Мосолова: «Граф (Фредерикс В.Б. – министр императорского двора) мне рассказал, что когда он, обрадованный приездом Николая Николаевича (Великий князь, дядя императора), сказал ему, что его приезд ждали, чтобы назначить диктатором, великий князь, будучи в каком-то неестественном возбуждении, выхватил револьвер и закричал: «Если государь не примет программы Витте и захочет назначить меня диктатором, я застрелюсь у него на глазах из этого револьвера». Ответьте на вопросы.10 6.1О каких событиях идет речь? 2 6.2 Какие два варианта выхода из кризиса содержатся в документах? 3 6.3Какой документ вынужден был подписать император под давлением со стороны некоторых министров и членов императорской фамилии? 5 7Историку часто приходится иметь дело с устойчивыми выражениями, подменяющими строгие научные термины и понятия. Расшифруйте некоторые из них.10 7.1«Самобытники» 7.2 «Бумажная конституция» 7.3«Мягкие искровцы» 7.4«Бонапартизм» 7.5«Потемкинские деревни» 8Перед Вами изображение символов Российского государства. 16 8.1Назовите изображенные символы и определите их значение. 8.2Опишите расположение этих регалий на гербе Российского государства. 8.3Назовите имя царя и годы его правления, при котором указанные регалии царской власти впервые были изображены на гербе России. 9Вставьте вместо пропусков даты, названия стран (городов) и имена правителей. В _________________(1) 1700 г. Россия объявила войну ______________(2). Русские войска двинулись к Нарве. К тому времени ______________(3) и __________________(4) уже сражались со шведами. Армия __________________(5) осадила Ригу. Датские полки овладели рядом прибалтийских городов. Однако 18-летний шведский монарх ___________________(6) не растерялся. Он не стал гоняться за датчанами по Прибалтике, а неожиданно высадился с голландских и английских кораблей с 15-тысячным отрядом под датской столицей ________________(7). Не имея под рукой достаточного числа солдат, датский король ___________________(8) заключил мир с _______________(9) и вышел из Северного союза. Гарантом мира выступила _________________(10), которая рассчитывала на быструю победу Швеции над Саксонией и Россией и ожидала шведской помощи в войне с Францией. 10 10Перед Вами изображения наград. А Б 7 10.1Назовите награды. Когда и за что они были учреждены? А. Б. 6 10.2Определите главную общую черту представленных наград. 1 11Соотнесите даты и события. А. Сражение на р. Калка1.15 июля 1240 г. Б. Полтавская битва 2. 1471 г. В. Сражение на р. Шелонь3. 1714 г. Г. Сражение у мыса Гангут4. 15 июля 1410 г. Д. Невская битва5. 5 апреля 1242 г. Е. Грюнвальдская битва6. 1720 г. Ё. Сражение у деревни Лесная7. 1238 г. Ж. Ледовое побоище8. 27 июня 1709 г. З. Сражение у острова Гренгам9. 31 мая 1223 г. И. Битва на р. Сить10. сентябрь 1708 г. К. Сражение на р. Эмайыга11. 1234 г. Л. Сражение на р. Вожа12. 1378 г. М. «Стояние на Угре»13. 1480 г. Н. Поражение русских войск под Нарвой14. 1561 г. О. Разгром Ливонского ордена15. 1700 г. П. Взятие русскими войсками крепости Измаил16. декабрь 1790 г. Р. Сражение у мыса Калиакрия17. июль 1791 г. С. Чесменское сражение18. 1770 г. 18 12Ниже приведены положения, характерные для разных направлений общественно-политической мысли в России первой половины XIX в. Некоторые из них поддерживались представителями нескольких направлений. А. Ликвидация самодержавия. Б. Установление конституционной монархии. В. Сохранение крепостного права. Г. Крестьянская община – готовая «ячейка» социализма. Д. Самодержавие – единственно возможная и необходимая форма правления в России. Е. Проведение реформ во всех областях экономической и социально-политической жизни России. Ё. Ликвидация крепостного права. Ж. Усиление репрессивной политики, ужесточение цензуры и полицейского надзора. З. Возрождение земских соборов как органов сотрудничества между народом и царской властью. И. Преобразование России путем народной революции. К. Триада: самодержавие, православие, народность – теория «официальной народности». Л. Единство исторического пути развития России и Западной Европы. М. Установление в России демократической республики. Н. Введение в России демократических гражданских свобод. О. Особый исторический путь развития России, отличный от западного. П. Исконная приверженность русского народа православию. Р. Восстановление патриархальных отношений между крестьянами и помещиками. С. Отмена крепостного права правительством. Укажите (записав буквенное обозначение), какие из них были характерны для 22 12.1реакционно-охранительного направления: 12.2славянофильского направления: 12.3западнического направления: 12.4радикального направления: | |
| |
Просмотров: 4858 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |